Сделай Сам Свою Работу на 5

Паспортизация рабочих мест

Виды рабочих мест

В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы различают:

§ простое рабочее место (обслуживание одним работником одного агрегата);

§ многостаночное рабочее место (обслуживание одним работником одновременно нескольких агрегатов);

§ коллективное рабочее место (обслуживание одного агрегата несколькими работниками);

§ стационарное рабочее место (располагается на закрепленной производственной площади, оснащается стационарными средствами труда);

§ подвижное рабочее место (продвигается к месту расположения предметов труда);

§ пространственное рабочее место (определяется характером работы — работник имеет не фиксированное рабочее место, а лишь очерченное пространство и постоянное место явки);

§ свободное рабочее место (для выполнения своих обязанностей работник использует любую точку территории предприятия).

Простое рабочее место — один работник обслуживает один агрегат. Например, один программист обслуживает один комплект компьютерной техники или один универсальный токарный станок обслуживается одним токарем.

Многостаночное рабочее место предполагает обслуживание одним работником одновременно нескольких агрегатов. Такой тип рабочих мест широко распространен в текстильной промышленности и в машиностроении. Например, пять токарных автоматов обслуживаются одним токарем-оператором.

Коллективное рабочее место характерно для химической промышленности, нефтехимической, металлургической и ряда подотраслей пищевой промышленности, а также для крупных транспортных средств (самолетов, морских и речных судов, локомотивов). В этом случае один агрегат обслуживается не одним, а несколькими работниками. Например, крупный прокатный стан на металлургическом заводе обслуживают одновременно до 120 рабочих.

Стационарные рабочие места неподвижны, располагаются на закрепленной производственной площади и оснащаются стационарными средствами труда (машинами, механизмами, инструментом). Предметы труда подаются непосредственно к рабочему месту.



Подвижные рабочие места не имеют закрепленных за ними производственных площадей, а сами продвигаются к месту расположения предметов труда. Например, буровая машина продвигается к месту бурения. Многие рабочие места перемещаются одновременно с предметами труда — автомобили, поезда и другие транспортные средства.

Пространственные рабочие места не связаны с какой- либо отраслью экономики, видами продукции или средствами труда, а определяются характером работы. Это, например, геологоразведка, уборка помещений, выпас скота и др. Работник имеет не фиксированное рабочее место, а лишь очерченное пространство. За ним закрепляется лишь постоянное место явки — специальное помещение или контора, где ведется учет прибытия и ухода работника и контролируется его исполнительность. Рабочее место ряда производственных специалистов и руководителей не имеет четкой регламентации. Непосредственные обязанности они выполняют, не только сидя за рабочим столом, но и находясь на территории фирмы. В какой-то мере это свободное рабочее место в том понимании, что данная категория работников может свободно использовать любую точку территории предприятия для выполнения возложенных обязанностей.

Учет и нормирование рабочих мест

Численность и профессиональный состав персонала регламентируются количеством и характером рабочих мест на предприятии. Наличие рабочих мест строго учитывается и постоянно регулируется. Их должно быть не больше и не меньше, чем того требуют технология и организация производства, а также установленный объем выпуска продукции(оказания услуг). Завышение числа рабочих мест влечет за собой дополнительные нерациональные расходы на их обустройство, содержание и амортизацию, увеличивает издержки производства и снижает доход. Его уменьшение (по сравнению с реально требующимся) вызывает сбой ритма производства, снижение качества продукции, нарушение графика поставок продукции потребителям, что также отрицательно отражается на экономических показателях предприятия.

Учет и нормирование рабочих мест ведется по фактическим зонам обслуживания исходя из объема и трудоемкости выполняемой работы и сменности использования рабочих мест. Число рабочих мест руководителей, специалистов и служащих определяется на основании установленного штатного расписания, а обслуживающего персонала — исходя из норм обслуживания. Для выявления лишних и малоэффективных рабочих мест периодически проводятся их переучет и аттестация. Специалистами разрабатываются программы, и осуществляется модернизация и замена устаревших рабочих мест новыми, которые обеспечивают рост производительности и улучшение условий труда, повышение качества работ.

Условия, в которых протекает трудовой процесс, оказывают непосредственное влияние не только на его результаты, но и на здоровье человека. Поэтому специалистами изучаются функциональные возможности людей в целях создания оптимальной рабочей среды, т. е. когда достижение высокой производительности и качества труда предполагает обеспечение необходимых удобств и сохранение здоровья работника.

Исходя из наличия и состава рабочих мест строится вся структура предприятия, определяются его масштабы. Несколько связанных между собой рабочих мест образуют бригады, рабочие группы, которые нередко именуются звеном. Из бригад составляются участки, секторы, которые затем объединяются в цехи, отделы, лаборатории, из которых, в свою очередь, формируется законченный объект — предприятие.

Паспорт рабочего места

Паспорт (типовой проект) рабочего места рабочих и служащих включает следующие разделы:

§ назначение и общие характеристики;

§ планировка рабочего места;

§ мебель, оборудование и технические средства;

§ функциональные обязанности (основные элементы работы);

§ методы и приемы труда;

§ условия труда;

§ оплата труда;

§ организация обслуживания;

§ регламентирующая документация;

§ загрузка рабочего места (нормирование);

§ охрана труда;

§ техника безопасности.

Исходными данными для разработки паспортов рабочих мест являются:

§ типовые паспорта рабочих мест;

§ модели рабочих мест сотрудников;

§ штатное расписание предприятия;

§ положение об оплате труда;

§ схема монтажа технических средств;

§ инструкции по эксплуатации;

§ нормативы управленческого труда;

§ инструкции по технике безопасности;

§ рабочий проект здания (офиса);

§ спецификация на мебель и оборудование;

§ положения о подразделениях;

§ должностные инструкции;

§ трудовые договоры сотрудников;

§ нормативы площадей на 1 сотрудника.

 

 

ППаспорт рабочего места

Порядок это хорошо. Хорошо, когда имеется опись имущества и известно, что где лежит. Многие коллекционеры фильмов, музыки, книг и т.д. имеют перечни, всего, что у них имеется, а так же пометки, где именно находится тот или иной диск. Однако подобная практика проникла далеко не во все аспекты нашей жизни, особенно редко это явление встречается в сфере информационных технологий и это очень печально. В настоящей статье мы поговорим о паспортизации рабочего места. Поговорим о том, что это такое, зачем оно нам нужно и как составить паспорт ПК или паспорт рабочего места.

 

Как уже говорилось выше – порядок должен быть во всем, в том числе и компьютером парке каждой организации. Т.е. человек, ответственный за сопровождение компьютеров (как правило, это системный администратор) должен вести учет своих подопечных, а именно создавать паспорт рабочего места на каждый компьютер. По сути, паспорт ПК является документом, содержащим полную информацию о рабочем месте: установленное программное обеспечение, установленные обновления ОС, технические характеристики, сетевые настройки, история изменений, история передвижений и т.д.

 

Иногда нас спрашивают: «зачем нужна паспортизация рабочих мест? Я и так помню где и что у меня есть!». Давайте рассмотрим этот вопрос более детально.

Зачем нужна паспортизация рабочих мест ИТ-специалисту:

 

В случае переустановки ОС всегда известно, какое ПО нужно установить владельцу, какие сетевые принтеры подключить, учетные записи каких пользователей создать и т.д.

Гибкость управления лицензиями – имея паспорта на все ПК мы в любой момент точно сможем сказать, сколько лицензий того или иного продукта использовано и сколько осталось, что убережет ИТ-специалиста от установки лицензий сверх лимита и позволит своевременно позаботиться о дозакупке, не подвергая бюджет внеплановым расходам.

Благодаря паспортам можно своевременно выявлять факты самовольной установки ПО и/или модернизации аппаратной составляющей пользователями – программа, установленная на ПК и не значащаяся в списке, выявляется очень просто и быстро, равно как и исчезнувший второй диск. Как однажды шахматист-любитель сказал великому комбинатору: «У меня все ходы записаны!».

Имея паспорта рабочих мест появляется еще одна возможность планировать бюджет в плане апгрейдов ПК, поскольку всегда под рукой есть информация о том, где мало памяти, у кого старый процессор и т.д.

Зачем нужна паспортизация рабочих мест руководителю:

Информация об ИТ-инфраструктуре не замыкается на одном человеке. В случае ухода ИТ-специалиста, передача дел новому будет существенно облегчена, что минимизирует простой пользователей в случае аварии в частности и бизнеса в целом.

Минимизируются вероятность установки нелицензионного ПО, поскольку эти факты очень быстро выявляются. Как следствие – снижение рисков, в случае проверок.

Планирование бюджета в сфере ИТ существенно упрощается, поскольку доподлинно известно, что позавчера установили предпоследнюю лицензию MS Office и надо иметь в виду, что они скоро кончатся и пока докупать новые.

Паспортизация рабочих мест является подпроцессом аудита ИТ-инфраструкуры – информация о состоянии дел в компьютерном парке более понятна и доступна. Как следствие, развитие самой ИТ-инфраструктуры становится более прозрачным и прогнозируемым.

При этом обязательно надо понимать, что паспорт рабочего места не статичный документ, который один раз создан и положен в папку пылиться. Нет – паспорт ПК обновляется каждый раз, когда с рабочим происходят какие-то изменения: подключили новый принтер – записали; добавили модуль памяти – отметили; заменили монитор – зафиксировали; установили новую программу – записали. Причем каждое изменение должно сопровождаться подписью владельца рабочего места (пользователя) и лица, ответственного за техподдержку (ИТ специалиста). Может быть это выглядит несколько бюрократично, зато никогда не будет недоразумений на тему откуда взялся нелицензионный Photoshop, или куда пропала планка памяти.

 

Если Вы хотите получить шаблон паспорта рабочего места, который мы используем в своей работе, с примерами заполнения и комментариями - напишите нам письмо, используя форму обратной связи, расположенную ниже. В теле письма не забудьте, что Вас интересует форма паспорта ПК

Паспортизация рабочих мест

Паспортизация рабочих мест проводится с помощью различных методов наблюдения, с привлечением учетных документов и является начальной работой при составлении целевых комплексных программ снижения доли ручного труда. Однако при обработке паспортов рабочих мест встречаются определенные трудности, связанные с исчислением и анализом огромного количества данных. Поэтому очень важное значение имеет кодирование содержащейся информации, которую затем можно обработать с помощью ЭВМ.

Лучше всего такой учет проводить с применением специально составленных паспортов рабочих мест или карточек учета ручных работ. Так, например, на машиностроительных предприятиях Запорожской области наибольшее распространение в практике паспортизации рабочих мест получила карточка учета ручного труда, приведенная в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Карточка учета ручных работ (операций), подлежащих механизации

I. Шифр Местонахождение и содержание объекта Строка
  Город, район – Запорожье
  Министерство, ведомство – Министерство транспорта
  Объединение, предприятие – ПО «Запорожтрансформатор»
  Служба, цех, участок – Трансформаторный цех № 1
  Работа (содержание работы) – изготовление изоляции для силовых трансформаторов Признак массы – от 0,2 до 300 кг Признак частоты – от 10 мин до 1,52 ч Признак условий – нормальная среда
II. Занято на данном виде работы по профессиям Шифр по данным ЦСУ* Шифр группы рабочих Всего по штату, чел. В том числе работниц Строка
А Б В  
а) Заготовитель изоляции
б) …        
в) …        
       
Всего занято на данном виде работы Х Х
III. Необходимые мероприятия, обеспечивающие ликвидацию или облегчение ручного труда Год осуществления Категория Строка
А  
Изготовление комплекса механизированного оборудования – 35 единиц    
IV. Необходимые механизмы, приборы, типовое оборудование Стоимость единицы, тыс. руб. Количество по годам, единиц Строка
  6  
                       

Окончание табл. 1.1

Комплектующие изделия для изготовления нестандартного оборудования   Учтено в стоимости нестандартизированного оборудования
Необходимое нестандартное оборудование Количество по годам, тыс. руб Строка
а) Машины и механизмы – 35 единиц
б) Приборы - - - - -
в) Металлоконструкции - - - - -
Необходимые материалы (металлы) Количество по годам, т. Строка
а) Не требуется          
б) …            
в) …            
           
Затраты на мероприятия по всем источникам финансирования, тыс. руб.
V. Эффективность мероприятий Единица измерения Количество по годам Строка
Объем работ, выполняемых рабочими данной профессии в течение года тыс.нормо-ч тыс.чел.-ч 326,7 315,8 301,3 279,5 261,4
Объем ручных работ, выполняемых рабочими данной профессии в течение года тыс.нормо-ч тыс.чел.-ч 130,7 119,8 165,3 83,5 65,3
Объем ручных работ, механизируемых в течение года тыс.чел.-ч 3,6 7,3 14,5 21,8 19,8
Количество рабочих, высвобождаемых от ручного труда Всего чел.
работниц
Экономия в расчете на год тыс.руб
                   

Примечание: ЦСУ* – центральное статистическое управление; курсивом выделены данные, которые были внесены в форму табл.

При заполнении первого

При заполнении первого раздела карточки учета особое внимание уделяется раскрытию содержания работы: не только дается ее словесное описание, но и представляются данные, на основании которых можно определить показатели, характеризующие тяжесть труда. С этой целью в карточке указываются масса поднимаемого или удерживаемого груза, частота его перемещения, условия труда.

Во втором разделе карточки указывается численность рабочих по категориям и профессиям, занятых ручным трудом. В процессе учета обычно выделяются три категории:

- основные рабочие;

- вспомогательные рабочие основных цехов;

- рабочие вспомогательных цехов.

В третьем разделе карточки отображается содержание мероприятий, которые должны обеспечить сокращение доли ручного труда по каждому виду работ. Данными для заполнения этого раздела являются результаты деятельности специалистов технических отделов и бюро цехов по изысканию путей механизации труда. Большую помощь здесь могут оказать творческие бригады, создаваемые в названных выше подразделениях. На машиностроительных предприятиях Запорожской области такие бригады осуществляют:

- конструкторские разработки, изготовление, испытание и внедрение средств механизации и автоматизации;

- патентные поиски с анализом различных идей, способов и устройств механизмов, их экономическое обоснование;

- рассмотрение возникших идей и формирование планов по механизации и автоматизации производства.

В четвертом разделе карточки приводится потребность в типовом и нестандартном оборудовании, а также материалах, необходимых для выполнения предложенного мероприятия. Она определяется по укрупненным нормам и служит основанием для составления заявок при формировании перспективных и годовых планов снабжения.

Завершающий пятый раздел

Завершающий, пятый, раздел карточки содержит основные данные, характеризующие экономическую эффективность мероприятий по сокращению ручного труда. Объем осуществляемых работ выражается в человеко- и нормо-часах, что дает возможность определить численность исполнителей, высвобождаемых в результате реализации того или иного мероприятия. Отношение объема ручных работ к общему их объему показывает удельный вес ручного труда, который устанавливается на начало и конец планового периода.

Данные учетных карточек обрабатываются и сводятся в общую карточку, составленную на определенный период времени (табл. 1.2). Данные этих учетных карточек характеризуют состояние затрат ручного труда на рабочих местах и в целом по подразделению, затрат на механизацию и автоматизацию производства, а также экономическую эффективность проведенных мероприятий.

Таким образом, рассмотренные паспорта являются документом для учета, контроля и организации работы по уменьшению доли ручного труда. Составляются они в двух экземплярах: один хранится в картотеке цеха, а другой направляется в учетно-нормативные группы региональных звеньев для контроля за выполнением намеченных заданий.

На практике паспорта рабочих мест имеют различные формы в зависимости от специфики предприятия и территориальной их расположенности. Различные формы паспортов имеют свои достоинства и недостатки. Однако, на наш взгляд, более удачной, простой, наглядной можно считать карточку первичного учета, представленную в табл. 1.3, а сводную карточку – в табл. 1.4.

Паспортизация ручного труда дает очень богатый конкретный материал не только для анализа его фактических объемов, но и для характеристики всех рабочих мест. Она тесным образом связана с аттестацией рабочих мест.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.