Сделай Сам Свою Работу на 5

Плата за пользование РЧС и методы ее определения





ФЗ «О связи» устанавливает для пользователей радиочастотного спектра разовую и ежегодную платы за его использование в целях покрытия затрат государства на управление использованием РЧС, стимулирования внедрения перспективных и своевременного высвобождения от устаревших радиотехно­логий связи и вещания гражданского назначения, а также морально устаревших и выработавших амортизационный срок РЭС правительственного назначения.

Введение платы за спектр, безусловно, стимулирует операторов, имеющих избыточный частотный ресурс или использующих морально устаревшие и спектрально неэффективные технологии, освобождать часть выделенного им ресурса либо полностью переходить на новые технологические платформы.

Принцип платности за использование спектра должен распространяться как на коммерческих, так и на государственных пользователей на соизмеримой основе. При этом плата за использование РЧС не должна быть административным методом регулирования, преследующим цель покрытия расходов радиочастотных органов, а экономическим – стимулирующим эффективное использование радиочастотного спектра. Размер платы и периодичность ее взимания должны стимулировать интенсивное использование спектра. При определении платы за использование РЧС должны учитываться такие основные технические параметры системы радиосвязи: максимальный занимаемый объем излучения, средняя интенсивность загрузки РЧС в течение года (месяца, суток), эффективность использования РЧС. Эти показатели могут иметь нелинейную зависимость влияния на конечную величину платы за использование РЧС, например, чем меньше загруженность выделенного участка РЧС, тем сильнее должно возрастать получаемое значение размера платы. Плата за спектр должна ежегодно корректироваться с целью учета появления новых средств радиосвязи с более высоким показателем использования РЧС.



В настоящее время в РФ установлена ежегодная плата за использование РЧС в размере двукратного тарифа на услуги по управлению РЧС, который включает в себя только затраты радиочастотных служб на радиоконтроль (эксплуатационные сборы). Указанная плата распределяется следующим образом: 50% - направляется на возмещение затрат органов по управлению использованием РЧС; 50% - направляется в доход федерального бюджета. В настоящее время такая плата для оператора подвижной связи составляет сумму порядка 50…100 тыс. долл. США в квартал, что эквивалентно менее 0,0005 % годового дохода одного из крупнейших операторов подвижной связи, чей ежегодный доход от оказания услуг связи составляет сумму порядка 1 - 2 млрд. долл. США. Тогда как в ряде европейских стран плата за использование РЧС составляет 0,1 % доходов от деятельности операторов связи, что существенно выше текущей платы за использование РЧС в Российской Федерации.



Методы определения платы за использование РЧС

В настоящее время существуют следующие подходы к определению платежей за использование РЧС -платежи на основе доходов оператора. В этом случае плата за использование РЧС составляет определенный процент от дохода оператора, и представляет собой, по сути косвенный налог государства, вводимый национальной Администрацией связи в отношении компаний-операторов, получающих доход от использования РЧС. Данный подход позволяет уменьшить налоговую часть бюджета государства на управление использованием РЧС, а также получать Администрации связи значительные доходы от большинства компаний-операторов, использующих РЧС. В ряде европейских стран плата за использование РЧС составляет 0,1 -1,0 % доходов от деятельности операторов связи, что существенно выше текущей платы за использование РЧС в Российской Федерации. Одно из преимуществ данного типа платежей заключается в заинтересованности национальных органов управления использованием РЧС в увеличении доходов операторов связи, что прямо сказывается на их бюджете и эффективности финансирования процесса управления;



- платежи на основе затрат на управление использованием РЧС. Этот подход позволяет учитывать и компенсировать плановые затраты национальных радиочастотных органов, осуществляющих управление использованием РЧС. Кроме того, он дает гарантии, что владельцы лицензий будут платить установленный нормативный тариф за использование РЧС и обеспечивает правовой механизм лишения лицензии для тех операторов, которые получают доходы от использования РЧС, недостаточные для оплаты номинальной суммы. Недостаток подхода заключается в отсутствии связи между уровнем административно устанавливаемого платежа и эффективностью использования РЧС. Однако этот недостаток может быть устранен, если государственные органы власти позволят органам управления РЧС пересматривать платежи с учетом тенденций изменения уровня цен в экономике страны;

- стимулирующие платежи. Такой подход имеет преимущество в том, что отражает ограниченность спектрального ресурса, принимая во внимание такие факторы, как население, район и используемая ширина полосы. Для государственного органа управления использованием РЧС появляется возможность проводить гибкую политику стимулирования развития радиосетей в менее загруженных полосах частот, в развивающихся регионах и т.д. Недостатком такого подхода является то, что ни одна формула, не может учесть все рыночные изменения.

- платежи на основе цены возможности.Этот подход основан на экономическом моделировании аукциона и определении цены за спектр на основе макро- и микроэкономических факторов, которые могли бы быть получены на аукционе. При этом нужно отметить, что очень трудно точно прогнозировать результаты аукциона. Мировая практика взимания платы за спектр показывает, что такой экономический метод управления использованием РЧС стимулирует пользователей РЧС к более эффективному его использованию, способствует ускорению проведения процедур конверсии РЧС и благотворно влияет на экономическое состояние не только отрасли связи, а всей страны.

Таким образом, наиболее подходящим вариантом управления использованием РЧС в РФ является применение взвешенного подхода с постепенным, пошаговым внедрением рыночных методов, которые необходимо применять для определенных, не гармонизированных полос с последующим расширением количества полос по мере успешности реализации рыночной концепции. При этом одним из наиболее важных направлений дальнейшего развития и совершенствования политики в области управления использованием РЧС является сбалансированное сочетание традиционного подхода на основе принципа «назначил частоты и контролируй» с рыночным механизмом, основанном на взимании платы за пользование спектром и его предоставление операторам по результатам аукционов.

 

Глава 13. МЕТОДЫ ЧАСТОТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СЕТЕЙ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

 

13.1. Принципы частотного планирования сетей радиосвязи и телерадиовещания

Частотное планирование сетей радиосвязи и телерадиовещания, являясь инструментом решения вопросов выделения частотных каналов для таких сетей, позволяет достичь высокой эффективности использования полос частот, выделенных для этих сетей.

В самом общем виде присвоение частот рассматривается как функция, которая каждому передатчику, принадлежащему некоторому множеству, приписывает рабочую частоту из некоторого множества имеющихся частот. В процессе решения задачи присвоения частот отыскивается частотное присвоение, которое удовлетворяет определенным ограничениям и минимизирует участок спектра, используемый этим присвоением. При этом рассматривают два вида ограничений:

- частотно-пространственные, когда передатчики могут быть разнесены в пространстве и по частоте;

- частотные, когда передатчики расположены на одном объекте.

Любое частотное присвоение должно экономно расходовать спектр, т.е. ширина выделяемой для данной группы передатчиков полосы частот должна быть минимальной. Задача присвоения в такой постановке называется задачей с минимальной шириной полосы частот. В самом общем случае для многих обычных задач присвоения частот невозможно отыскать присвоение с минимальной шириной полосы, которое действительно использует минимальное число требуемых частот. Поэтому число частот, реально используемое присвоением, называется порядком присвоения, а задача присвоения, в которой отыскивается минимальная ширина полосы присвоения и дополнительно минимизируется ее порядок называется задачей присвоения минимального порядка.

Построение сетей радиосвязи и телерадиовещания сводится к частотно-пространственному распределению станций на заданной территории. Решить эту задачу в общем виде позволяют идеализированные сети, в основу построения которых заложены два принципа:

- геометрически правильное (равномерное) распределение передающих станций на заданной территории;

- линейная схема распределения каналов (частот).

Сеть называется идеализированной, поскольку считается, что все станции имеют одинаковые эффективные излучаемые мощности, высоты подвеса антенн, поляризацию, условия распространения радиоволн и круговую ДН антенн. Станции идеализированной сети располагают в вершинах одинаковых равносторонних треугольников. При этом радиусы зон обслуживания (Rз) получаются одинаковыми и пересекаются в центре треугольника (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Идеализированная сеть.

 

При этом осуществляется сплошное покрытие территории с минимальным перекрытием зон вещания (заштрихованные области на рис.1) каждой станции, составляющим примерно 21% площади треугольника. Расстояние между соседними станциями связано с радиусом зоны обслуживания очевидным равенством:

. (1)

После определения геометрии идеализированной сети переходят к распределению N каналов внутри нее при минимальной помехе. Одним из методов частотного планирования в однородных сетях регулярной структуры является метод триад. Триада – это группа из трех целых положительных чисел t1, t2, t3, сумма которых равна числу распределяемых каналов:

. (2)

Число триады представляет собой разность номеров каналов, присваиваемых передатчикам, расположенным в вершинах элементарных треугольников. После того, как выбрана триада, строят так называемый ромб совмещенных каналов, который образован несколькими равносторонними треугольниками, примыкающими друг к другу (см. рис.2).

 

Рис. 2. Ромб совмещенных каналов.

 

Число этих треугольников должно быть равно N-1. Нумерация каналов в вершинах этих треугольников должна быть такой, чтобы номера каналов в соседних треугольниках отличались бы как минимум на 2. На рис. 2 показан пример такого размещения каналов для N=9.

В реальной сети число каналов, необходимое для организации сети, из-за дополнительных ограничений, накладываемых частотной несовместимостью между различными сочетаниями каналов, возрастает по сравнению с минимальным. Если необходимо построить многопрограммную сеть, имеющую m программ, то число каналов, необходимое для создания такой сети возрастает в m раз.

Из рис. 1 следует, что в идеализированной сети зоны обслуживания трех соседних передающих станций пересекаются в одной точке. Соединив точки пересечения, можно получить зоны обслуживания передающих станций в виде шестиугольника, называемого сотой (см. рис. 3). Такая структура сети используется в сотовых системах связи. При частотно-территориальном планировании составляют кластер. Кластер – это совокупность ближайших сот, в которых используются неповторяющиеся частотные каналы. Число таких сот в кластере называется его размерностью.

 

 

 

Рис. 3. Пример регулярной сотовой сети

 

Сравнивая рисунки 2 и 3, можно сказать, что понятие кластера сотовой сети соответствует понятию ромба совмещенных каналов идеализированной сети.

2. Методы частотного планирования сетей радиосвязи и телерадиовещания

В настоящее время для наземных передающих сетей ТВ и ЗВ вещания в Районе 1, в который входит Россия, выделены частоты от 47 до 960 МГц. Выделенные для ТВ вещания полосы частот разбиваются на диапазоны:

- I – 48,5…66 МГц;

- II – 76…100 МГц;

- III – 174…230 МГц;

- IV – V - 470…958 МГц.

В России для ТВ вещания используются стандарты Д и К и система цветного телевидения SECAM с числом строк в кадре 625 и частотой кадров 25 Гц. При этом ширина полосы канала в ТВ вещании составляет 8 МГц. Для ОВЧ ЧМ вещания в Районе 1 выделены полосы частот 65,9…74 и 100…108 МГц. В настоящее время в России наибольшее распространение получила стереофоническая система вещания с шириной полосы радиоканала около 200 кГц.

Одним из важнейших аспектов решения проблемы ЭМС РЭС является обеспечение их оптимального частотно-простраственного размещения с учетом частотно-пространственных ограничений. При этом наибольшее защитное отношение Аз = 45 дБ требуется в совмещенном канале, когда частоты несущих полезного и мешающего передатчиков равны. Повышение эффективности использования спектра при ТВ вещании достигается так называемым смещением несущих частот (СНЧ) передатчиков. При этом учитывается дискретность ТВ сигнала (т.е. концентрация энергии возле частот, кратных частотам строк и полей). При планировании наземной сети ТВ вещания значения защитного отношения нормируются для двух случаев: когда уровень помехи флуктуирует в значительных пределах, что соответствует 10% или 1% времени (помеха за счет тропосферного рассеяния) и когда уровень помехи практически не изменяется, что соответствует 50% времени. При этом требуемое защитное отношениями для малофлуктуирующей помехи примерно на 10 дБ больше, чем для помехи с флуктуацией уровня в больших пределах. Учитывая защитные отношения, определяют частотные ограничения на присвоение частот передатчикам, расположенным в одном пункте.

Для определения пространственно-частотных ограничений на присвоение частотных каналов передатчикам, разнесенным в пространстве рассчитывают напряженность полезного и помехового сигналов, для которых на границе зоны вещания должны выполняться условия:

 

, (3)

 

где ЕМИН– минимальная напряженность поля сигнала на входе ТВ приемника, при которой обеспечивается хорошее качество изображения при отсутствии помех от других станций, дБ/мкВ/м;

ЕС и ЕП – напряженности полей сигнала и помехи в рассматриваемой точке, дБ/мкВ/м;

АЗ– требуемое защитное отношение, дБ.

Величины напряженности поля ЕМИН , ЕС и ЕП могут быть рассчитаны по формуле:

 

, (4)

 

где E(T,L) – напряженность поля, определяемая по кривым, полученным экспериментальным путем и рекомендованным МСЭ для 1 кВт излучаемой мощности относительно полуволнового вибратора и высоты приемной антенны 10 м и для известной высоте передающей антенны;

Т- процент времени, равный 50% для полезного сигнала и 10 и 1 % - для помеховых сигналов;

L – процент мест приема, равный 50% для полей полезного и мешающего сигналов;

РПЕР – мощность передатчика, дБкВт;

GПЕР А - коэффициент усиления предающей антенны, дБ;

ηПЕР – потери в фидерном тракте передатчика, дБ;

K(L), K(T), K(Δh) – поправочные коэффициенты, учитывающие процент мест, процент времени и холмистость, соответственно, дБ. Эти коэффициенты также определяются по кривым, рекомендованным МСЭ.

Используя (4) для наиболее типичных параметров антенны и фидерного тракта были рассчитаны радиусы зон обслуживания RЗ и координационные расстояния RК для ТВ передатчиков, результаты которого представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Диапазон Емин, дБ(мкВ/м) РΣ, дБкВт На, м Rз, км Rк, км
I 48,5…66 МГц   -9
IV…V 470…958 МГц   -5 6,7

 

Частотные ограничения на присвоение частот ОВЧ ЧМ передатчикам, расположенным в одном пункте, определяются исходя из защитных отношений и составляют ± 1,2 МГц от несущей частоты передатчика. Радиусы зон обслуживания и координационные расстояния рассчитывают аналогично ТВ передатчикам для I-III диапазонов. При расчете помех используют кривые напряженности поля для 10% времени при моновещании и для 1% при стереовещании. Результаты расчетов зон обслуживания и координационных расстояний для ОВЧ ЧМ станций, имеющих одинаковые технические параметры, приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

РΣ, дБкВт На, м Емин, дБ(мкВ/м) Rз, км Rк, км
-10    

 

Продолжение таблицы 2

РΣ, дБкВт На, м Емин, дБ(мкВ/м) Rз, км Rк, км
-10    

 

Для исключения взаимного влияния ТВ и ОВЧ ЧМ передатчиков в пунктах, где установлены ТВ передатчики второго и пятого каналов, ОВЧ ЧМ передатчикам не назначаются частоты 65,9…68 и 100…102 МГц и наоборот.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.