Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель рынка чистой монополии





Монополия чистая– рын. ситуация, когда только одна-единств. фирма производит и реализует опред. вид продукта, т.к. заменителей данному товару не существует. (Примеры: метрополитен, Новогор, Пермэнергосбыт).

На рынке не сущ. близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уникальный характер, поэтому коэфф. перекрестной эластичности спроса стремится к нулю.

Назначение слишком высоких цен вызовет сокращение объёма продаж и приведёт к снижению совокупной прибыли фирмы.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли.

Монополия закрытая– это монополия, защищ. от конкуренции с помощью юридич. запретов и ограничений (гос. монополия). (Патентная защита, институт авторских прав). Xerox, IBM.

Монополия открытая – ситуация на рынке, в условиях котю как минимум одна компания на опред. время превращается в единств. поставщика продукта, однако она специально не защищена от конкуренции. (Новые на рынке компании с новой продукцией).

Монополия естественная – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Основаны на положит. экономии от масштаба пр-ва, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурир. фирм. (Газпром, РЖД).



Кривые спроса и пред. дохода. Фирма-монополист, будучи единств. продавцом своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, поэтому кривая индивид. спроса монополиста тождественна кривой рын. спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. Совокупный доход(TR) фирмы достигает своего максимума при таком объёме пр-ва (QE), когда предельный доход (MR) фирмы (как производная от её валового дохода) равен нулю. У монополиста отсутсв. кривая предложения.

Оптимальный объём производства фирмы-монополиста – это объём, максимизир. её прибыль. Условием максимизации прибыли явл. равенство предельного дохода и предельных издержек(MR =MC).

Монопсония – рыночная ситуация, в условиях кот. для единственного покупателя предлагаются товары и услуги со стороны множ-ва продавцов. Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли. Кривая спроса– это кривая предельной полезности или предельного дохода. Т.о., точка равновесия м. (Ems) находится на пересечении кривых спроса и пред. издержек, определяя оптим. для м. объём (Qms). Цена за единицу товара, кот. заплатит м., находится на кривой предложения: при цене Ртs производители предложат м. продукцию в объёме Qтs.



Двусторонняя монополия – рынок, на котором действуют один покупатель и один продавец. Монополист установил бы цену на уровне Рт при объёме Qт. Монопсонист хотел бы купить Qms единиц товара по цене Рms. Т.о., разброс предлаг. цен и объёмов может быть весьма существ. Этот тип рын. структуры называют квазиконкурентным.
33. Модель олигополистического рынка. Модель рынка монополистической конкуренции.

Олигополия (рынок немногих) – это рыночная структура, в условиях кот. доминирует опред. группа продавцов при реализации какого-либо товара, а пополнение рынка новыми продавцами явл. затруднительным. Барьеры входа-выхода на данном типе рынка очень высоки. При олигополии деят-ть любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. К олигополистич. структурам можно отнести такие рынки, на кот. сосредоточено от2 до 24 продавцов. (Плотная: 2-8; разряженная: более 8).

Дуополия – олигополия, при которой на рынке присутствуют два независимых продавца идентичной продукции при множестве покупателей.

Модель ломаной кривой спроса (1939, Пол Суизи). Олигополисты имеют дело с кривой спроса, имеющей излом в точке текущей цены Р* (рис. 9.9). Этот излом объясняется тем, что если одна из фирм в одностор. порядке понижает свои цены ниже уровня сложивш. цены Р*, то её конкуренты последуют её примеру (при ценах ниже Р* спрос неэластичен), и наоборот (при ценах выше Р* спрос высокоэластичен). Изгиб кривой спроса в точке А имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС. Если в этих усл. предельные издержки и возрастают на отрезке ВС, оптимальная цена всё равно останется прежней. Это объясняет причину стабильности цен на о. рынке при небольшом изменении издержек пр-ва.



Равновесие Бертрана(1883,Жозефом Бертран). Спрос на продукцию каждой из фирм зависит от её собственной цены и цены соперника, поэтому каждая фирма уст. свою цену, исходя из предположения, что цена у соперника останется фиксир. Положение дуополистов в модели

Бертрана симметрично: продажа по цене ниже конкурента будет стратегией выбора для обеих фирм (рис. 9.11). Процесс сниж-я цен той и другой фирмой может продолжаться до тех пор, пока равновесная цена не станет равной пред. Затратам (РЕ = MС) и экономич. прибыль не станет нулевой. Кривые реагирования имеют положительный наклон, поскольку чем больше цена, тем выше прибыль. Равновесие Бертрана наступает в точке пересечения кривых реагирования дуопольных фирм.

Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множ-ва мелких фирм, выпускающих дифференцир. продукцию, и характ-ся достаточно своб. входом и выходом с него. (Предметы потребления, легк. и пищевая промышл., сфера услуг).

Кривая спроса на продукцию монополистич. конкурента (d) является убывающей, имеет небольшой отриц. Наклон (рис. 9.12, а), в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при соверш. конкуренции (рис. 9.12, б). Предельный доход(MR) монополистического конкурента меньше цены.

В краткосрочном периоде. Если в точке равновесия(МС =MR) рыночная цена выше средних издержек(Р> АТС), то фирма получает положит. экономич. прибыль (на рис. 9.13, а– это площадь прямоуг. РЕMNL). Если при равновесном объёме QE равновесная цена РЕ окажется ниже средних издержек АТС, но при этом выше средних переменных издержек AVC(рис. 9.13, б), то фирме выгодно продолжать пр-во для минимизации своих убытков. В этом случае цена полностью возмещает все переменные издержки и часть постоянных издержек, поэтому величина убытков фирмы будет меньше суммы постоянных издержек, (равна площади прямоуг. SRMPE). Если же фирма остановит производство, то величина её убытков возрастёт до суммы постоянных затрат, равной площади прямоугольника SRNL. В случае, если цена РЕ оказывается ниже средних перем. издержек AVC(рис. 9.13, в), то фирма остановит своё пр-во, так как в этом случае величина её убытков будет равна только величине пост. издержек, т.е. площади прямоуг. SRNL. Если же фирма продолжит пр-во, то величина её убытков превысит сумму пост. издержек и возрастёт до суммы, равной площади прямоуг. SRMPE.

В длительном периоде оптим. объём пр-ва достигается при равенстве долгоср. пред. издержек (LMC) и долгоср. пред. дохода(LMR). Долгоср. равновесная цена будет опред-ся долгоср. кривой спроса (LD). В условиях низких барьеров для входа на рынок экономич. прибыль стимулирует приток в отрасль новых компаний. Дополнит. рыночное предлож-е приведёт к усилению конкуренции, росту затрат на рекламу и сниж. рыночной цены. Рын. цена уст-ся на уровне ср. издержек. Вследствие этого фирмы в длительном периоде получают нулевую экономическую прибыль, довольствуясь финансовым результатом на уровне нормальной прибыли(рис. 9.14).

 

34. Ценовая дискриминация.

Дискриминация ценовая – продажа по различной цене одного и того же блага разным потребителям, причем разница в ценах не связана с различием в затратах на производство и доставку товара на рынок.

Дискр.ценовая 1-ой степени – это продажа каждой единицы блага по её цене спроса.

Дискриминация ценовая 2-ой степени - продажа продукции отдельными партиями с установлением на них разных цен (оптовая цена-крупные партии и мелкие партии по разной цене).

Дискр.ценовая 3-ей степени – происходит, когда перед монополистом предстают отдельные сегменты рынка с различными функциями спроса, составляя отраслевой спрос (авиабилеты эконом и бизнес-класса).

Условия эффективного применения ценовой дискриминации: фирма должна обладать рыночной властью; фирма должна быть способна идентифицировать потребителей в соответствии с эластичностью их спроса; у потребителей должны отсутствовать возможности для перепродажи блага в другом сегменте.

 

35. Особенности рынка ресурсов.

Факторы производства – это ресурсы, используемые в производстве.

Факторные доходы – это цена, уплачиваемая фирмами за приобретаемые факторы производства, формирующая первичные доходы домохозяйства.

Расходы для фирм – факторные издержки.

Особенности спроса на рынке ресурсов: чем эластичнее спрос на готовый продукт, тем эластичнее спрос на ресурсы, используемые в его производстве. По принципу – производите только о, что сможете продать.

Особенности предложения: прямая зависимость объема предложения факторов от уровня цен на них и отличительные характеристики отдельных факторов производства. Так помимо зарплаты являются демографические факторы (возраст, пол, образование, семейное положение).

Максимизация прибыли на рынке ресурсов: 1-ое правило для фирмы, предъявляющей спрос на один предметный фактор: фирма должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт будет равен его предельным издержкам (MRP=MRC); 2-ое правило для фирм, предъявляющих спрос на несколько предметных факторов: максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт каждого переменного фактора в денежной форме равен его цене.

 

 

36. Рынок трудовых ресурсов и заработная плата

 

Рынок трудасовокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Основной товар - рабочая сила (физическая, интеллектуальная и организаторская способностей людей, приобретённые навыки и опыт)

Рабочая сила:1) это способность человека к труду; 2) это трудоспособное население, которое в трудовых ресурсах признаётся экономически активным.

Экономически активное населениеэто категория населения, которая предлагает за вознаграждение свою рабочую силу для производственного процесса.

Занятые в экономикеэто люди, работающие по найму; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе фермеры, предприниматели; учащиеся; военнослужащие.

При этом полная занятостьобеспечивается практически полным трудоустройством трудоспособного населения соответствующими рабочими местами. Частичная занятостьпредполагает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость– это источник безработицы в стране.

Безработицаэто социально-экономическая ситуация, характеризующаяся состоянием неравновесия на рынке труда, вызванным превышением величины предложения труда над величиной спроса на труд.

Показатели - уровень занятости и уровень безработицы.

Уровень занятостиотношение числа занятых к общему объёму рабочей силы.

Уровень безработицы– отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве.

В экономической науке выделяют объективно необходимый естественный уровень безработицы, при котором факторы, повышающие и понижающие зарплату, находятся в равновесии, обеспечивая равновесное состояние рынка труда.

К ключевым особенностям рынка труда относятся:

1) продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя, в отличие от рынка потребительских товаров и услуг, определяемая длительностью договора найма работника

2) большая роль неденежных факторов, (престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости, профессиональный рост и др);

3) профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и др..

Заработная платаэто совокупность выплат в денежной или натуральной форме, получаемых работником за определённый период времени. Заработная плата выступает в виде денежного выражения стоимости и цены товара «рабочая сила»..

Номинальная заработная платаэто абсолютная сумма выплат, получаемых работником за определённый период времени.

Реальная заработная плата– это количество материальных благ и услуг, которые могут быть приобретены при данном уровне номинальной заработной платы. Реальная заработная плата возрастает с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен (особенно резкое сокращение в условиях инфляции).

Заработная плата -основной источник доходов трудящегося населения. Заработная плата выступает в двух формах: повремённой и сдельной.

Повремённая заработная платазависит от количества отработанного времени, определяется умножением количества отработанных часов на часовую тарифную ставку оплаты труда, установленную для данной категории работников. Удобна при выполнении сложных и комплексных работ, она создаёт предпосылки для качественного труда, однако не стимулирует интенсивность труда, так как не зависит от его результатов и требует контроля за текущей трудовой деятельностью.

Сдельная заработная платазависит от объёма произведённой работником продукции заданного качества, определяется умножением количества произведённой продукции на сдельную расценку. Сдельная заработная плата интенсифицирует труд, сокращает издержки по надзору, но она не заинтересовывает работника в повышении качества

Система оплаты труда– совокупность взаимосвязанных принципов и элементов организации оплаты наёмного труда, которая благодаря их комбинированию увязывает возрастание получаемого работником денежного вознаграждения с результативностью труда.Главная задача– заинтересовать рабочего в интенсивном и качественном труде.

 

37.Субъекты спроса и предложения на рынке труда. Кривые спроса и предложения на рынке труда. Равновесие на рынке труда. Кривая индивидуального предложения труда. Эффект замещения и эффект дохода. Монопсония на рынке труда. Профсоюз. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателем работников определяется двумя показателями -размером заработной платы и предельным продуктом труда в денежном выражении.

Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда эти показатели сравняются, т.е. .

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (рис. 13.4).

Рис. 13.4. Кривая спроса на труд: Рис. 13.5. Кривая предложения труда:

· — ставка заработной платы; — ставка заработной платы

· — величина требующегося труда; — величина предлагаемого труда;

· — кривая спроса на труд — кривая предложения труда

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги.

 
 

Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е.рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 13.6). (т.е. все согласные платить заработную плату , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью)

 

Равновесие на конкурентном рынке труда конкретная фирма

Сложившаяся почасовая ставка з./пл. в условиях конкуренции является заданной для фирмы-работодателя, она вынуждена принимать эту ставку з/пл как линию предложения( б). Таким образом, предложение труда для индивидуальной фирмы абсолютно эластично. При данной ставке заработной платы индивидуальная фирма наймет равновесное количество работников ().

Эффект замены возникает, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается как потенциальный избыток. Часы досуга все более дороги, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к росту предложения труда.

Эффект дохода возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличить свой досуг, свободное время. Рост же свободного времени уменьшает предложение труда.

Монопсония на рынке труда означает наличие на нём единственного покупателя трудовых ресурсов. На этом рынке единственная фирма-работодатель противостоит многочисленным независимым наёмным рабочим.

 
 

Если для фирмы предложение труда абсолютно эластично, и она может нанять любое нужное ей число работников по одной и той же ставке заработной платы, то при монопсонии график предложения имеет обычный, повышающийся с ростом цен вид. Увеличение его спроса на труд означает рост спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей, предлагая более высокую заработную плату. Для фирмы- монопсониста издержки, связанные с оплатой труда, растут быстрее ставки.

Профсоюз– группа работников, объединяющихся для защиты своих прав и улучшения своего положения. Основными интересами группы являются повышение заработной платы, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда.

Существуют 3 основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

1.

 
 

Модель стимулирования спроса на трудориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда) либо способствуя повышению спроса на готовую продукцию. (трудноосуществима на практике)

2. Модель сокращения предложения трудаобеспечивает рост заработной платы работников с помощью сокращения предложения труда (рис. 11.6)

Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (закрытых) профсоюзов, Такие профсоюзы устанавливают жёсткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путём ограничения численности своих членов, для чего используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п. Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, нацеленную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (на- пример, устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).

3. Модель прямого воздействия на зарплатуориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. На это способны мощные открытые профсоюзы, ( угроза массовой забастовки в состоянии заставить фирмы пойти на желательный для профсоюза рост ставок заработной платы (рис.

 
 

11.7).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.