Сделай Сам Свою Работу на 5

Методологический подход кейнсианцев – концепция активной макроэкономической политики государства в целях стабилизации экономики за счет стимулирования эффективного спроса.





Основные положения кейнсианской теории регулирования экономики:

- необходимо увеличить государственные расходы, государственные инвестиции и государственные закупки товаров;

- увеличение расходов государства должно компенсироваться налоговыми поступлениями за счет деловой активности;

- особое внимание к регулированию процентной ставки. Снижение процентов на кредиты приводит к увеличению прибыльности капиталовложений;

- при увеличении предложения денег возникает опасная ситуация нарушения связей между рынками денег и товаров, которая выражается через недостаточное товарное покрытие (ликвидная ловушка);

- снижение нормы процента не безгранично и может привести к нулевому эффекту проводимой денежной политики и вызвать инфляционный процесс.

Подходы к проблеме регулирования экономики классической школы и монетаристов:

- экономика внутренне стабильна и рыночный механизм в состоянии самостоятельно обеспечить долгосрочное равновесие и эффективное развитие экономики;

- цены – главный рычаг, обеспечивающий корректировку в случае нарушения равновесия;

- государственное вмешательство ведет к экономической нестабильности;



- приоритетность денежных институтов – один из основных факторов, по мнению монетаристов, влияющих на экономическую стабильность как главную цель макроэкономического регулирования;

- роль фискальной и денежно-кредитной политики у представителей монетарной теории второстепенная;

- проведение фискальной и денежно-кредитной политики может усилить экономическую стабильность и подтолкнуть инфляцию.

Основное правило монетаристов – поддержание постоянного темпа роста денежной массы в соответствии с ростом реального ВНП. Предположим, что под влиянием денежного фактора происходит рост совокупного предложения (дополнительные ресурсы, совершенствование технологии), который приведет к смещению кривой совокупного спроса (AD‑AD1) (рис. 11). Уровень ВНП возрастает с Q1 до Q2, цены останутся на прежнем уровне, что гарантирует их стабильность. Монетаристы делают вывод о темпах роста денежного предложения. Денежное предложение и ежегодный темп роста реального ВНП должны устойчиво возрастать на 3 – 5% в год.



Рис. 11. Монетарное правило  

Данная концепция применяется на практике с начала 80-х гг. прошлого века во многих развитых странах, особенно для борьбы с инфляцией в условиях отсутствия глубокого спада экономики и падения курса национальной валюты. В странах с переходной экономикой, как Россия, монетарная модель может быть применима при наличии развитого рынка и рыночных институтов.

Подходы к проблеме регулирования экономики сторонниками теории рациональных ожиданий (неоклассики):

- гибкие цены и заработная плата;

- конкурентные рынки;

- рыночный механизм автоматически поддерживает экономику в состоянии равновесия;

- потребители, предприниматели осмысливают информацию о шоковых ситуациях AS и AD и понимают стабилизационную политику, проводимую правительством;

- принимая собственные решения на ожидаемые результаты стабилизационной политики, они могут свести ее к нулевому эффекту, то есть тогда никакого объема реального выпуска продукции не произойдет, а рост совокупного спроса приведет лишь к росту цен.

Неэффективность такой экономической политики иллюстрируется с помощью графика (рис. 12):

 

    Рис. 12. Графическая иллюстрация теории рациональных ожиданий  

 

Теория экономики предложения возникла в 70-е гг. прошлого века для рекомендаций в области экономической политики, нацеленной на ускорение экономического роста посредством усиления стимулов для производителей. Подходы к проблеме регулирования экономики сторонниками теории экономики предложения:



- экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса (AD) не эффективна и должна быть заменена экономической политикой, стимулирующей совокупное предложение (AS), а это поддержка программ занятости, стимулирование конкуренции, проведение налоговых реформ в сторону снижения, доступность кредита для производителей, защита государством прав собственника;

- большая часть налогов перекладывается на потребителей и тем самым вызывает ускорение инфляции издержек и, соответственно, рост цен на товары. Появляется так называемый «налоговый клин» – разница между издержками производства и ценами товаров, который по мере увеличения смещает кривую совокупного предложения в сторону уменьшения. Все это оказывает негативное влияние на стимулы к труду и инвестированию;

- источником стимулирования деловой активности является сокращение налоговых ставок на получаемые доходы, на сбережения;

- выступают против государственного вмешательства в экономику в форме регулирования.

Сущность понятия «социальное государство» связывается с социальной справедливостью. Факторы экономической и социальной стабильности общества прямо зависят от распределения благ в обществе.

Социальная политика – осуществление государством определенных программ, направленных на улучшение качества жизни граждан. Государством предусматриваются определенные гарантии, обеспечивающие каждому гражданину право на образование, безопасный труд, сохранение здоровья, социальную защиту в случае нетрудоспособности или безработицы. Социальная политика государства призвана создать равные социальные возможности для всех граждан.

Механизмы формирования социальной политики современного государства направлены на недопущение большой разницы между богатыми и бедными.

Направления социальной политики:

- социальные нормативы и индикаторы;

- государственные гарантии в вопросах оплаты труда, занятости и охраны труда;

- образование и медицинское обслуживание, наука и культура;

- жилищная политика;

- социальное страхование;

- пенсионное обеспечение.

Три источника денежных доходов граждан:

1) заработная плата;

2) доходы от собственности (дивиденды, прибыль, проценты, рента);

3) социальные выплаты (пенсии, пособия).

Концентрация доходов у отдельных групп населения может породить социальную напряженность в обществе. Кривая Лоренца (рис. 13) наглядно показывает степень неравенства доходов. Точнее говоря, область между линией, обознача­ющей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов.

  Рис. 13. Кривая Лоренца  

 

Область абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % всех семей – 40 % всего дохода и т.д., то соответст­вующие точки будут расположены на биссектрисе. Область между линией, обознача­ющей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ука­зывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень нера­венства доходов. Если бы фактическое распределе­ние доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. На границе рисунка, противоположной началу си­стемы координат, показана ситуация абсолютного неравенства, когда 1% семей имеет 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадет с осями системы координат, об­разуя прямой угол с вершиной в точке f, как показы­вают жирные линии на графике. Треугольник, об­разуемый диагональю и осями координат, харак­теризует эту крайнюю степень неравенства. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные пе­риоды времени, или в различных странах, или меж­ду различными группами (например, между черны­ми и белыми), принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

Приложение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.