Сделай Сам Свою Работу на 5

Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных возможностей.





Пусть существует фиксированное предложение труда и капитала, которое необходимо для производства товара F и товара C. Ящик Эджуорта для описания эффективности производства.

Эффективность в производстве

Распределение в точке A явно неэффективное.

Все точки на кривой OF-OC являются эффективными, каждая из них – это точка касания двух изоквант.

Эффективное распределение ресурсов предполагает минимизацию затрат. При минимизации затрат отношение предельного продукта труда к предельному продукту капитала равно отношению цены труда к цене капитала. MPL/MPK=W/r

MPL/MPK=MRTSLK

Наклоны изоквант равны предельной норме технологического замещения, то конкурентное равновесие. Из диаграммы ясно, что конкурентное равновесие не единственное.

Формула конкурентного равновесия

MRTSFLK=MRTSCLK

MRL/MRK=const

На основе кривой производственных контрактов – кривая производственных возможностей.

MRTFC

Предельная норма трансформации одежды в пищу.

 

Точки B,C,D взяты с кривой производственных контрактов.

 

Кривая производственных возможностей выпуклая. По мере движения по ней сверху вниз мы уменьшаем производство пищи и увеличиваем производство одежды.



47. Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.Выпуск будет эффективным, если он будет одновременно максимизировать полезность покупателей и не выходить за пределы имеющихся ресурсов ( будет лежать на кривой производственных возможностей)

Эффективность выпуска

 

В точке касания кривой безразличия и кривой производственных возможностей предельная норма субституции равна предельной норме трансформации одного товара другим.

 

 

Эффективность выпуска

 

В точке касания кривой безразличия и кривой производственных возможностей предельная норма субституции равна предельной норме трансформации одного товара другим.

 

 

 

Общее парето-эффективное состояние:

 

 

Цены всех товаров одновременно отражают их предельную полезность для потребителя и их предельные издержки для производителя.

Условие эфф-ной стр-ры выпуска: предельная норма трансформации MRT любых двух т-в должна равняться предельной норме замещения MRS этих т-в у всех потребителей. Это обеспечивает эфф-сть стр-ры выпуска продукта. Комбинация выпуска двух т-в в эфф-ной эк-ке должна быть такой, чтобы невозможно было через поиски других комбинаций выпуска увеличить суммарную полезность для одного индивида без снижения полезности для другого. Поскольку при сов-ной конкуренции предельные нормы замещения для всех потребителей равны соотв-щим предельным нормам трансформации, то такая эк-ка эфф-на по стр-ре выпуска продукта.



48. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Цели и инструменты микроэкономического регулирования. Рынок далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В некоторых случаях рынок терпит фиаско: Распределение доходов через рынок приводит к социальному неравенству в обществе. Рынок не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли и капитала. Рынок не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рыночной экономики существует безработица. Рыночный механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рыночный механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Охрана правопорядка не является одним из приоритетов рыночной экономики. Часто на рынках реализуются товары удовлетворяющие неразумным потребностям человека. Рыночный механизм в процессе своего развития обладает склонностью к вырождению: на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция, на рынке появляются субъекты хозяйствования, способные повлиять на других . Это приводит к необходимости микроэк-кого гос.регулирования с целью повышения эфф-сти и исп-ния произв-ных ресурсов. Органы гос.управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов(налоги), может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики ; защита конкуренции ;перераспределение дохода и богатства ; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.



Формы госрегулирования ( методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты). Административная ( административно- экономические: нац.программа экономического развития, гос.цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции). Социально-экономическая ( бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс ; внешнеторговые :таможенные тарифы).

49. Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике. Внешний эффект—воздействие одного эк.субъекта на благосостояние другого без посредства ценовых изменений. Они подразд. на положительные(прямое положительное воздействие одного субъекта на благосостояние другого), и отрицательные(неблагоприятное воздействие). К созданию внешних эффектов бывают причастны как фирмы, так и отдельные индивиды. Вопрос распределения ресурса в ситуации с внешними эффектами неоднозначен. К примеру, работа прод.мага в поздние часы желательна для работающих во вторую смену, однако неблагоприятнга для жителей второго этажа дома, в котором нах.маг. внешний эффект, не отражаясь в ценах, предств.собой издержки(выгоды) третьих лиц, не участвующих в рын.сделке. Предельные частные издержки—дополн.издержки, связанные с выпуском каждой дополн.ед-цы продукции и не включающие издержек,связанных с нейтрализацией отриц.внешнего эффекта. Предельные обществ.издержки рассчитываются с учетом внешнего ущерба, наносимого другим субъектам: MSC=MPC+MEC, где MSC – общественные пред. издержки, MPC—пред.частные издержки, МЕС—пред.внешние издержки. Предельные обществ.выгоды—сумма предельных частных и предельных внешних выгод: MSB=MPB+MEB, где MSB—предельные обществ.выгоды, МРВ—предельные частные выгоды, МЕВ—предельные внешн.выгоды. предельные внешние выгоды—выгоды, связанные с выпуском каждой дополн.ед-цы продукции, извлекаемые третьими лицами, не участвующими в рын.сделке. предельные частные выгоды—выгоды, связанные с выпуском каждой дополн.ед-цы продукции и не учитывающин выгод, связанных с положительным внешнем эффектом для общества. К положите.внешним эффектам относят пользу от произв-ва и продажи нового программного обеспечения, которое выгодно не только своим создателям, но и всему обществу.

50.Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза. Интернализация внешних эффектов—воздействие на стимулы, побуждающие эк.субъектов учитывать внешнее влияние р-тов своей д-сти как внутреннее. Теорема Коуза—концепция, согласно которой эффекты внешние можно интернализовать посредством закрепления прав собственности на порождающие их объекты и обмена данными правами, если это не связано с большими трансакционными издержками(--издержки, связанные с передачей прав собственности, возникающие в процессе обмена, до и после него. В данную категорию вкл.издержки ведения переговоров и заключения контрактов, поиска инфо, измерения, спецификации и защиты прав собственности. Права собственности—сов-сть санкционированных поведенческих норм. Процесс добавления к ней новых прав или отделения от нее опр.правомочий порождает трансакционные издержки. При наличии права собственности на ресурс внешние эффекты не становятся источником неэффективности. Субъекты рынка предпочитают договорится между собой и обеспечить эффективный объем выпуска без вмешательства гос-ва и независимо от того, кто первоначально был наделен правом.

51.Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в РБ.Чтобы сократить перепроизв-во товара с отриц.внешним эф-ом или увелич.пр-во тов-а с полож.,нужно трансформировать внешн.эф-ты во внутр (их интернализация).Она мож.быть достигнута путем приближения MC к MSC(предельных частных издержек к предельным общественным)Англ.эк-т А.Пигу предложил использ-ть с этой целью корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог—налог на выпуск т-ра, позволяющий уравнять предельные частные и предельные обществ.издержки. он заставляет фирму воспринимать внешние издержки как свои собственные и увеличивать предельные частные издержки прозв-ва. Внешние издержки приводят к перерасходу ресурсов. Для того чтобы его ликвидировать, вводят налог, повышающий предельные издержки фирмы. Налог Пигу заставляет произв-лей принимать в расчет издержки, связанные с порождаемым ими внешним эффектом, и более эффективно осуще-ть произв-во. Для установления эффективного уровня произв-ва гос-во исп-ет корректирующие субсидии- платежи создателям положит.внешних эффектов. Гос-во в состоянии минимизировать недовлажения ресурсов в произв-во какого-то т-ра, субсидируя его потребителей, что вызовет увеличение рын.спроса. субсидии могут предназначаться произв-лям продукции. В особых случаях внешние выгоды бывают особенно велики и тогда гос-во берет на себя снабжение конкретных общественно значимых т-в. Применение корректирующих налогов и субсидий—весьма удобный механизм устранения внешних эффектов, однако следует знать препятствия к их исп-нию: трудности опр-ния величины налога, дополн.техн.трудности введения штрафов за произв-во внешних эффектов, опр-ние размера штрафа при нескольких различных внешних эффектах.

52. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно-экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Теория внешних эффектов используется при разработке экономической политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику; наиболее часто используется при разработке политики охраны окружающей среды. Для минимизации отрицательных внешних эффектов применяются административные методы природоохранного регулирования, ограничивающие опр.виды д-сти. Сегодня во всех старнах ограничивается кол-во вредных в-в, которыми пр-тия загрязняют воздух, воду и землю. Законы регулируют сбросы и выбросы опасных загрязнителей, которые осущ-ют пр-тия. Зак-во о токсичных отходах устанавливает процедуры и опр-ет спец.территории для захоронения заряженной земли и растворителей. К пр-тиям-нарушителям применяются большие штрафные санкции, а иногда и тюремное заключение отв-ных лиц. Ввиду строгих админ.мер природоохранного регулирования фирсы-нарушители идут на расходы, связанные с охраной окр.среды. Рынок прав на загрязнение окр.среды наиболее действенна в решении проблемы защиты окр.среды. поскольку неэффективность, порождаемая внешними эффектами, возникает из-за отсутствия рынка для соотв-щего ресурса, целесообразно уполномочить природоохранное ведомство осущ-ть контроль за загрязнением окр.среды, опр-ть кол-во вредных выбросов, приемлемое для конкр.региона, и продавать произв-лям разрешения на загрязнения. При этой схеме гос-во объявляет о продаже по конкурсу разрешений на выброс в атмосферу Х загрязняющих в-в. Выигрывают конкурс те фирмы, которые предложат самую высокую плату за выбросы. Ост.пр-тиям придется либо снизить объем выпускаемой продукции, либо освоить новую технологию. Эта схема имеет след.преимущества: сокращаются расходы для общ-ва, поскольку право на загрязнение можно покупать и продавать;, у пр-тий появл-ся материальный стимул для охраны окр.среды;, по мере увеличения спроса на права на загрязнение растут доходы от их продажи, и част из них можно потратить на природоохранные мероприятия;, удорожание прав на загрязнениек будет стимулировать поиск более сов-ных методов контроля за загрязнением.

53. Чистые частные блага и чистые общественные блага. Свойства чистых общественных благ. Смешанные блага.Чистое частное благо—благо, каждая ед-ца которого может быть продана за отдельную плату. Чистое обществ.благо—благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него или нет. Особ-сти чистых обществ.благ: их потребление всегда сопровождается положительными внешними эффектами, все пользователи потребляют одно и то же кол-во чистого обществ.блага, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю. Св-во чистых обществ.благ: 1.неизбирательность в потреблении(потребление чистого обществ.блага не уменьшает его полезности для других), 2.неисключаемость в потреблении(ни один чел-к не может быть исключен из числа потребителей блага, даже если он токазывается за него платить),3.неделимость блага в потреблении(благо не может быть разделено на части и быть продано по частям). Смешанные блага—сочетают в себе хар-ки частных и обществ.благ. они делятся на перегружаемые(блага, для которых св-во неизбирательности в потреблении выполняется только до опр-ного момента, а далее их может не хватать на всех), исключаемые(блага, потребление которых неизбирательно, но доступ к которым ограничен).

54. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный наклон.

Кривая спроса на чистое общественное благо.

D
Dc
Db
Da
Q
Msb Mpb, $

D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных частных полезностей.

Кривая спроса на частное благо.

Q
D
Dc
Db
Da
P

Qd=∑qi , где i =1…n

То есть мы можем сказать, что для чистого частного блага совокупный Объём спроса при каждой возможной величине цены равен сумме индивидуальных объёмов спроса.

Кривая спроса на частное благо получается посредством сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривые индивид.спроса опр-ют предельную выгоду каждого потребителя(Da-выгоду первого потребителя, т.е. МВ1, Db—второго,т.е.МВ2 и т.д.). предельная обществ.выгода от потребления дополн.ед-цы обществ.блага складывается из суммы всех предельных выгод его потребления: MBS=МВ1+МВ2+…+МВн=сумма МВ, где MBS—предельная соц.выгода от потребления дополн.ед-цы обществ.блага, МВi—предельная выгода от потребления дополн.ед-цы обществ.блага, полученная I-потребителем.

55. Производство общественных благ и его эффективный объем. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность). У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев».Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».

56. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск. Информация—важнейшее условие принятия оптимальных решений. Инфо как ресурс имеет важные особ-сти:1. Осн.часть инфо, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс.,2.исп-ние инфо одним субъектом не исключает возможности ее одновременно исп-ния другими(сво-во неконкурентности), 3.потребление инфо не только не уничтожает исходную инфо, но прибавляет к ней новую, т.е.инфо приумножается в процессе ее исп-ния,4.инфо явл-ся легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат. Причины неполноты инфо: 1.проблемой барьера трансакционных затрат—в ситуации ценового разнообразия и пок-ли, и продавцы ведут поиск лучших цен, что требует затрат. Издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по оптимальной цене:она будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при наличии полной инфо. 2.проблема надежности—инфо не всегда достоверна, ей сво-но устаревать,3.проблема усвоения—эк.субъекты не могут воспринимать и перерабатывать весь доступный объем инфо и вынуждены отбирать лишь наиболее важную,4.проблема обработки—не все эк.субъекты обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы адекватно переработать полученную инфо. Неопределенность—ситуация, при которой кол-во исходов бесконечно или вероятность наступления события невозможно установить. Риск—стуация, когда известны все возможные исходы событий и вероятности их наступления. В эк-ке неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность—выраженная в кол-ной форме возможность опр-ного исхода. Она бывает: априорная(подсчитанная на основе научного закона или опр-ного логического принципа), статистическая(исчисленная на основе эмпирического метода или статистических наблюдений), ожидаемая(сложный и распростран.вид вероятности, для ее опр-ния не сущ-ет опр-ного алгоритма).

57. Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент». Моральный риск—риск из за безответственного поведения, предмет исследования в страховой отрасли. Здесь моральный риск возникает, когда застраховавшийся индивид решает воздействовать на вероятность или значимость события, обусловливающего выплату страховки. При этом страховая компания не имеет возможности наблюдать за тем, прилагает ли ее клиент какие либо усилия, чтобы избежать потенциальных потерь. Типы морального риска:.1.недобросовестное поведение—индивид сознательно увеличивает вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки полностью покрыты страховой компанией. 2.пренебрежение рисками—застрохававшийся отказывается от мер предосторожности, которых придерживался до страхования.3.сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в р-те страховки—индивид после приобретения полиса мед.страхования начинает чаще обычного обращаться к докторам. Проблема принципал-агент—закл.в том, что исп-ние инфор-онной ассиметрии позволяет агентам извлекать выгоду, реализовывая собств.эк.интересы в ущерб интересам принципала. Рассмотрим на примере взаимоотн-ний нанимателя и нанятого решения проблмы принципала-агента:1.усилить прямой контроль за д-стью раб-ков,2.установить ставки зп выше, чем в др.фирмах, чтобы раб-ки усердно трудились боясь потерять выгодное место,3. Обеспечить участие раб-ков в р-тах д-сти орг-ции на основе заключения контракта о найме,4.орг-ть соревнования раб-ков с условием вознаграждения за достижение уровня, наивысшего отн-но ост.раб-ков,5.практиковать поочередное выполнение раб-ми ф-ций принфипала.

58. Рынки с асимметричной информацией. Роль рыночных сигналов в её преодолении. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.Асимметричная информация – это ситуация, при которой одна часть участников сделки обладает инфо, которой не располагает другая часть участников сделки. Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покупатели. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты(асимметрии) инфо. Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф(«Рынок лимонов», 1970). На этом рынке продаются подержанные автомобили, машины в хорошем состоянии и плохом(на амер. сленге «лимоны»). Вероятность купить хороший автомобиль 50% на недавно организовавшемся рынке. Покупатель боится купить «лимон». Средняя цена = 2000$. Для владельцев «лимонов» эта цена убыточна. В условиях асимметричной инфо(продавцы>покупатели), рынок значительно деформируется. Продавцы хороших автомобилей будут отказываться от продаж по убыточной цене, а след-но вероятность покупки хорошей машины будет падать, в итоге на рынке останутся одни «лимоны».

Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы. Сильным рыночным сигналом являются гарантии для покупателей или поручительство лиц, пользующихся доверием покупателей, а также репутация фирмы. Существуют рынки, на которых удается быстро ликвидировать асимметричную инфо – аукционы. Аукционы начинаются с ситуации, когда каждая из сторон располагает только инфо о начальных ценах и предельных свои возможностях, но не знает о возможностях конкурентов. Аукционы: английский:ставки растут снизу вверх (произведения ис-ва, предметы роскоши); голландский: ставки снижаются снизу вверх (скоропортящиеся товары, цветы) – тысячи продавцов и покупателей, определяющий фактор – время. Закрытые/темные аукционы – ставки выставляются всеми участниками одновременно. Стратегия английского аукциона. Регулирование цен со стороны гос-ва ограничивает ценовую конкуренцию на рынке, имея цель предотвратить исп-ние произв-ми низкокачественной продукции своих преимуществ в издержках. Прямое участие гос-ва в произв-ве продукции и оказании услуг выражается в орг-ции обществ.системы здравоохранения и образования, реализации программы обяз-ного гос.страхования. гос.контроль за произв-вом и сбытом т-в и услуг позволяет блокировать последствия асимметричной инфо. С этой целью гос-во исп-ет: лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль рекламной актичности.

59. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека», методологический индивидуализм. Политика как обмен.Теория общественного выбора связана с исследованием принятых решений о производстве общественных благ. Значительный методологический вклад в данную теорию внесли работы Даунса, Беккера и т.д. В 50-60 гг. оформилось направление современной науки, которое посвящено исследованию того, как принимаются исследования на уровне общества. Даже выдвинуто 2 гипотезы:

1 – Граждане ведут себя в политике рационально, т.е. преследуют личную выгоду.

2 – Политики и политические партии создают свои политические программы с целью максимизировать голоса избирателей. В работе Талона, Бьюннекена, основой явл методологический индивидуализм. 3 особенности этого подхода: 1.Коллективные действия рассматриваются как действия индивидов, решивших достичь некоторых целей в составе коллектива, а не индивидуально. 2.Люди рассматриваются как единственные субъекты, которые принимают окончательные решения как по поводу индивидуальных действий.

3.Процесс принятия политических решений рассматривается как разновидность рыночного обмена. Голосуя за свои интересы люди участвуют в формировании общественных интересов. В идеальном случае результатом коллективных действий должно быть получение выгоды всеми сторонами.

60. Общественный выбор в условиях прямой демократии. Модель медианного избирателя. При прямой демократии в принятии решения участвует каждый член общества (принятие решения на собрании, референдуме). При прямой демократии важную роль играет принцип голосования, в зависимости от выбранного принципа голосования существенно зависят результаты голосования. 3 принципа голосования: принцип единогласия, принцип простого большинства(50%+1голос), принцип квалифицированного большинства (2/3 или 3/5 голосов). При использовании принципа единогласия возможно, что принятое решение будет соответствовать парето-оптимальности. Существует опасность, что вообще никакое решение не будет принято. Те, кто получает меньшую полезность от выделения ресурсов или средств на данную программу не согласится оплачивать большую полезность, которую получают другие. В этой ситуации будет принято решение, при котором расходы на проведение общественных мероприятий будут ниже оптимального уровня. Когда решение принимается большинством голосов существует опасность недопроизводства или перепроизводства(благ) – неэффективное решение. Для объяснения механизма принятия решений при производстве общественных благ при прямой демократии экономисты предлагают модель серединного/ медианного избирателя. Ее суть – анализ показывает, что как правило принятие решения соответствует тем избирателям, которые получают среднюю полезность. Поиск политической ренты – это деятельность, связанная с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.

61. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования. Лоббизм. Логроллинг. Представительная демократия – форма демократии, когда решение принимают выборные органы. Наиболее широкое распространение получил метод представительной демократии при решении вопроса о производстве благ. Но – Возможно принятие решения, которое соответствует интересам узкой группы лиц(при представительной демократии). Группы со специальными интересами – совокупность индивидов, которые заинтересованы в принятии определенных решений. Создаются группы давления(они занимаются лоббированием определенных интересов). Лоббизм – политика давления с целью принятия определенного решения. В негативном смысле – лоббирование – незаконное давление на представителей власти с помощью взяток, коррупции, чтобы повлиять на принятие решения в пользу группы давления в ущерб общественным интересам. В позитивном смысле лоббизм представляет собой форму законного влияния групп давления на управленческие решения государственных органов. Логроллинг – одна из форм давления на реализацию интереса определенной группы лиц. Логроллинг – практика взаимной поддержки путем торговли голосами. Логроллинг может давать положительный эффект, способствуя боле оптимальному распределению ресурсов в соотв-вии с принципом Парето. Но возможен и противоположный р-т. Проявлением логроллинга явл-ся так называемый бочонок с салом—закон, сопровождаемый пакетом различных предложений. Чтобы обеспечить принятие закона, к нему прилагают все новые и новые предложения, удовлетворяющие интересы отдельных групп депутатов. И так до тех пор, пока не будет получено большинство голосов. Данная практика способна привести даже к ограничению демократических свобод в обмен на уступки локальным группам по налоговым и др.льготам.

62. Фиаско государства: проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику. Фиаско гос-ва—случаи, когда гос-во не способно обеспечить эффективное распределение и исп-ние обществ.ресурсов в соотв-вии с принятым в обществе представлением о справедливости. Группы факторов, которые способствуют провалам гос-ва:1.несовершенство полит.прогресса,2.ограниченность и асимметричность инфо, необходимой для принятия решений. По объективным причинам правительство не всегда располагает точными данными. Асимметричность инфо дает преимущество тем, кто ею владеет, позволяя отстаивать свои интересы ы ущерб интересам других, менее информированных уч-ков полит.процесса.3.неспособность гос-ва полностью контролировать последствия принятых им решений. Кроме обществ.сектора в гос-ве сущ-ет мощный частный сектор, который реагирует иначе, чем обществ., и на который труднее оказывать влияние.4.ограниченность контроля над бюрократией. Гос.аппарат способен саморазрастаться и значительно увеличивать обществ.издержки на свое сод-ние.6.отсутствие мотивации к принятию эф-ных полит.решений. не сущетт ни сов-ных рынков, ни безупречной политики гос-ва.

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.