Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование рынка





Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

ü налоги;

ü дотации;

ü фиксированные цены.

1. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налогипоскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Если налог уплачивают продавцы. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж –Q1.

В результате введения налога устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р-до Р+.

Рисунок 4.13 - Воздействие на рыночное равновесие налога при уплате его

продавцами (А) или покупателями (В)

Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей – P+ACP1.



Если налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. Новый объем продаж Q2, цены Р+ Р-будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели.

2. Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотацияэто отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1



Рисунок 4.14 - Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

 

 

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

3. Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага. Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения.



Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Во время эпидемии гриппа спрос на маски-респираторы повышается. Правительство решает ограничить рост цен, установив максимальную цену на маски. К чему, скорее всего, приведет эта мера?

2. На рынке шуб кривые спроса и предложения имеют обычный вид, и существует налог с продаж. Из-за подорожания натурального меха предложение шуб сократилось, и государство, чтобы помочь отечественным производителям, решило выдать им субсидию на каждую единицу продукции, равную разнице между старой и новой равновесной ценой. Что произойдет с объемом продаж по сравнению с первоначальной ситуацией?

3. На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке сыра. Рыночное равновесие установилось в точке А.
В какую точку смесится рыночное равновесие в случает снижения импортных пошлин на сыр?

4. На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на вторичном рынке мебели. Рыночное равновесие установилось в точке Д.
В какой точке установится рыночное равновесие, в случае если произойдет рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях?

Задачи и упражнения.

1.Спрос на товар задан формулой QD=10-P, а предложение данного товара QS=-8+4P. Определите излишки потребителя и производителя, а так же чистый общественный выигрыш. Допустим, что государство ввело потоварный налог в размере 2 ден.ед. за единицу продукции, уплачиваемый продавцами товара. Рассчитайте сумму денежных поступлений в госбюджет от уплаты налога и определите сумму чистых потерь общества связанных с введением данного налога.

2. Функция спроса на товар QD = 7 – P, функция предложения

QS=– 2+2P .

а) Определить равновесную цену и объем продаж.

б) Государство устанавливает фиксированную цену 2 руб. Определить дефицит или излишки.

в) Вводится налог 3 руб. за каждую проданную единицу, который вносят в бюджет продавцы. Определить новую равновесную цену и объем продаж.

3. Эластичность спроса на данный товар по цене ЕP = –1,5, а эластичность спроса по доходу ЕI = 2. В предстоящем периоде ожидается, что доход потребителей вырастет на 12%, а цена этого товара вырастет на 7%. Как изменится объём спроса на этот товар?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.