Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ природопользования





Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

 


Кафедра землепользования и кадастров

ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Учебное пособие

 

По изучению дисциплины и

выполнению расчётно-графических работ (часть 1)

для студентов специальностей 020802 - «Природопользование», 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

 

 

Москва, ГУЗ


УДК 91(075.8)

ББК 20.18

Рецензенты:

Научный редактор:

 

Основы природопользования: Учебное пособие по изучению дисциплины и выполнению расчётно-графических работ (часть 1) для студентов специальностей 020802.65 020802 - «Природопользование», 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»/А.А. Мурашева, П.А. Лепехин,– Москва: Изд-во ГУЗ, 2008. – с.

ISBN

Основы природопользования – учебная дисциплина, рассматривающая проблемы оптимизации природной среды с точки зрения использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В методических указаниях рассматриваются теоретические и методические основы природопользования. Предложена последовательность проведения анализа территории по компонентам природной среды, их использованию, антропогенной нагрузке, выявлению экологических проблем и решению вопросов охраны окружающей природной среды.



УДК 91(075.8) ББК 20.18  
ISBN

 

 

ã Государственный университет по землеустройству, 2010

ã Мурашева А.А., П.А. Лепехин 2010

 


В В Е Д Е Н И Е

 

Природопользование имеет длительную и насыщенную биографию. В сущности, эту биографию стали творить люди с момента их появления на Земле. Фактически вся деятельность человека, все его жизнеобеспечение основываются в прямой или косвенной эксплуатации природных ресурсов.

Природопользование - важное и необходимое условие существования и развития человечества. За многие века люди добились огромных успехов в этой сфере деятельности, что позволило увеличить трофическую емкость биосферы с нескольких миллионов до нескольких миллиардов человек. Возникла новая, техническая цивилизация, обеспечившая возможность удовлетворения различных человеческих потребностей и даже капризов. Достижения человечества несомненны и не нуждаются в дополнительном обсуждении. Достаточно вспомнить, что сейчас вполне серьезно началась подготовка к полету на Марс. Многие сказки действительно стали «былью».



Уместен, однако, вопрос - и он все громче звучит в мире, - какой ценой достигнуты успехи? Всегда ли цена была адекватна качеству «товара» и особенно - учитывала ли она все последствия тех или иных достижений «технического прогресса»? Вопрос этот задается со времени выхода в свет первой природоохранительной книги Д. Марша и ответы получаются все более и более негативными. Автор выдающейся книги «До того как умрет природа» Жан Дорст, появившейся около сорока лет, назад, писал: «Древний договор, объединявший человека с природой, нарушен: теперь человек считает себя достаточно могущественным, чтобы избавиться от широкого биологического комплекса, который с самого начала ему сопутствовал... Мы вправе спросить себя, какова же общая ценность технической цивилизации. Каждому из нас кажется, что мы мчимся в неуправляемом поезде, и не можем из него выйти. Мы не знаем, куда мы мчимся. Может быть к великому благосостоянию, а может быть, в тупик, иначе говоря, к катастрофе»?

Спустя достаточно длительный срок, после того как были написаны эти прозорливые строки, мы можем уверенно констатировать: человечество, действительно, в тупике, и для выхода из него требуются колоссальные усилия. Некоторые страны, в самом деле, добились «величайшего благосостояния». Но это парадоксальным образом усиливает тупиковую ситуацию. «Ничто не дается даром», - гласит один из немудрящих, и, тем не менее, глубоко верных экологических законов Бари Коммонера. Сверхблагосостояние одних стран ведет к углублению нищеты в других и способствует развитию глобального экологического кризиса. Успехи развитых стран в области охраны природы и природоохранных технологий не меняют коренным образом положения дел в мировых масштабах, ибо судьбы планеты определяются общим течением нескольких глобальных процессов, которое остается неблагоприятным...



Одна из главных причин происходящих экологических кризисов и дисбалансов заключается в огромном несоответствии потребностей людей, колоссально выросших за последние десятилетия, возможностям удовлетворить эти потребности без ущерба для биосферы. Мы иллюстрировали это на примерах из сферы биологического природопользования. Люди долгое время не желали считаться с биосферными закономерностями, с вековыми циклами, естественными круговоротами вещества и энергии, внося в них насильственные изменения. Биосфера перегружена множеством чуждых ей химических веществ, всякого рода загрязнениями - физическими, тепловыми, химическими, шумовыми, основных отраслей производств, рассмотрены основные черты современного этапа природопользования и охраны окружающей среды на основе принципа «загрязняющий платит».

В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить ряд практических заданий. Во втором разделе пособия рассмотрены методические вопросы ряда практических заданий.

В учебном пособии представлены примерные контрольные вопросы по дисциплине «Основы природопользования». Контроль знаний выполняется как в виде собеседования, так и в виде тестирования. Тематика вопросов соответствует всему учебно-методическому комплексу дисциплины.

Основным назначением настоящего учебного пособия является усвоение студентами целей, задач и требований определённых рабочей программой дисциплины «Основы природопользования».

В таблице 1 представлены требования к обязательному объёму учебных часов на изучение дисциплины «Основы природопользования».

Учебное пособие в первой части включает в себя краткое изложение основного курса дисциплины «Основы природопользования» по следующим темам:

Тема 1. Основные понятия. Исторические и географические типы природопользования.

Тема 2. Природные системы как объекты воздействия человека

Тема 3. Законы, принципы и правила природопользования

Тема 4. Правовые аспекты природопользования

Тема 5. Воздействие человека на природные системы.

Таблица 1

Требования к обязательному объёму учебных часов на изучение дисциплины «Основы природопользования»

Аббревиатура специальности Отчетность Часов занятий
экзамен зачет КП КР РФ,РГР контрольная работа тест (контр. задание) Учебный план основной траектории Учебный план специальности (направления) заданной траектории
по ГОС по учебному плану лекции Лабораторные работы Практические занятия Индивидуальные занятия Аудиторные занятия Сам. раб.
всего На сем.
    4,5   4,5     44/56
             

 

Тема 6. Экологическое состояние гео-и экосистем и его оценка.

Тема 7. Показатели оценки природного и природно-техногенного воздействия на биологические и абиотические составляющие экосистем.

Тема 8. Глобальные, региональные и локальные проблемы природопользования.

Тема 9. Методические рекомендации для выполнения расчётно-графических работ

В процессе изучения данного курса студент выполняет расчётно-графические работы. Исходный материал частично предоставлен в учебном пособии, даются предложения студентам по сбору материалов из других источников, даны методические рекомендации по выполнению расчётно-графических работ.


Лекция 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ природопользования

Вопросы: Основные понятия курса. Появление понятия «природопользования. Основные понятия. Исторические и географические типы природопользования. Экологические кризисы прошлого и история осмысления экологических проблем. Роль экологических кризисов прошлого в историческом процессе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.