Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные типы рыночных структур





Тип рыночной структуры Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Контроль над ценами
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Отсутствует
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнообразная продукция Никаких затруднений Незначительный, в довольно узких размерах
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Частичный контроль, значительный при тайном сговоре
Чистая монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Очень значительный контроль

 

Антипод совершенной конкуренции – это модель чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы. В масштабах страны такая ситуация бывает крайне редко (за исключением централизованной экономики). В локальных же масштабах чистая монополия вполне возможна: в маленьком городке – одна электростанция, один банк, один аэропорт (в США, например, 5 % ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии).



Монополии возникают там, где существуют какие-либо барьеры для вступления в данную отрасль (институциональные, или связанные с экономией от масштаба производства, с нововведениями)

В конце XIX – начале ХХ века фирмы-монополисты часто вели агрессивную деятельность и использовали свою монопольную власть. Но в настоящее время такая политика фирм в странах с развитой рыночной экономикой строго запрещена.

Силу монопольной власти отдельной фирмы нельзя преувеличивать, так как ограничивающим моментом всегда является платежеспособный спрос, а также, так называемая, потенциальная конкуренция (импортные товары, появление товаров-заменителей).

Используя критерии происхождения источников монопольной власти, выделяют несколько типов монополий.

Закрытая монополияимеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.



Открытая монополия– это монополия, обладающая монопольной властью в результате собственных авторских достижений (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами.

Особая разновидность монополии – административная монополия. Эта монополия, возникающая в нерыночной среде, в командной экономике, обладающая гораздо большей властью, чем экономическая монополия.

Разновидностью чистой монополии можно считать так называемую естественную монополию, которая образуется в тех отраслях и сферах, где минимальные долгосрочные издержки достигаются лишь тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок.

Типичный пример естественной монополии – коммунальные службы (водо-, электро-, газоснабжение), метро, газо- и нефтепроводы.

Экономические последствия монополии. Несмотря на то, что рынок в условиях монополии находится в равновесии, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза».



Потери «мертвого груза» – не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Онаможет проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

Монополия приводит не только к отрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды.

Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки.

Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя.

В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

Регулирование деятельности монополий. Антимонопольное регулирование и законодательство являются важнейшей экономической функцией современного государства. Антимонопольная политика государства направлена против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового поведения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, против любых проявлений монопольного поведения.

Наиболее развитым считается американское антимонопольное законодательство. Первый антимонопольный закон был принят в США более чем 100 лет назад (Акт Шермана в 1890 г.).

Можно выделить два принципиальных направления в антимонопольном законодательстве:

а) запрещение некоторых типов делового поведения фирм, например, сговор о ценах, разделе рынка, демпинговые цены, недобросовестная конкуренция.

б) регулирование структуры отрасли, в первую очередь регулирование слияния фирм.

В случае возникновения монополии в какой-то отрасли, в некоторых случаях прибегают к насильственному разукрупнению и разделению компании (например, так поступили с компанией АТТ).

В современной российской экономике проблема антимонопольного регулирования стоит очень остро (первый антимонопольный закон в России был принят в 1991 г.). Вышедшая из недр централизованной, командной системы, российская экономика отличается высокой степенью монополизации и слабо развитой конкуренцией. Причем дело осложняется тем, что процесс разрушения командно-административной системы происходил быстрее, чем демонополизация экономики.

Но мероприятия по либерализации рынка, такие как допущение иностранных производителей и инвесторов на российский рынок, поддержка малого бизнеса, «осложняют» жизнь российских монополистов.

Представим себе, что в результате концентрации производства и путем поглоще­ния одних фирм другими одной из фирм удалось монопо­лизировать производство некоторого товара. Рассмот­рим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста при этих условиях:

1. Потенциальная конкуренция (возможность появле­ния в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми, то всегда существует возможность проникно­вения в отрасль новых фирм. При этом, чем выше будет монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции.

2. Конкуренция нововведений. Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в усло­виях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара.

3.Конкуренция со стороны товаров заменителей.Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар.

4.Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможно­сти доступа на этот рынок товаров иностранного производ­ства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолют­ного контроля над рынком.

Иной характер носит монополия в условиях команд­но-административной системы (СССР). Такая система характеризуется абсолютной государственной монопо­лией, в основе которой лежат три монопольных права: монополия на собственность, монополия на предпринима­тельскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области произ­водства государство осуществляет через специально со­зданные органы управления – министерства и ведомства. Монопольная сила отраслево­го министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики.

Изменения, происходящие в экономике за последние годы (отмена монополии на собственность и предприни­мательскую деятельность, увеличение прав предприятий по реализации продукции и распоряжению доходом), значительно снизили роль министерств и ведомств как мо­нопольных производителей продукции.

Особой проблемой является регулирование деятельности естественных монополий. Выступать против такой монополии бессмысленно, так как в этой ситуации экономически эффективно удовлетворение потребности именно через существование единственной фирмы. Но общество должно контролировать поведение естественного производителя и, прежде всего, уровень цен на его товары и услуги. Но при этом возникает вопрос, на каком уровне устанавливать цену: Р = МС или Р = АС.

Наиболее сильны позиции естественных монополистов (РАО «Газпром», РАО «Единые энергетические системы») Пользуясь своим монопольным положением, они завышают тарифы на свои услуги, покрывая за счет потребителей свои высокие издержки, включающие, в частности, зарплату, в несколько раз превышающую средний уровень по промышленности, сверхвысокие доходы руководителей, неэффективное использование ресурсов.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Она наиболее близка к модели совершенной конкуренции, так как здесь действует много фирм-производителей. Но отличие между ними состоит в дифференциации продукта. Причем различия в продукте могут быть как действительными (качество, стиль, марка), так и мнимыми, существующими лишь в сознании потребителей. Особую роль на этом рынке играет реклама. В силу дифференциации продукта у фирм в этой рыночной структуре есть ограниченный контроль над ценами, но зато потребители имеют широчайший выбор.

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополистической конкуренции, последняя обладает существенными отличиями. Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей. Во-вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены не равны предельным издержкам производства

Олигополия («олигос» – несколько, «полио» – продаю) – это рынок, на котором господствует несколько крупных фирм. Олигополия бывает «жесткой» – господствуют 2–3 фирмы и «мягкой» – на 6–7 фирм приходится 70–80 % рынка. О наличии олигополии можно судить по показателям концентрации производства в отрасли (например, доля четырех крупных компаний), но эти показатели могут преувеличивать реальную степень монополизации в отрасли.

Главным барьером для вступления в отрасль является эффект масштаба. Так, в автомобильной промышленности, например, экономически эффективно производство не менее 300 тыс. автомобилей в год, а так как заводы производят не менее двух моделей одновременно, то стоимость такого завода составляет не менее 3 млрд. долл. Для олигопольного рынка характерна взаимозависимость фирм и «жесткая» цена.

В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии.

Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель.

Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, то есть проводят независимую, направленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения являются «ценовые войны».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.