Сделай Сам Свою Работу на 5

Периодизация детского развития по Э. Эриксону





В западной возрастной психологии классической считается периодизация Э. Эриксона (Эпигенетическая теория). В ней Э. Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:

  1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют тесно связанные психологические и социальные стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
  2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
  3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения..

Стадии психосоциального развития по Эриксонувключают:

Младенческий возраст — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения.

Ранний возраст — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.



Дошкольный возраст — Задача возраста «игрового» развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

Школьный возраст — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» […]

Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Зрелый возраст — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.



Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

 

3 Восприятие и понимание людьми друг друга

Одним из аспектов социальной перцепции (восприятия) является восприятие и познание людьми друг друга в изучении законов психологии. Этим специально занимался Алексей Александрович Боголюб. У него есть много книг на эту тему, в частности «Восприятие и познание людьми друг друга» В области восприятия и познания действуют особые законы и наблюдаются необычные феномены которые нехарактерны для восприятия людьми неодушевленных предметов. Например эффект Ореола, новизны и явление которое называется эмплицитная теория личности.

Эффект ореола это явление согласно которому процесс восприятия и познания людьми друг друга зависит от тех знаний которые они уже имеют друг о друге. Образ человека уже сложившийся оказывает влияние на последующую оценку данного человека.

Эффект первичности проявляется в том что в некоторых условиях больше влияние на ум человека оказывает та информация о нем которая получена первая по порядку. В других случаях большее влияние и познание человека оказывает та информация о нем которая получена последней. Преимущественное влияние последующей информации получило название эффект новизны.



Эмплицитная теория личности это сложившееся представление о том как связаны внешность психология и поведение данного человека. Такое образование формируется у каждого человека в результате его общения с людьми. И дальше начинает оказывать влияние на то как он воспринимает и оценивает других людей.

Билет

1 Предмет психологии логика развития

В древней Греции все без исключения философы считали что душа как таковая существуетнная ряду с материей и независима от нее. Разница только заключалась в том как понимали материалисты и идеалисты происхождение души. Идеалисты утверждали что душа это нечто отдельно существующее и никак не связанное с материей с точки зрения причины и следствия. Материалисты утверждали что хоть душа и существует отдельно, но она является порождением материи и материальный мир в процессе его воздействия рождает душевные или психические явления. В то время появилось утверждение что тело является органом психики, потом оно было уточнено, что мозг человека является органом психики. Это есть принципиальная позиция материалистов которой они до сих пор придерживаются. Далее с предметом психологии стало происходить следующее: в средние века прошлый обобщающий взгляд сохранился, например труды Арстотеля. Кстатиучение Аристотеля о душе оно было признано и на него ориентировались в средние века. В эпоху возрождения померено с 16-18 века кое что новое вошло в определение предмета психологии. В 17 веке это новое было связано с трудами известного французского философа Рене Декарта, он определил психологию как науку о сознании человека и предложил метод её исследования интроспекция он был убеждён что за перлами сознания психических явлений не существует. В таком понимании психология просуществовала до конца 19 века. Хотя знания о бессознательном уже били открыты в 18 веке Лейбницом затем было подтверждено их существование физиологами в начале 19 века которые изучали восприятие и ощущения, и наконец в работах Фрейда в конце 19 века! Некоторое время академическая психология называлась наукой о сознании но в начале 19 века в психологии возник методологический кризис признаваемый практически всеми психологами в результате этого психология разделилась на ряд направлений и в каждом по праздному стал пониматься предмет психологии. Например в психоанализе методом психологии стало преимущественно бессознательное, в бихевиоризме поведение, гештальт психологии предмет остался прежним психические явления представленые в сознании человека но уже изучаемые с позиции новейшей физики. Гештальтпсихология возникла в Германии в то время как там получила признание теория относительности Эйнштейна и психологи Немецкие решили переориентировать психологию на новейшую физику, но у них это не получилось. Первое достижение относится к 20 началу 30 годов, потом в Германии пришли к власти фашисты и гештальт психология фактически прекратила своё существование. Позднее появилось ещё одно новое направление которое получило название гуманистическая психология время её зарождениях относится к 40-50 годам 20 века. Гуманистическая психология во главу угла поставила личность человека предметом исследования в гуманистической психологии стало личность человека, и не просто личность а высшие проявления человека как личности, такие как сознание разум, воля, мораль, ценности и смысл жизни. И наконец в 60 годы возникло когнитивные направление психологии. В когнитивной психологии предметом психологии стали познавательные процессы но изучаться они стали так как они представлены в современных электронно-вычислительных устройствах, а именно как процесс восприятия и переработки информации. Все это касается предметной психологии. Ну и соответственно были и жвториские определения предмета психологии. Например в нашей стране широкую популярность получило определение Алексея Николаевича Леонтьева- он определил психологию как науку о деятельности человека и о психических явлениях которые в деятельности рождаются изменяются и развиваются.

2 Биогенетический и социогенетический подход

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

Австрийский психолог К. Бюлер (1879–1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856–1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Социогенетическая концепция психического развития в современной возрастной и педагогической психологии исходит из иной концепции. Здесь психика человека в момент рождения является «чистой доской», но под влиянием внешних условий, а также воспитания у него постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Представителем этого направления был и французский философ XVIII в. К. А. Гельвеций, который считал, что все люди рождаются одинаковыми по своим природным данным и неравенство между ними в области умственных способностей и нравственных качеств обусловлено лишь неодинаковыми внешними условиями среды и различными воспитательными воздействиями. Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции развития личности Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

Рассмотренные биогенетические и социогенетические теории развития как будто бы противоположны друг другу, но эта несхожесть лишь внешняя. По своим существенным признакам во взглядах на ребенка они близки. Обе они исходят из механистической концепции развития, рассматривают человека как пассивный объект внешних влияний, как игрушку, в одном случае — в руках наследственности, в другом — окружающей среды. Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая концепции не могут быть приняты за основу понимания закономерностей развития ребенка.

3 Методы социально – психологического исследования.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования включают методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования;
2) методы моделирования;
3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

Одна из важнейших проблем социально-психологического исследования — качество социопсихологической информации. Оно зависит от:

- от качества применяемых в социально-психологическом исследовании инструментов;

- от компетентности исследователя в процессе интерпретации полученных данных.

Понятно, что все указанные и некоторые другие проблемы должны быть тщательно учтены при организации лабораторного социопсихологического эксперимента. Что касается социально-психологического инструментария, можно считать, что существует ряд предъявляемых к нему требований, выполнение которых позволяет оценить качество социопсихологической информации. К ним относятся следующие.

Репрезентативность (представительность) — это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности — важный этап исследования, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии.

Обоснованность (валидность) — это возможность измерения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять. Существует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психологической диагностики.

Устойчивость— однозначность информации при получении ее в разных ситуациях. Обычно это качество проверяется повторными измерениями.

Точность — это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины. Лучше всего понять этот критерий позволяет анализ возможностей проективного и вербального тестов. Проективный тест дает исследователю информацию о наличии того или иного свойства, например, характерологического. Скажем, по рисунку, выполненному человеком во время тестирования, исследователь может судить о наличии в характере испытуемого такого свойства, как агрессивность. Однако в какой степени это свойство присуще тестируемому, с какой силой оно представлено в его характере, подскажет только вербальный тест, который позволяет эту степень видеть по крайней мере в трех диапазонах — низкая, средняя или высокая.

Надежность свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо репрезентативности, либо устойчивости.

 

Билет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.