Сделай Сам Свою Работу на 5

Отрицательный эффект масштаба производства





Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются, или

LATC0 < LATC1

Рис. 3.4. Отрицательный эффект масштаба производства

Отрицательный эффект связан:

§ во-первых, с ограниченными возможностями эффективного управлениякрупномасштабным производством. По мере расширения предприятия процесс принятия решений все более и более усложняется, нарастает чрезмерные формализация и бумаготворчество, усиливается бюрократизация управленческого персонала, и как результат, постепенно снижается эффективность производства;

§ во-вторых, с наличием технологических барьеровна пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.

Постоянный эффект масштаба производства

Постоянный эффект предполагает неизменность отдачи используемых ресурсов. Это означает, что объем выпуска (Q) растет такими же темпами, как и совокупные затраты (ТС) на ресурсы. В этих условиях средние издержки долгосрочного периода остаются неизменными, или



LATC0 = LATC1.

Рис. 3.5. Постоянный эффект масштаба производства

Нахождение оптимального размера предприятия для производства той или иной продукции позволяет фирме поддерживать этот оптимум достаточно долго, уже после того, как иссякнут источники положительного эффекта. Это происходит путем создания в рамках единого технологического процесса не одного, а нескольких производственных единиц оптимального размера. Так, если Q*=5 тыс. ед., то крупная компания может производить 15 тыс. ед., построив три завода, и повышая эффективность за счет централизации закупок, сбыта, управления и т.д.

МИНИМАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МАСШТАБ(minimum effi­cient scale) — точка на кривой средних затратдлительного периода фирмы, где экономия от масштабаисчерпывается и начинается постоянная отдача от масштаба.

В теории средние затраты длительного периода обычно изо­бражают U-образными кривыми, так как считается, что эконо­мия от масштаба снижает средние затраты с увеличением вы­пуска до определённого предела, после которого вступают в дей­ствие потери от масштаба,и средние затраты начинают с дальнейшим увеличением выпуска расти. Однако статистиче­ские данные свидетельствуют о том, что для многих отраслей кривая средних издержек длительного периода имеет L-образную форму, как показано на рис. 64.



Рис. 64. Минимальный эффективный масштаб.

В отраслях, где минимально эффективный масштаб доста­точно велик по отношению к общим размерам рынка, можно ожидать высокой степениконцентрации продавцов. Дело в том, что на рынке в этом случае может удержаться лишь малое число фирм, размер которых соответствует минимальному эф­фективному размеру. Потенциально невыгодные условия про­изводства для фирм, стремящихся занять небольшую долю рын­ка, на котором закрепились крупные фирмы, также могут слу­житьбарьерами входа.

 

Вопрос

При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратамина производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Совокупный доход — это сумма дохода, получаемая фирмой от продажи определенного количества благ.

Средний доход — доход, приходящийся на единицу проданного блага.

Предельный доход — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

Средняя прибыль – это равная прибыль на одинаковые по величине капиталы, вложенные в различные отрасли и сферы капиталистического производства. Она образуется в процессе межотраслевой конкуренции.



Предельная прибыль – это изменение прибыли при производстве (продаж) каждой дополнительной единицы продукции (товара).

Оптимальный объем производства продукции – это такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

Оптимальный объем производства продукции можно определить двумя методами:

• методом сопоставления валовых показателей;

• методом сопоставления предельных показателей.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Бухгалтерская прибыль — общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учёту в соответствии с действующими законодательно принятыми правилами за отчётный период без учёта расходов, не зафиксированных документально, на ведение такой деятельности, включая упущенную выгоду.

Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

Экономическая прибыль находится как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала.

Составной частью экономических издержек является "нормальная прибыль" — доход от использования предпринимательского таланта. Нормальная прибыль появляется в том случае, когда совокупный доход фирмы равен совокупным экономическим издержкам. В этих условиях экономическая прибыль фирмы равняется нулю. Нормальная прибыль необходима для того, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере деятельности.

 

 

31. В зависимости от уровня конкуренции на рынке выделяют различные типы рыночных структур, характеризующие, во-первых, принадлежность хозяйствующих субъектов к продавцам или покупателям а, во-вторых, их число. Рыночная структура характеризуется по таким наиболее важным аспектам, как количество фирм, тип производимого продукта, возможность контролировать цену, наличие(отсутствие) барьеров для входа и выхода, наличие(отсутствие) неценовой конкуренции. В микроэкономической теории выделяют модели: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая (совершенная) конкуренция – это рыночная структура, при которой на рынке присутствует множество продавцов и покупателей, предлагающих и покупающих однородную (стандартизированную) продукцию. Кривая рыночного спроса убывает в силу действия закона спроса, но кривая спроса отдельной фирмы представляет собой горизонтальную линию, поскольку конкурентная фирма, являясь ценополучателем, может продать любое дополнительное количество товара по сформировавшейся рыночной цене. При цене выше спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей, которые могут купить точно такую же продукцию по цене у других фирм. Более низкую, чем цену фирме устанавливать невыгодно, так как она всю свою продукцию может продать по сложившейся рыночной цене. В этих условиях средний и предельный доход фирмы равны текущей рыночной цене. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является одновременно и кривой среднего и предельного дохода. Однородность продукции является причиной отсутствия неценовой конкуренции на данном рынке, поэтому разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы покупателем. Это значит, что даже малое повышение цены одной фирмой сверх её рыночного уровня ведёт к полному переключению покупательского спроса на продукцию конкурентов. Следовательно, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, при этом у конкурентной фирмы нет необходимости продавать товар по цене ниже равновесной. Правило максимизации прибыли фирмы: совокупная прибыль фирмы достигает своего наибольшего значения при таком объёме производства, когда её предельные издержки равны её предельному доходу. Правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы: совокупная прибыль совершенно конкурентной фирмы достигает своего наибольшего значения при таком объёме производства, когда её предельные издержки равны рыночной цене.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.