Сделай Сам Свою Работу на 5

Политики Республики Беларусь





 

 

В соответствии с основными положениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы [12] инвестиционная политика в текущем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

Основными задачами инвестиционной деятельности являются:совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Главными направлениями их реализации являются:вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортоориентированных производств;модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно-частного партнерства.



Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы:оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной;защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Осуществление указанных направлений позволит повысить инвестиционную активность организаций и структурные преобразования экономики что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.



Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения должен составить 700–745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП – 37,5% против 32% в 2010 году. Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.

Наряду с максимальной мобилизацией инве­стиционных средств для дальнейшего социаль­но-экономического развития страны важнейшее значение имеет повышение экономической эф­фективности использования инвестиций.

Основными мерами по повышению их эф­фективности должны стать:

- приоритетное вложение инвестиций в со­здание принципиально новых наукоемких производств, модернизацию традиционных секторов экономики, имеющих резервы роста добавленной стоимости и повыше­ния конкурентоспособности продукции на мировом рынке;

- повышение технического уровня произ­водства путем улучшения технологической структуры инвестиций за счет роста доли затрат на приобретение машин, оборудо­вания и транспортных средств;

- активное привлечение иностранных инве­стиций в экономику страны на основе улучшения инвестиционного климата (в том числе за счет совершенствования за­конодательства Республики Беларусь в об­ласти налогообложения, защиты прав ин­вестора, земельных отношений, интеллектуальной собственности);

- повышение эффективности использова­ния бюджетных инвестиций путем отказа от финансирования малоэффективных проектов, усиления требований конкурс­ного отбора инвестиционных проектов и адресной направленности бюджетных ин­вестиций;



- концентрация средств на завершении на­чатых объектов в целях недопущения рос­та сверхнормативного незавершенного строительства;

- использование новых механизмов осуще­ствления инвестиций (венчурное финан­сирование, развитие механизмов государ­ственно-частного партнерства) и предос­тавление дополнительных гарантий их защиты;

- постоянный мониторинг осуществления инвестиционной деятельности в республи­ке и за рубежом, формирование предло­жений по дальнейшему совершенствова­нию законодательства в сфере инвестици­онной деятельности для повышения интереса стратегических инвесторов в сфе­ре производства высокотехнологичных продуктов и услуг;

- повышение инвестиционного имиджа Бе­ларуси с целью активного привлечения иностранного капитала путем широкого информирования зарубежных деловых кру­гов и общественности об условиях веде­ния бизнеса; стимулирование развития предпринимательства и деловой активно­сти; обеспечение финансовой стабильно­сти экономики.

В 2012 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь была принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2015 года [13]. Целью указанной стратегии является стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Основными задачами стратегии являются:определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности;содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента;стимулирование притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение;совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института развития менеджмента «Мировой рейтинг конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».

Улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям: реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата;оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров и другого [14].

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов greenfield, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики.

Республика Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт.

С учетом приоритетности вложения средств иностранных инвесторов определены следующие направления привлечения прямых иностранных инвестиций:в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);в создание и развитие кластеров – объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках;в традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность).


заключение

Цель инвестиционной политики государства заключается в: обеспечении структурной перестройки экономики; стимулировании предпринимательства и частных инвестиций; создании дополнительных рабочих мест; привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции; стимулировании создания негосударственных структур для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели; создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования; развитии лизинга в инвестиционной деятельности; поддержке малого и среднего предпринимательства; совершенствовании системы льгот и санкции при осуществлении инвестиционного процесса; создании условий для становлении и развития венчурного инвестирования

Для однозначного описания вида объекта государственной инвестиционной политики, времени и места государственного воздейст­вия на его параметры, а также отраслевой направленности государст­венной поддержки инвестиционной деятельности, необходимо и доста­точно трех критериев классификации инвестиций – объект инвестиций, причина инвестиций и сфера инвестиций.

Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту – сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством. Результаты исследований свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития инвестиционного потенциала страны и его возможности не только обеспечить потребности внутреннего рынка, но и реализовать значительную часть продукции за пределами страны.

Республика Беларусь уступает большинству стран с транзи­тивной экономикой по показателю объема привлечения ПИИ надушу населения, привлекая ПИИ с низким уровнем отраслевой и географической диверсифика­ции. В то же время ПИИ, вовлеченные в национальную экономику, более произво­дительны, хотя и выполняют в основном импортозамещающую функцию.

Мировая экономика демонстрирует новые тенденции в отношении направ­лений прямого инвестирования ТНК под влиянием мирового кризиса, соглас­но которым Республика Беларусь находится в окружении наиболее привлека­тельных стран с транзитивной экономикой.

В настоящее время в Республике Беларусь проблема привлечения ПИИ отнесена к ряду приоритетных, принимаются действенные меры по ее решению. В первую очередь для активизации процесса формируется благоприятный инвестиционный климат. Правительством республики постоянно проводится политика по повышению инвестиционной привлекательности страны. Развивается двусторонняя нормативная правовая база между Беларусью и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, 30 соглашений находятся в разработке.

Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. В настоящее время действует Институт инвестиционных агентов. Такой статус предоставлен 20 организациям и частным лицам, в том числе иностранным гражданам.

В целом для интенсификации процессов привлечения прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику, по мнению правительства страны, надо обеспечить выполнение двух условий: во-первых, гарантировать инвестору, что те правила игры, которые установлены на момент его вхождения в Беларусь, сохраняются на протяжении действия инвестиционного договора; во-вторых, должно быть желание министерств, областей, органов государственного управления привлекать инвестора и понимание того, что это необходимо для выхода страны на качественно иной уровень экономического роста. В современных условиях существует немало механизмов и инструментов для активизации притока иностранных инвестиций в белорусскую экономику, в том числе и информационных, играющих далеко не последнюю роль в инвестиционной политике страны.

Грамотное и целенаправленное использование их, в том числе и представителями международного сегмента национальной журналистики, позволит существенно усилить эффект и от других инструментов привлечения прямых иностранных инвестиций и достичь долгосрочных целей инвестиционной политики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.