Основные черты монополии. Спрос и предельный доход монополиста. Экономические последствия монополизма.
Монополия- отрасль, состоящая из одной фирмы.
Характеристики монополии:
1.Монополия, это единственный производитель или продавец товара.
2.Продукция имеет уникальный характер и не имеет близких заменителей.
3. Высокая степень влияния на цену. Фирма контролирует объем произ-ва и цену. (кто может покупать дороже- тому одна цена и кач-во товара, кто беднеею тому цена и кол-во ниже).
4.Высокие входные барьеры в отрасль/на рынок. (Барьер- размер капитала, что бы войти в отрасль).
Виды входных барьеров:
- Исключительные права, полученные от госуд-ва (Естественные монополии- пример: Россети, Транснефть, Нацгаз, РЖД)
- Патенты и авторские права. Если покупается патент, то образуется закрытая монополия, право собственности на редкие ресурсы.
-Преимущество низких издержек (положительный эффект масштаба (Эффект масштаба- соотношение м/у темпами изменения объемов выпуска и темпами изменения долгосрочных издержек произ-ва).
5. Не честная конкуренция
6.Совершенная информированность – нет информационных потоков, которые бы были не подконтрольны организации.
D=P=AR+MR – совершенная конкуренция.
(Где AR- средний доход,MR-предельный доход)
P=MC=MR, где (P- цена, МС- предельные издержки, MR- предельный доход)
Фирма наращивает объем и должна понимать- примет рынок этот объем или нет.
Максимизация прибыли монополии:
1.Сравнение выручки и общих издержек. Максимизация валового дохода не означает максимизацию прибыли.
2.Сравнение предельного дохода (MR)и предельных издержек (MC).
показатель монопольной власти L
- коэффициент Лернера.
Экономические последствия монополии:
1.Сокращение объема произв-ва и рост цен. Монополия снижает объем произ-ва, увеличивая доход повышением цены.
2.Издержки монополии не соответствуют издержкам совершенной конкуренции. средние издержки монополии м.б.:
-выше конкурентных
-ниже конкурентных.
Факторы, влияющие на издержки:
1.Эффект масштаба. Чаще всего монополия является единственным произв-м товара. снижаются издержки
2.Х(Икс)-неэффективность (Бонусы, некомпетентные родственники, аффилированные фирмы и т.д.)
3.НТП – высокие прибыли- источник развития монополии- отсутствие конкуренции- низкие стимулы для развития.
4.Перераспределение дохода. Высокие цены- это налог на общество. Перераспределение доходов широких масс в пользу монополистов.
Виды монополий:
1.Государственная монополия- монополия, которая имеет госуд-ную формы. (Exp^ госуд. моноп-ия на произ-во спирта.)
2.Естественная монополия- (Водоканал, РЖД, Электросети). Монополия, которая создана специально для минимизации средних издержек на произ-во товара. За естественной монополией должен следовать положительный эффект масштаба(Эффект масштаба- соотношение м/у темпами изменения объемов выпуска и темпами изменения долгосрочных издержек произ-ва).
3.Искусственная монополия. Это монополия, которая создается путем слияния и поглощения частных компаний.
Вопрос 30
Ценовая дискриминация при монополии. Условия и виды ценовой дискриминации.
Монополия- отрасль, состоящая из одной фирмы.
Характеристики монополии:
1.Монополия, это единственный производитель или продавец товара.
2.Продукция имеет уникальный характер и не имеет близких заменителей.
3. Высокая степень влияния на цену. Фирма контролирует объем произ-ва и цену. (кто может покупать дороже- тому одна цена и кач-во товара, кто беднеею тому цена и кол-во ниже).
4.Высокие входные барьеры в отрасль/на рынок. (Барьер- размер капитала, что бы войти в отрасль).
Ценовая дискриминация при монополии:
Дискриминация- различия и различения.
Ценовая дискриминация-установление разных цен на один и тот же товара, не связанных с разными затратами.
Предпосылки(ценовые):
1.Наличие разных индивидуальных оценок товара при разных бюджетных возможностях.
2.Наличие географических и социально-обособленных рынков.
Издержки проведения ценовой дискриминации не должны превышать выгоду от нее.
Типы ценовой дискриминации:
1.Совершенная ценовая дискриминация (или ценовая дискриминация 1-ой степени)-возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Встречается редко.
2.Ценовая дискриминация по объему покупки. Это назначение скидок при покупке крупных партий товаров.
3.Ценовая дискрим-я на сегментированных рынках. Установление цен для разных категорий покупателей )сегмент рынка). Основное условие – разная эластичность спроса на разных рынках.
Вопрос 31
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|