Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядковая теория полезности (ординалистский подход)





Представители этого направления - Ф.Эджуорт, В.Парето, И.Фишер считали, что, ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ тогонабора, который обладает для него наибольшей общей полезностью, то есть потребитель оптимизирует для себя состав потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке(ординалистски). Ординалистский подход к оценке предпочтений потребителя основывается на следующих предположениях (аксиомах):

1. Аксиома упорядоченности. Потребитель способен упорядочит все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения. Набор А может быть предпочтительнее, чем набор В, или наоборот. Либо, наборы А и В могут быть равны для потребителя.

2. Аксиома транзитивности (рациональности) Если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С;

3. Аксиома ненасыщаемости. Если в наборе В хотя бы на одно благо больше, чем в наборе А, то набор В всегда предпочтительнее, чем набор А.



4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими людьми.

При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия

Кривая безразличия - это линия, представляющая собой совокупность точек, представляющих различные сочетания из двух товаров, приносящих потребителю один и тот же уровень полезности

Рисунок 5.2 – Кривая безразличия и карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия - это совокупность всех возможных кривых безразличия, удовлетворяющих функции полезности данного потребителя. Каждая кривая на карте безразличия характеризует определенный уровень полезности

Таблица 5.2 – Свойства кривых безразличия

Свойства кривых безразличия 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Увеличивая потребление одного блага в наборе потребитель должен уменьшить потребление другого блага, чтобы уровень полезности остался неизменным.
2. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. При большом количестве какого-либо блага в наборе потребитель ценит его меньше и готов отказаться от большого его количества для получения единицы альтернативного блага (принцип диверсификации потребления)
3. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.
4. Кривая безразличия, описывающая более высокий уровень полезности будет лежать правее и выше на карте кривых безразличия.
5. Кривые безразличия не пересекаются, т.к. один и тот же набор благ не может характеризоваться различными уровнями полезности

 



Основным понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения (MRS - англ. - marginal rate of substitution ). Предельной нормой замещения называют такое количество блага А, от которого должен отказаться потребитель при увеличении потребления блага В на одну единицу. При этом уровень полезности должен оставаться неизменным.

Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

, где - прирост количества потребляемого блага А, - прирост количества потребляемого блага В………………………………………(5.5)

Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Таким образом, предельная норма замещения блага A благом В может рассматриваться как отношение предельной полезности блага А к предельной полезности блага В:

,

где MUA - предельная полезность блага А, MUВ - предельная полезность блага В…(5.6)



Предельная норма замещения может принимать различные значения: она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. Это зависит от характера (вида) кривой безразличия.

Блага абсолютно взаимодополняемые, замещение невозможно MRS = - 1 (const) Блага абсолютно заменяемые
MRS=0 Потребитель не готов отказаться ни от одной единицы блага В ради потребления блага А MRS=∞ Потребитель не готов отказаться ни от одной единицы блага А ради потребления блага В

Рисунок 5.3 Изменение кривой безразличия

Кривые безразличия отражают систему предпочтений потребителя, но для анализа потребительского выбора необходимо учитывать ограниченность ресурсов (а именно дохода). Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров.

I = Px×X + Py ×Y, где I - денежный доход потребителя; Рх и РY- цены товаров Х и Y………………………………………………………………(5.7)

Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии:

Бюджетная линия - геометрическое место точек, каждая из которых определяет такую комбинацию из двух товаров, затраты на покупку которых равны между собой и ограничены доходом потребителя.

Рисунок 5.4 – Бюджетная линия

 

Уравнение бюджетной линии:

, где (- Рх/РY) - угловой коэффициент, определяющий наклон бюджетной линии……………………………………………………………...........(5.8)

Максимальные комбинации продуктов, которые потребитель может купить, лежат на бюджетной прямой. Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.

Бюджетная линия несет объективную информацию о вели­чине дохода потребителя и ценах на товары. Она показывает все доступные потребителю комбинации благ Х и Y Кривые безраз­личия несут субъективную информацию о предпочтениях потре­бителя и строятся на основе наборов безразличия. Совмещая бюджетную линию и карту безразличия, можно найти оптимум потребителя.

Потребительский оптимум.

Рисунок 5.5 – Потребительский оптимум

 

Точкой оптимума потребителя является точка Е, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия. В точке потребительского оптимума совпадают углы наклона бюджетной линии и кривой безразличия. Приобретая наборы, соответ­ствующие точкам А и В, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако точки А и В, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки А и вверх от точки , В можно перейти на кривую безразличия U2, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия.

В точке потребительского оптимума совпадают углы наклона бюджетной линии (Рx/Py) и кривой безразличия (MRS). Предельная норма замещения MRS показывает, в каком соотношении потребитель желает обменивать блага X и У. Соотношение Рx/Py демонстрирует, в какой пропорции потребитель действительно может обменивать эти блага, т. е. от приобретения какого-то количества товара X следует ему воздержаться, чтобы получить средства, необходимые для покупки единицы товара Y. Интерпретация предельной нормы замещения как соотношения предельных полезностей позволяет выразить условие равновесия потребителя в следующей форме:

, (5.9)

Из уравнения видно, что потребитель максимизирует свою полезность, если покупает товары Х и Y таким образом, что их предельные полезности в расчете на денежную единицу равны. Таким образом, в точке E достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов Х и Y.

В аналитической форме равновесие выглядит следующим образом: MU1/P1= MU2/P2= MU3/P3=…= MUn/Pn=λ,…………………………(5.10)

где MU1,2…n – предельная полезность отдельных товаров, P1,2…n – их цена,

λ – предельная полезность денег.

Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным.

 

 

Рисунок 5.6 – Реакция потребителя на изменение цен

На рисунке 5.6 показано смещение оптимума потребителя из точки E1 в точку E2 в результате снижения цены товара Х с Рx' до Рx". Снижение Px предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого, бюджетная линия заняла новое положение АВ' и стала касаться в точке E2 более удаленной кривой безразличия U2. Товарный набор E2 стал доступен данному потребителю.

Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рx, то получим кривую «цена–потребление» (линия ЕЕ). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров Х и Y, которые возникают при изменении цены товара X.

С помощью кривой «цена–потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя.

На рисунке 5.7 представлена линия индивидуального спроса dd на товар X. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены и объема спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (E1 и E2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар X.

Точка равновесия отражает оптимум потребителя в статике, когда ни номинальные доходы, ни цены товаров не меняются. На самом деле такие перемены, конечно, происходят, вызывая перемещения бюджетной линии.

Рисунок 5.7 - Кривая «доход-потребление»

Кривая «доход-потребление» (кривая уровня жизни) представляет множество всех равновесных комбинаций товаров Х и Y при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен. Линия «доход-потребление» соединяет множество равновесных комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и показывает, как изменяется объем спроса в зависимости от дохода. Если она выходит изначала координат под углом 45°, то с ростом дохода потребление товаров Х и Y увеличивается в одинаковой пропорции.

Положение кривой может быть любым. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода может применяться следующая классификация товаров:

1. нормальные товары: спрос увеличивается с ростом доходов.

2. товары первой необходимости (темп роста спроса меньше, чем рост дохода);

3.предметы роскоши (темп роста спроса больше, чем темп роста дохода). (а)

2. товары низшего качества(спрос снижается с ростом дохода), в том числе товары Гиффена. (б)

 

Рисунок 5.8 – Нормальные товары и товары низшего качества

Закон Энгеля: при неизменных ценах и демографических переменных (размер и состав семьи) рост дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на продовольствие. Спрос на продовольствие растет, но в меньшей степени, чем доход.

Рисунок 5.9 – Кривые Энгеля

Кривые Энгеля иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ (C) и доходом потребителя (I) при неизменных ценах и предпочтениях. Названа в честь немецкого статистика Э. Энгеля, занимавшегося анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов.

На оси абсцисс откладывается уровень дохода потребителя, а на оси ординат — расходы на потребление данного блага.

ü E1 — кривая для нормальных товаров;

ü E2 — кривая для предметов роскоши;

ü E3 — кривая для низкокачественных товаров

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.