Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательные основы природопользования





Основу экологического законодательства России составляют природно-ресурсные и природоохранные федеральные законодательные акты, в основу которых основной закон Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

Кприродно-ресурсным законодательным актам, в частности, относятся Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009) и (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010)); Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 27.12.2009); Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2009)); законы РФ «О животном мире» (1995) с изменениями от 01 января 2008 г.; Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 06.12.2007) "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 22.04.2003) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2009); Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010)); Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008).



Основные природоохранные федеральные законодательные акты: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009); «О природных ле­чебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (1995); Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995); Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995)», Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)»; «О состоянии эпидемиологического благополучия населения» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ); Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране атмосферного воздуха» (принят ГД ФС РФ 02.04.1999); «Об отходах произ­водства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (1998); Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)»; Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О радиационной безопасности населения» (принят ГД ФС РФ 05.12.1995)»; «О безопасности гидро­технических сооружений» (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ) N 117-ФЗ (1997); Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (принят ГД ФС РФ 24.06.1997)»; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2010); Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2010); Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 N 1738-1(ред. от 26.06.2007); Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят ГД ФС РФ 11.11.1994); Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009); Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010); приняты «специализированные» федеральные законы Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об охране озера Байкал» (принят ГД ФС РФ 02.04.1999)» (1999). В 2004 г. был принят Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которому сохранение водных биоресурсов и их рациональное исполь­зование признается основополагающим принципом развития рыбного хозяйства России; Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 27.12.2009).





Федеральный закон «О состоянии эпидемиологического благополучия населения» регулирует отношения, возникающие в данной облас­ти как одно из основных условий реализации предусмотренных Кон­ституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную ок­ружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окру­жающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения эпидемиологического благополучия населе­ния, регулируются законодательством РФ «Об охране окружающей среды» и указанным Федеральным законом.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.1999) (ред. от 18.07.2009) в главах XVIII «Ответственность за ущерб от загрязнения с судов неф­тью» и XIX «Ответственность за ущерб, в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ» определяет ответственность за загрязне­ние морской среды и порядок возмещения ущерба, причиненного за­грязнением.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определяет правовые основы любой деятельности, так или иначе связанной с озером, являющимся не только уникальной эколо­гической системой России, но и природным объектом всемирного на­следия. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осу­ществляется данным Федеральным законом, другими федеральны­ми законами и нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Закон устанавливает требования к водному режиму, выделяет эко­логические зоны Байкальской природной территории, утверждает ос­новные принципы государственного регулирования в области охраны озера Байкал, определяет виды деятельности, запрещенные или огра­ниченные на Байкальской природной территории, порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействии на эко­систему озера.

Постановлением Правительства РФ от 22 марта 1999 г. № 321 ут­верждено положение о Правительственной комиссии по Байкалу. Ко­миссия — постоянно действующий орган, осуществляющий координа­цию деятельности федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читин­ской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по охране озера Байкал и рациональному использованию природных ре­сурсов его бассейна. Согласно постановлению Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, МПР России самостоятельно принимает нор­мативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера, а также методы их определения. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 Фе­деральной службе по надзору в сфере природопользования поручено осуществлять в пределах своей компетенции мониторинг объектов животного мира озера Байкал.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмо­сферного воздуха» устанавливает виды и способы контроля за охраной атмосферного воздуха, а также права и обязанности государственных инспекторов, граждан, юридических лиц и общественных объединений в этой области. Ответственность за нарушение данного закона насту­пает в соответствии со ст. 251 Уголовного кодекса РФ и ст. 77-84 Ко­декса об административных правонарушениях.

Многие статьи закона, касающиеся деятельности государственных органов в области охраны атмосферного воздуха, ссылаются на зако­нодательство Российской Федерации. В связи с этим распоряжением Правительства РФ был утвержден план подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

На уровне подзаконных актов можно отметить следующие поста­новления Правительства РФ, направленные на развитие системы особо охраняемых природных территорий:

«О расширении территории Лазовского государственного природ­ного заповедника имени Л.Г. Капланова» от 5 апреля 1999 г. № 369;

«О расширении территории Сихотэ-Алинского государственного природного биосферного заповедника» от 10 июня 1999 г. № 621;

«Об учреждении в Алтайском крае государственного природного заповедника «Тигирекский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» от 4 декабря 1999 г. № 1342;

«Об учреждении государственного природного заповедника «Ха­касский»» от 4 сентября 1999 г. № 1004.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 августа 1999 г. № 1264-р «Об утверждении плана подготовки проектов норма­тивных правовых актов», необходимых для реализации Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Министерство транспорта РФ участвовало в рассмотрении и согласовании проектов постановле­ний Правительства РФ «О нормировании выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух» и «О порядке установления и пересмот­ра гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух». С его участием был также согласован проект постановления Правительства РФ «О порядке трансграничного пере­мещения отходов».

Россия подписала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; для обеспечения взятых по этим документам обязательств были при­няты постановления Правительства РФ «Об усилении мер государст­венного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» от 5 мая 1999 г. № 490 и «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Россий­скую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 9 декабря 1999 г. № 1368.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим лес­ные отношения в стране, является Лесной кодекс РФ, которым уста­новлены правовые основы рационального использования, охраны, за­щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ре­сурсного потенциала. Лесное законодательство России, кроме дейст­вующего Кодекса, включает также ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Прави­тельством РФ в целях реализации Лесного кодекса и выполнения его положений было утверждено более 20 нормативных правовых актов, в том числе Положение о специально уполномоченных государствен­ных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; Порядок осуществления госу­дарственного контроля за состоянием, использованием, охраной и за­щитой лесного фонда и воспроизводством лесов; Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации; Положение об аренде участков лесного фонда; Положение о предоставлении участ­ков лесного фонда в безвозмездное пользование и др. Кроме того, в настоящее время действует более 30 нормативных правовых актов, разработанных и утвержденных Федеральной службой лесного хозяй­ства России. Субъектами Федерации принято более 700 нормативных актов, регулирующих взаимодействие их исполнительных органов с Рослесхозом.

В рамках Программы управления охраной окружающей среды в транспортном комплексе совершенствуется нормативно-методи­ческая база природоохранной деятельности отрасли. Группа научно-исследовательских организаций подготовила гармонизированные с Правилами № 83 и № 24 ЕЭК ООН редакции государственных стан­дартов (введены в действие с 1 января 2000 г.) взамен устаревших.

Большая работа проводится Росречфлотом по оказанию консульта­тивно-методической помощи судовладельцам и речным портам в ре­шении конкретных экологических проблем. Большое внимание уделя­ется вопросам взаимодействия с центральными контролирующими органами в области нормативного правового обеспечения экологиче­ской безопасности судоходства и грузовых операций в портах.

Мероприятия по обеспечению экологической безопасности на мор­ском транспорте направлены, прежде всего, на предотвращение загряз­нения моря нефтью и другими перевозимыми вредными веществами, а также сточными водами, выбросами загрязняющих веществ в атмо­сферу, мусором. Состав организационных, технических и технологи­ческих природоохранных мероприятий на судах регламентируется требованиями Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (1973) с изменениями, внесенными в нее Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78). Все эти требования содержатся в Правилах Морско­го регистра судоходства России, других национальных нормативных документах по охране окружающей среды на морском транспорте.

Вопросы собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами.

В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч.2 ст.9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Как правовой институт право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

В ст.209 ГК РФ воспроизведено положение ст.36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.

Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране. Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем, количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Эти ограничения заключаются в следующем:

- устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды;

- вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.);

- имущество может обременяться публичными и частными сервитутами;

- ограничивается оборотоспособность природных объектов.

Государственная собственность на природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и в настоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водных объектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Если раньше все природные ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников два. Это Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим встал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:

- земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;

- земли природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения;

- земли водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

- земельные участки, предоставленные органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

- находящиеся в государственной собственности земельные участки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр федерального значения;

- земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, приобретённые Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

- лесной фонд и расположенные на землях обороны леса;

- объекты животного мира:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

- естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации водные объекты:

- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

- подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

- трансграничные (пограничные) водные объекты;

- внутренние морские воды;

- территориальное море Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

- иные особо охраняемые водные объекты федерального значения;

- участки недр федерального значения, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ.

К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования. От их имени выступают органы местного самоуправления.

В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

- земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

- земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться:

- земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок;

- древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

- древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется собственником по своему усмотрению.

Мировая практика в этом отношении весьма разнообразна. Преоб­ладающая часть земельных ресурсов обычно находится в частной соб­ственности. Так, в Великобритании государству принадлежит только 9% земель, в США - 40% (в том числе 32% в федеральной собственно­сти и 8% в собственности штатов). В то же время в большинстве стран законодательно утверждена государственная собственность на недра. Это значит, что лишь государство может дать право, на определенных условиях, на добычу природных ресурсов; определенная доля выручки при этом поступает в бюджет.

В России вопрос о собственности на природные ресурсы пока еще далек от окончательного решения. При принятии соответствующих законодательных актов приходится учитывать многие факторы — поли­тические, экономические и др. Так, согласно ст. 34 Водного кодекса РФ, в России устанавливается государственная собственность на вод­ные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (ВО); к ним относятся замк­нутые водоемы, небольшие по площади, непроточные, искусственные, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водны­ми объектами.

В ст. 35 Водного кодекса отмечается, что в государственной собст­венности находятся ВО, принадлежащие на праве собственности Рос­сийской Федерации (федеральная собственность), и ВО, принадлежа­щие на праве собственности субъектам Федерации (собственность субъектов РФ). Данная запись о двойной государственной собственно­сти корреспондирует с Конституцией РФ. Исходя из разъяснений, приводимых в словарях и законодательных документах, под термином «государственная собственность» следует понимать собственность на различные средства (в том числе природ­ные ресурсы) и продукты производства, принадлежащие государству. Поскольку субъекты РФ государствами не являются, у них не может быть «государственной» собственности, а лишь «собственность субъектов РФ» со всеми вытекающими отсюда юридическими следст­виями.

В ст. 36 Водного Кодекса дан перечень характеристик ВО, находя­щихся в собственности РФ. К ним относятся, в частности, поверхност­ные ВО, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух или более субъектов РФ. В следующей статье сказано, что в собственности субъектов РФ «могут находиться ВО, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собст­венности».

В нашей стране имеется значительное количество малых рек, кото­рые протекают по территории одного субъекта РФ. Согласно ст. 37 Водного Кодекса, они могли бы принадлежать субъектам РФ, но со­гласно ст. 36 подпадают под перечень ВО, относящихся к собственно­сти РФ. Естественно, возникает вопрос: как возможны такие противо­речия в законодательном документе. На наш взгляд, справедливо было бы считать, что все водные объекты в России являются федеральной собственностью.

В комментариях к Конституции РФ поясняется, что государствен­ная собственность в России делится на федеральную и собственность субъектов Федерации. Поэтому система управления федерального уровня может делегировать часть исполнительных полномочий на природные ресурсы субъектам РФ. Однако эта передача прав не долж­на вступать в противоречие с федеральной системой управления и со­ответствовать интересам российского народа в целом.

Федеральный закон «О разграничении государственной собствен­ности на землю» № 101-ФЗ от 17 июля 2001 г. определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность му­ниципальных образований (муниципальную собственность). Согласно ст. 3 этого Закона, основанием для внесения земельных участков в пе­речень, на которые у Российской Федерации имеется право собствен­ности, является включение этих участков в состав земель:

- лесного фонда;

- особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в фе­деральной собственности;

- водного фонда, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

- обороны и безопасности;

- сельскохозяйственного назначения;

- населенных пунктов;

- промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назна­чения;

- природоохранного, рекреационного и историко-культурного назна­чения;

- земельные участки, предоставленные органу государственной вла­сти РФ, его территориальному органу, а также государственному уни­тарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ, или под поверхностью которых находятся участки недр федерального значения;

- земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собст­венности РФ.

В ст. 4—5 данного Закона изложены основания для внесения зе­мельных участков в перечень объектов собственности субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образований. В этом же доку­менте (ст. 6—7) приведен порядок разграничения государственной соб­ственности на землю и процедура разрешения споров по этому вопросу.

Постановлением Правительства РФ № 140 от 4 марта 2002 г. ут­верждены «Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собствен­ности». В этом документе уточнены перечни земельных участков, в отношении которых тот или иной субъект может претендовать на право собственности. Для решения вопроса должны быть представле­ны следующие данные:

- кадастровый номер земельного участка (при его наличии);

- местоположение участка;

- категория земель;

- площадь участка (га);

- документы, подтверждающие обоснованность претензий заявителя на получение прав собственности.

Водные объекты в России являются не менее важными местами обитания и размножения диких зверей и птиц, а также территориями и акваториями для осуществления охоты и ведения организованного охотничьего хозяйства.

Последние оценки водного достояния России показывают, что на ее долю приходится 2,5 млн. рек, 2,7 млн. озер, 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. куб. метров, 30 тыс. малых водохранилищ и прудов, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока. При этом морское побережье России (около 60 тыс. км) омывается 13 морями. Общая площадь морской акватории, подпадающая под юрисдикцию России, составляет 7 млн. кв. км.

С 1 января 2007 г. введен в действие новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Принятый Водный кодекс РФ ознаменовал новый этап развития водного права, которое должно обеспечить прозрачность водных отношений и служить уточнению границ водных объектов как предметов права собственности и договоров водопользования. Законодатель по-прежнему предусматривает частную собственность на рукотворные водоемы (пруды, озера и обводненные карьеры), но в то же время оптимизирует условия частного пользования остальным водным фондом. При отмене лицензирования развиваются договорные механизмы водопользования.

Введение передачи прав и обязанностей по договору водопользования, утверждение преимущественного права водопользователей заключать договоры на новый срок (не более 20 лет) призваны обеспечить большую гибкость договорных отношений в области использования и охраны водных ресурсов. Важным новшеством Водного кодекса РФ является передача отдельных полномочий по распоряжению водными объектами от федеральных органов государственной власти к органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций федерального бюджета, а также местным органам самоуправления.

Согласно Федеральному закону «О введении в действие Водного кодекса РФ» должны быть предусмотрены изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, КоаП и другие федеральные законы. Субъекты РФ также должны обновить свои законы. Именно субъекты РФ будут регулировать договорные отношения в области водопользования.

Нормотворчество органов местного самоуправления должно основываться согласно Водному кодексу РФ 2006 года, в сфере осуществления полномочий собственника муниципальных водных объектов (договоры, ставки платы), установления правил пользования водоемами и водотоками в пределах муниципальных образований для личных и бытовых нужд, а также информирования населения об ограничениях использования таковых.

Водный кодекс РФ 2006 года вводит разграничение предметов права собственности на водные объекты и ближайшие земельные участки, имеющие других хозяев. В этом как раз и сокрыто очень многое. Может ли охотник подойти к водному объекту, находящемуся в частной собственности? Как законодатель определил понятие «береговая линия»?

Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды. Однако, согласно государственному наблюдению, состояние водных объектов, многочисленных малых водоемов и водотоков в течение последних 15 лет не отслеживалось.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.