Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория спроса и предложения





 

Спрос – важнейшая категория рыночной экономики. Спрос и потребность – понятия близкие, но не тождественные. Рынок реагирует лишь на те потребности, которые выражаются в виде платежеспособного спроса. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар. Это – качественная сторона спроса. Но необходимо определить и его количественную сторону.

Величина (объем) спроса – любая точка на кривой спроса (D), показывающая какое количество товара потребители готовы приобрести при любой конкретной цене (рис. 3).

 

  Рис. 3. Кривая спроса: P – цена (price); Q – количество товара; D–D – (demand)кривая спроса  

 

Закон спроса свидетельствует о том, что существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса. Чем ниже цена, тем на большее количество товара будет предъявлен спрос.

Графически эта зависимость между ценой и величиной спроса выражается в виде кривой спроса (или графика спроса), которая имеет отрицательный наклон (нисходящая кривая).

Каждая точка на кривой спроса – это комбинация определенной цены и соответствующего этой цене количества продукции, на которое предъявлен спрос.



Следует отличать индивидуальный спрос (то есть спрос отдельного покупателя) от рыночного спроса. Переход от индивидуального к рыночному спросу совершается путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных возможных ценах (рис. 4).

Рис. 4. Кривые индивидуального и рыночного спроса:

D1, D2, D3– кривые индивидуального спроса; D – кривая рыночного спроса

 

Цена – основной фактор, влияющий на спрос, но не единственный. Неценовые детерминанты спроса – факторы, смещающие кривую спроса вправо – увеличение, влево – уменьшение спроса (рис. 5):

- изменения в доходах потребителей;

- число потребителей; изменения во вкусах, привычках, моде;

- ожидания потребителей;

- сезонный фактор;

- изменения в цене товаров-заменителей и дополняющих товаров.

Рис. 5. Неценовые детерминанты спроса, изменяющие спрос

 

Когда меняются неценовые детерминанты спроса, это приводит к изменению не величины спроса, а самого спроса, что выражается в сдвиге кривой спроса вправо или влево. Сдвиг кривой вправо означает увеличение спроса, то есть желания потребителей купить определенное количество товаров при тех же уровнях цен.



Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения:

- с одной стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар – эффект дохода.

- с другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять-таки ведет к сокращению величины спроса на него – эффект замещения.

Предложение товаров, так же как и спрос, может быть охарактеризовано как качественно, так и количественно. Однако желания или даже возможности произвести данный товар и доставить его на рынок будет недостаточно. Предложение возникает только тогда, когда данный производитель будет готов произвести сделку по продаже доставленного на рынок товара. Соответственно величина (объем) предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.

Величина предложения – любая точка на кривой предложения, показывающая, какое количество товара будет предложено рынку при любой конкретной цене. Условия, при которых определяется объем предложения, также очень важны, ибо от них зависит решение производителя о продаже.



Закон предложения – существует прямая связь между ценой товара и величиной предложения, то есть с ростом цены вырастает и объем предложения, а с ее падением – уменьшается. Для производителя рыночная цена товара является его доходом, поэтому (при тех же затратах на производство единицы продукции) рост цены означает рост дохода производителя. В этих условиях производитель переключает ресурсы на производство данного товара, ставшего относительно более выгодным, что и приводит к росту предложения товара.

В то же время, при снижении цены происходит обратный процесс: производитель переключает ресурсы с производства данного товара на другие. К тому же падение цены заставляет уходить с рынка производителей с более высокими затратами. В результате этих действий объем предложения товара падает. Закон предложения графически отражается в виде кривой (графика) предложения,которая имеет положительный наклон (восходящая кривая) (рис. 6).

 

Рис. 6. Кривая предложения

 

Закон предложения описывает связь только двух величин: цены товара и объема предложения. При этом так же, как и в законе спроса, предполагается, что выполняется правило «при прочих равных условиях».

Неценовые детерминанты предложения (рис. 7):

- цены на ресурсы; технология производства;

- налоги и дотации;

- ожидания изменения цен;

- изменение цен на другие товары;

- число продавцов на рынке.

 

Рис. 7. Изменение предложения

Изменение неценовых детерминант предложения приводит к изменению не величины предложения, а самого предложения, что графически выражается в сдвиге кривой предложения влево (при уменьшении предложения) или вправо (при увеличении) или в формировании новых кривых предложения (что означает изменение всей шкалы предложения).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.