Основные черты ранка совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Конкуренция- (лат. concurrentа- столкновение) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия произ-ва и сбыта, лучшие условия доступа.
Совершенная конкуренция - конкуренция, которая имеет следующе признаки:
- значительное число продавцов и покуп-ей на рынке;
-не значительная доля отдельного производ-ля в общем объеме рыночного предложения;
- невозможность влияния на цену со стороны отдельного продавца;
- однродность, стандартность продукции;
- свободный для всех участников рынка доступ к информации о рынке.
-низкие барьеры входа и выхода с рынка.
Продавцы на рынке совершенной конкуренци:
1.Не могут воздействовать на рыночную ситуацию;
2.Должны приспосабливаться к ней.
Критерий совершенной конкуренции--наличие абсолютно эластичного спроса:
- цена для фирмы задана рынком
-объем произ-ва не влияет на рынок(цену)
где AR- средний доход,
TR-общий доход
MR- предельный доход
В условиях совершенной конкуренции:
P=AR=MR
Кривая общего дохода конкурентной фирмы-луч, проведенный ч/з начало координат с наклоном: ,
где: ΔTR- изменение общего дохода
ΔQ-изменение объема произ-ва
Конкурентная фирма- фирма, принимающая цену за свою продукцию, как данную, не зависящую от объема продаж на рынке.
Цель фирмы- максимизация прибыли.
Р=TR-TC
где TR- совокупный доход
TC- совокупные издержки.
На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объема продаж.
Главная проблема фирмы- поиск объема выпуска прод-ции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.
В деятельнотси фирмы возможны ситуации:
-получение прибыли
-нулевая прибыль
-убытки
-прекращение произ-ва
Ситуация зависит от соотношения дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма.
Существует два подхода к опред-ю оптимального объема произ-ва:
-сравнение совокупного дохода и совокупных издержек (TR и TC),
- сравнение предельного дохода и предельных издержек (MR и MC)
При сравнении выручки и общих издержек существуют несколько зон дохода и убытков.
прибыль предпринимателя- часть издержек.
Оптимальный объем произ-ва – когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR).
Если цена (P) больше Средних общих издержек (ATC), то фирма приносит прибыль.
Если Р=АТС, то фирма безубыточна, прбыли не приносит.
Если прибыль(Р) больше средних предельных издержек (AVC) и меньше АТС (AVC<P<ATC), то фирма несет убытки, но старается их минимизировать.
Если P<AVC – то фирма закрывается.
В долгосрочном периоде все ресурсы становятся переменными, фирмы в условиях совершенной конкуренции могут покидать и приходить в отрасль.
Наличие экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, в результате происходит расширение предложения и часть товара будет не распродана. В результате часть фирм с наибольшими издержками, вынуждены будут закрыться. Таким образом, в долгосрочном периоде, рыночная цена Р= LAC=LMC.
Вопрос 27
Основные черты монополистической конкуренции. Особенности кривой спроса. Равновесие фирмы.
Монополия- отрасль, состоящая из одной фирмы.
Характеристики монополии:
1.Монополия, это единственный производитель или продавец товара.
2.Продукция имеет уникальный характер и не имеет близких заменителей.
3. Высокая степень влияния на цену. Фирма контролирует объем произ-ва и цену. (кто может покупать дороже- тому одна цена и кач-во товара, кто беднеею тому цена и кол-во ниже).
4.Высокие входные барьеры в отрасль/на рынок. (Барьер- размер капитала, что бы войти в отрасль).
Монополистическая конкуренция(МК)- тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные (различные) товары.
Черты монополистической конкуренции:
1.Наличие большого числа продавцов и покуп-ей.
2.Произв-во/продажа дифференцированного товара.
3.Низкие барьеры для входа в отрасль.
4.Совершенная информированность участников рынка.
Монополистическая конкуренция развивается тогда, когда необходимо учитывать вкусы покуп-ля дифференцировать для этого продукт.
Дифференциация – наличие не значительных различий у товаров- субститутов, которые чаще всего являются не ценовые (удобство товара в использовании, -напр. молоко в пакете и молоко в коробке с крышкой).
Производитель данной продукции (удобной в использовании) становится монополистом на рынке:
1.Дифференциация приводит к сегментации;
2.Доля фирмы на сегменте, резко возрастает, даже, если эта доля не очень большая.
Факторы Дифференциации:
1.Различия в качестве
2.Разл-я в сервисе
3.Разл-я в рекламе.
Качество- совокупность свойств товара, основные и доп. св-ва, кроме св-в качество ухдит в расположение продукта. Кроме предыдущих св-в есть еще и мнимое кач-во.
Сервис, бывает:
- предпродажный,
-сервис вовремя продажи
-пост.продажный сервис.
Реклама- личное и не личное представление товара с целью продажи.
Для достижения максимальной прибыли фирме необходим выпуск продукции, который бы соответствовал условиям:
1.MR=MC (пред.доход равен пред. издержкам)
2.P>MC (цена больше предельных издержек)
Кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, степень эластичности зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукции.
Фирма достигает оптимального положения при равенстве предельных издержек и предельного дохода, но при цене выше предельных издержек. Фирма может получать доп. прибыль, которая называется экономической прибылью.
В долгосрочном периоде кол-во фирм в отрасли может измениться и равновесие формируется при условии равенства цены и средних долгосрочных издержек P=LAC.
Особенности монополистической конкуренции:
1.Цена МК выше цены совершенной конкуренции.
2.Объем производства устанавливается меньший, чем эффективный.
3.Фирма при МК недоиспользует ресурсы.
Вопрос 28
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|