Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-экономические последствия





Воздействие на объем национального производства

Относительно влияния инфляции на объем производства существует два мнения. Первое заключается в том, что инфляция, т.е. рост цен, стимулирует производителя создавать больше продукции. Такая ситуация возможна, если макроэкономическое равновесие установится на III участке кривой совокупного предложения. В этом случае при некоторой умеренной инфляции возможно достижение высокого уровня производства и занятости.

Второе мнение относительно последствий инфляции прямо противоположно. Если в стране наблюдается инфляция издержек, то, как уже упоминалось ранее, объем производства сокращается. При инфляции спроса в условиях полной занятости происходит рост цен, а производство остается на прежнем уровне. В последнем случае может возникнуть ситуация самовоспроизводства инфляции, или инфляционная спираль: повышение спроса вызывает рост цен, что в свою очередь, при сформировавшихся инфляционных ожиданиях, вызывает новый виток ажиотажного спроса.

Социально-экономические последствия

Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, гиперинфляция производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.



Для определения влияния инфляции на перераспределение доходов применяются показатели:

номинальный доход — это доход, выраженный по номинальной стоимости денег (например, оплата труда);

реальный доход:

· показывает покупательную способность номинального дохода;

· показывает количество товаров, которое можно купить на сумму номинального дохода в сопоставимых условиях цен.

Инфляция может быть предвиденной, т. е. рост цен предусматривается в федеральном бюджете и непредвиденной, которая может привести к неравномерному перераспределению доходов.

От непредвиденной инфляции теряют доходы:

· держатели сбережений на расчетном счете (деньги обесцениваются и сбережения уменьшаются);

· кредиторы (лица, выдавшие кредит), через некоторое время они ожидают возвращение кредита деньгами, которые потеряли свою покупательную способность. Чтобы компенсировать потери от инфляции, кредиторы устанавливают соответствующую процентную ставку по кредиту, чтобы покрыть свою потерю (убытки).



Поэтому различают:

· номинальную процентную ставку (процентную ставку, зафиксированную в кредитном договоре);

· реальную процентную ставку (номинальную процентную ставку, умноженную на уровень инфляции (вычитается уровень прироста цен в процентах).


 

6.Безработица как экономическая проблема: содержание, причины, формы; политика занятости.

Весьма важным показателем в макроэкономике является занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица— социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Рабочая сила— это состав занятых и безработных

Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.



Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, но ведут её активный поиск.

Среди видов безработицы можно выделить следующие:

· Фрикционная

· Структурная

· Институциональная

· Циклическая

· Сезонная

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.

Предположим, что рынок труда находится в состоянии равновесия, то есть при преобладающей на рынке заработной плате, количество требуемого труда равно количеству предлагаемого труда.

Данное состояние характеризуется как состояние полной занятости

Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной.

Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.

Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.

Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы — более квалифицированных работников, стремясь к максимизации прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно происходят колебания спроса и предложения на рынке труда.

Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей.

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

Полной занятостью называют ситуацию, когда в экономике наблюдается только естественная безработица. Объем производства, соответствующий функционированию экономики при полной занятости, называется производственным потенциалом экономики.

Естественная безработица возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест. Таким образом, полная занятость подразумевает не отсутствие безработицы, а лишь некоторый минимально необходимый ее уровень. Ведь естественная безработица представляет собой в какой-то степени положительное явление: "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соотвествующие вакантные места, "структурным" безработным нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, если это необходимо для получения работы.

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.

Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.

В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.

Работники же соглашаются на работу в таких отраслях потому что, для некоторых работников наличие страховых пособий по безработице, а также знание того, что с течением времени, после окончания сезона низкого спроса они вновь будут наняты на работу, позволяет им рассматривать такие периоды как оплачиваемый отпуск. Другие работники, зная, что часть года они будут безработными, требуют более высокой заработной платы, которая обеспечит им определенный уровень доходов в "мертвом" сезоне.

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.

Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом).

Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.

На рисунке представлена ситуация жесткости заработной платы. Предложение представлено вертикальной линией для простоты изложения.

Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.

Причины негибкости (жесткости) заработной платы:

· Закон о минимальной заработной плате

Согласно данному закону заработная плата не может быть установлена ниже определенного порогового значения. Для большинства занятых этот минимум не имеет практического значения, однако существуют некоторые группы работников (неквалифицированные и неопытные работники, подростки), для которых установленный минимум поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на подобный труд и увеличивает безработицу.

· Профсоюзы и коллективные договоры

Несмотря на то, что в профсоюзы объединена лишь некоторая часть рабочей силы в стране, они предпочитают увольнение работников, а не снижение заработной платы. Причина заключается в следующем. Временное снижение заработной платы сокращает заработки всех рабочих, тогда как увольнения затрагивают в большинстве случаев только совсем недавно нанятых работников, которые составляют лишь малую часть членов профсоюза. Тем самым, профсоюзы добиваются высокой заработной платы, жертвуя занятостью небольшого количества работников — членов профсоюза. Коллективный договор, заключаемый между фирмой и профсоюзом, также может стать причиной безработицы. Как правило, он заключается на длительный срок, и если оговоренный уровень заработной платы превышает равновесный, то фирма предпочтет нанимать по высокой цене меньше работников.

· Эффективная заработная плата

Теории эффективной заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность работников и снижает текучесть кадров на фирме. Данная политика позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, повысить качество труда и заинтересованность работников. Снижение заработной платы уменьшает мотивацию к труду и побуждает наиболее способных работников искать другое место работы.

· Психологический аспект

Очевидно, что на рынке не существует единой ставки заработной платы для всех фирм. В крупных фирмах оплата труда, как правило, выше. Однако работники крупных фирм иногда предпочитают оставаться безработными, чем перейти на низкооплачиваемую работу. По мнению некоторых экономистов, такое поведение вызвано чувством собственного достоинства работников, их стремлением к определенному положению в обществе.

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.

Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации. Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице. Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что национальный продукт производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.

К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность.

Продолжительность безработицы определяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы.

ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.

Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т, д.

Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политика занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным. На общегосударственном уровне регулируется Законом РФ 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации», соответствующим законодательством о труде и др. актами, коллективными договорами и соглашениями.

Для увязки целей и задач политики занятости на разных уровнях разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости. Создана Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мер по программе занятости создан Государственный фонд занятости населения. На региональном уровне субъектами РФ ежегодно принимаются территориальные программы содействия занятости населения.

Главным методом государственной политики занятости выступают программы уменьшения безработицы.

Они включают в себя следующие меры:

· стимулирование роста занятости;

· увеличение числа рабочих мест в государственном секторе экономики;

· подготовка и переподготовка кадров;

· оказание содействия найму рабочей силы.

Государство также проводит социальное страхование безработицы, то есть выплачивает пособия потерявшим работу не по своей воде. Основные условия получения такого пособия, продолжительность выплат и их абсолютные размеры в разных странах существенно варьируют.

Многообразные функции по регулированию занятости осуществляют биржи труда, которые:

· регистрируют безработных, если данные лица соответствуют законодательно установленному статусу "безработного",

· производят учет и регистрацию вакантных мест на предприятиях разных форм собственности,

· занимаются трудоустройством желающих получить работу,

· изучают спрос на труд и его предложение,

· предоставляют информацию по трудоустройству всем желающим,

· осуществляют выплату пособий по безработице.


 

7. Социальная политика: содержание, цели, основные направления, источники финансирования.

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:

- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также

- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме с о ц и а л ь н о г о п а р т н е р с т в а, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора» в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

· социальной справедливости,

· социальной ответственности,

· социального партнерства,

· социальных гарантий,

· преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.


 

8. Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл

Для рыночной экономики всех стран мира характерно циклическое развитие - после роста всегда наступает спад. Достичь постоянного экономического роста стремятся правительства всех государств, однако пока это не удавалось никому. Практические исследования подтверждают, что в любой рыночной экономике происходят колебательные процессы, волнообразные движения. При этом колебания рыночной активности в разных странах достаточно сильно различаются по регулярности, длительности и причинам возникновения. С периодом в несколько лет (или даже десятилетий) экономический рост и подъем деловой активности сменяются снижением макроэкономических показателей роста. Возникает экономический спад, спрос и предложение сокращаются и предпринимательская деятельность затухает.

Термин "экономический цикл" (синонимы - бизнес-цикл, деловой цикл, цикл экономической конъюнктуры) - это временной интервал между двумя качественно одинаковыми состояниями экономический конъюнктуры. Под экономической конъюнктурой понимаются направление и характер изменений основных экономических показателей.

Экономический цикл также можно определить как следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет.

В современной теории экономического цикла принято выделять двух- и четырехфазовые модели экономического цикла.

Двухфазовая модель имеет повышательную (подъем, экспансия) и понижательную (спад, рецессия) фазы, а также высшие и низшие поворотные точки цикла. Продолжительность цикла определяется как переход между двумя соседними высшими или низшими поворотными точками.

Четырехфазовая модель содержит фазы: подъема, завершающегося бумом, за которым следует спад (кризис), переходящий в депрессию, и последующее оживление. Оживление, в свою очередь, через определенное время завершается подъемом.

Во время завершения подъема бумом экономика работает на пределе своих возможностей, наблюдается полная занятость, инвестиции и расходы покупателей очень высоки. Растет спрос на товары и услуги. Когда экономика начинает работать на полную мощность, рост спроса приводит к росту цен.

За бумом через некоторое время следует спад (кризис). Его важнейшей чертой является перепроизводство: продукции производится больше по сравнению с платежеспособным спросом на нее. В результате сокращается производство, многие компании разоряются, безработица может достичь высокого уровня, заработная плата уменьшается, курсы ценных бумаг снижаются.

После падения производства и занятости до самого низкого уровня происходит переход спада в депрессию. Приостанавливается падение производства, начинает восстанавливаться равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, формироваться предпосылки для будущего экономического роста (в виде массового обновления основного капитала на новой технической базе), производство и занятость медленно набирают ход.

Переход в следующую фазу - оживления - знаменуется повышением уровня производства, экономика достигает показателей докризисного уровня, производители начинают получать во все большем объеме новые заказы, обновляется оборудование, создаются дополнительные рабочие места. Расширяется покупательский спрос, повышаются цены, уменьшается безработица.

Фаза оживления перерастает в фазу подъема. Загрузка производства увеличивается, начинается его быстрый рост, расширяются инвестиционные и потребительские расходы, появляются в большом объеме новые рабочие места и исчезает безработица.

Экономический цикл может длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. В экономической теории циклы продолжительностью до 10 лет принято называть малыми (или короткими) волнами, продолжительностью до 40-60 лет - большими (или длинными) волнами. Последние связаны с фундаментальными сдвигами в технике и технологии, с научно-техническими революциями.

Продолжительность циклов зависит от многих факторов:

· времени обновления основного капитала,

· динамики рыночной конъюнктуры,

· вмешательства государства в экономику и многих других.

Несмотря на общие для всех циклов фазы, отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности.

Циклическое развитие экономики оказывает неоднозначное воздействие на сектора экономики. Наиболее сильно цикличность влияет на производство и занятость в отраслях, производящих инвестиционные товары (машины, оборудование) и товары долгосрочного пользования для личного потребления (автомашины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и т.п.). В меньшей мере ощущает цикличность производство товаров краткосрочного пользования для личного потребления.

Неодинаковое влияние цикличности в разных отраслях связано с тем, что, например, в условиях спада снижение занятости и, следовательно, доходов сопровождается общим сокращением платежеспособного спроса, при этом неравномерным сокращением на разные виды спроса и потребления. Когда экономика начинает испытывать трудности, производители часто перестают приобретать более современное оборудование и расширять производство, так как при подобной конъюнктуре, когда резко падает спрос, нет смысла увеличивать производство инвестиционных товаров и товаров длительного пользования для личного потребления. В то же время пищевые продукты и одежда (то есть потребительские товары краткосрочного пользования) покупаются, хотя, конечно, количество таких покупок уменьшается.

При спаде также неоднозначно изменяются условия ценообразования в разных отраслях. Поскольку в большинстве отраслей, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования для личного потребления, доминирует небольшое число крупнейших корпораций, то они реагируют на ухудшение конъюнктуры в экономике не снижением цен в целях расширения спроса, а сокращают производство, сохраняя сложившийся уровень цен. В результате выпуск продукции в этих отраслях и занятость уменьшаются. В отраслях, выпускающих товары краткосрочного пользования для личного потребления, уровень концентрации производства и капитала неизмеримо ниже, а конкуренция сильнее. В результате в этих отраслях сокращение спроса сильнее отражается на уровне цен, чем на масштабах производства.

Динамика основных макроэкономических показателей подвержена также циклическим колебаниям.

Для характеристики состояния и динамики экономической конъюнктуры используются различные показатели, важнейшими из которых являются:

· объем ВВП;

· уровень занятости;

· уровень загрузки производственных мощностей;

· объем прибыли предпринимателей и ряд других параметров.

Основные макроэкономические параметры в соответствии с их циклическими свойствами - изменением на разных фазах экономического цикла - подразделяются на:

· проциклические;

· контрциклические;

· ациклические.

Проциклическиепеременные имеют тенденцию к росту в период подъема и к снижению в период спада.

Например, высокую согласованность динамики с циклом имеют:

· совокупный выпуск продукции,

· выпуск по секторам экономики,

· прибыли предпринимателей,

· скорость обращения денег.

Контрцикличеокие переменные снижаются в период подъема и растут в период спада.

К ним относятся:

· запасы готовой продукции,

· запасы факторов производства,

· уровень безработицы,

· уровень банкротств.

Ациклическиминазывают переменные, динамика которых не связана непосредственно с циклами деловой активности и они индивидуальны для каждой страны (например, экспорт).

Темпы динамики различных переменных, проциклических, контрциклических и ациклических, как правило, не совпадают. В то время как одни из проциклических переменных еще возрастают, другие уже снижаются, также соответственно и в контрциклических. Этим, в частности, объясняется то, что смена фаз цикла - подъема и спада - происходит достаточно плавно.

В зависимости от того, как макроэкономические параметры меняются в ходе экономического цикла (достигают ли они максимума (минимума) до или после прохождения экономической высшей (низшей) поворотной точки экономического цикла) выделяют три типа - опережающие, запаздывающие и соответствующие макроэкономические параметры.

К опережающим относятся такие параметры, которые достигают максимума (минимума) перед наступлением пика (дна) деловой активности, например средняя продолжительность рабочей недели в промышленности, число вновь создаваемых предприятий и ряд других.

Запаздывающими считаются параметры, которые достигают максимума (минимума) после пика (дна) экономической активности, например численность безработных спустя 15 нед., расходы на новые предприятия и оборудование.

Соответствующими считаются параметры, которые изменяются одновременно с динамикой экономической активности, в их числе ВВП, уровень безработных, продукция промышленности, личные доходы.

Современная экономическая наука насчитывает более тысячи видов циклов. Наиболее распространенной является классификация экономических циклов по продолжительности, в которой обычно выделяют три типа циклических колебаний:

· краткосрочные циклы периодичностью 3,5-4 года;

· среднесрочные циклы периодичностью 8-10 лет;

· долгосрочные циклы периодичностью 48-55 лет.

Краткосрочные циклы называют также циклами Дж. Китчина – по имени их автора. В настоящее время они больше известны под названием «циклы запасов». Циклы Китчина состоят в нарушении и восстановлении равновесия на потребительском рынке. Каждый цикл завершается новым равновесием при уже измененных пропорциях в спросе на потребительские товары. Циклы Китчина объясняются временным промежутком между выделением инвестиций и вводом в действие новых средств труда, в результате чего равновесие восстанавливается. Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.