Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценообразование в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.





Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом товара, кривая спроса для этой фирмы будет не чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон. Это принципиальное отличие между монополистом и фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции, во многом определяет и различия в их поведении.

Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объёма выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз. Ради повышения цены монополист вынужден сократить объём производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага. Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями.



Монополист при выборе объёма выпуска и цены продукции сталкивается с ограничениями двух видов.

Во-первых, он сталкивается со стандартными технологическими ограничениями, которые мы изучали раньше: существуют только определённые комбинации затрат факторов производства и выпуска, которые являются технологически осуществимыми. Второй тип ограничений, с которыми сталкивается монополист, это ограничения, накладываемые поведением потребителей. Потребители при разных ценах готовы покупать различные количества благ, и мы представляем эту взаимосвязь в виде функции спроса.

Если предельная выручка показывает предпринимателю, какой доход принесёт ему последняя, дополнительно произведённая, единица продукции, то предельные издержки – какие расходы должен он сделать, чтобы эту единицу произвести. Сопоставление дохода с расходами поможет определить: а стоит ли вообще производить эту дополнительную единицу продукции? Если предельная выручка больше предельных издержек, то доход от последней, дополнительно произведённой, единицы продукции превышает затраты на её выпуск и, значит, её следует производить. Если же предельная выручка меньше предельных издержек, то расходы на производство дополнительной единицы продукции не окупаются доходом от её реализации. Следовательно, производить её невыгодно. Вывод напрашивается сам собой: нужно наращивать выпуск до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Данный объём выпуска и окажется оптимальным с точки зрения максимизации прибыли. Отличие от идеально конкурентной фирмы заключается в том, что равенство цены предельным издержкам не будет являться условием максимизации прибыли в ситуации монополии (так же как и в ситуации монополистической конкуренции, и в случае олигополии). Ибо предельная выручка монополиста не равна цене продукции. Ещё более точно можно утверждать, что при каждом возможном объёме выпуска величина предельной выручки окажется меньше цены товара. Это демонстрирует рис., на котором кривая предельной выручки проходит ниже кривой спроса при любом положительном количестве продаваемого товара.



Условие равновесия на рынке монополии – MR=MC

Однако предельные издержки фирмы не могут быть отрицательной величиной. Они всегда положительны, потому что с увеличением объёма выпуска общие издержки производства растут. Следовательно, на неэластичном участке кривой спроса отрицательная предельная выручка не может быть равна положительным предельным издержкам. Монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет работать только на эластичном участке кривой спроса.



Если спрос эластичен, то уменьшение цены ведет к увеличению совокупной выручки. Если спрос неэластичен, то уменьшение цены ведет к уменьшению совокупной выручки.

P

Эластичный участок кривой

Неэластичный

A D

QMR

Q

Рисунок 9.1 – Кривые спроса и предельного дохода на рынке монополии

У монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения, так как не существует всеобщей однозначной зависимости между ценой и объёмом предложения монополии. Действительно, при данной кривой MC, MR монополии с нею могут пересекаться в одной и той же точке несколько кривых каждой из которых соответствует своя кривая спроса. Значит, один и тот же оптимальный объём выпуска предлагается монополией по разным ценам в зависимости от угла наклона кривой спроса. С другой стороны, несколько точек пересечения MC и MR соответствующих разным кривым спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона кривой спроса будет предлагаться различное количество продукции.

В условиях монополии , в совершенной конкуренции .

…………………………………………(9.1)

 

Рисунок 9.2 – Максимизация прибыли у монополиста

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p*=MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm<Qk), а цена выше (pm>pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

Поэтому для монополии характерны две ситуации - или максимизация прибыли, или получение убытков, но продолжение работы.

Отметим ещё одно важное отличие монополиста от совершенно конкурентной фирмы. Разница между краткосрочным и долгосрочным равновесием не важна в условиях монополии, потому что барьеры для входа в отрасль препятствуют притоку новых фирм и сведению экономической прибыли к нулю.

В долгосрочном периоде максимизация прибыли монополиста рассматривается до тех пор, пока не выпускается количество товара, соответствующее равенству ………………………………………….(9.2)

Если монополист получает прибыль, то можно предположить, что свободный вход в отрасль невозможен, поскольку в противном случае рост предложения на рынке позволил бы получать только нормальную прибыль.

Таким образом, ситуация монопольного равновесия в долгосрочном периоде описывается условием …………………………………(9.3)

Условия долгосрочного равновесия на монопольном рынке:

1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать, по крайней мере, безубыточно.

2. В отличии от свободной конкуренции долгосрочное равновесие при монополии не обязательно должно устанавливаться в точке min LAC, т.е. выбирается такая точка, которая соответствует уровню желаемого выпуска.

3. Цена, формирующая max долговременной прибыли будет ниже, чем цена, формирующая max кратковременную прибыль.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.