Сделай Сам Свою Работу на 5

Категории лиц, на которых непосредственно направлена социальная работа





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 

«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

города Москвы

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Социальная политика и технология социальной работы»

 

на тему «Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан»

 

 

Выполнил: студент 4-го курса

группы П- 41

Ивчик Кирилл Игоревич

Подпись ______________________________

 

« »_____________ 2016 г.

 

Проверила: Преподаватель

Тимошенко Елена Игоревна

 

Оценка: ______________________________

 

Подпись ________________________

 

« »_____________ 2016 г.

 

Москва

2016

 

Содержание

стр

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Характеристика права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения………………………………………………………..7

1.1 Понятие и принципы возникновения права на социальное обеспечение...7

1.2 Категории лиц на которых непосредственно направлена социальная работа........................................................................................................................ …12



1.3Нормативная правовая база социального обеспечения

в РФ ……………………………………………………………………… . . . . .13

Глава 2 Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.Психологические аспекты социальной работы ……17

2.1 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России…………………………………………………………………………….17

2.2 Психологические аспекты социальной работы……………………………20

Глава 3 Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан…………………………………………………………………...25

3.1.Психологические аспекты социальной работы с несовершеннолетними …………………………….....................................................................................25

3.2.Психологические аспекты социальной работы с инвалидами…………………………………………………………………………………27

3.3.Психологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми…………….…………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………...35



Список источников и литературы…………………………………………......36

Приложение…………………………………………………………...………….

 

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение ряда проблем современного общества требует разработки новых технологий психологических аспектов социальной работы с различными категориями граждан их решения с привлечением многочисленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения, преодолевать кризисные жизненные ситуации и др. Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации с ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств. Различные категории населения, обусловленные их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья и т.д., находятся в тяжелой, а порой и в кризисной жизненной ситуации.

В особенно тяжелом положении оказываются социально незащищенные категории населения: инвалиды, престарелые, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, дети-сироты, одинокие люди, военнослужащие, лица без определенного места жительства, мигранты, женщины.

Технологизация психологических аспектов деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления. На этот вызов времени откликнулась довольно большая группа ученых, использующих, однако, разные подходы к определению сущности данного социального феномена. Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.



В настоящее время существует несколько толкований дефиниции[1]«циальные технологии». Социальную технологию понимают:

1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего, с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы;

2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.[2]

Психологические аспекты социальной работы представляют собой совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.[3]

принято выделять две формы:

· программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

· саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Целью данной курсовой работы является формирование целостного, системного представления социальной незащищенности различных групп населения; раскрытие сущности психологических аспектов социальной работы с различными категориями граждан и формирование практических умений в использовании их при оказании помощи данной категории населения

 

Задачи курсовой работы рассчитаны на:

· изучение актуальных проблем социально незащищенных групп населения на современном социально-экономическом периоде развития общества;

· овладение методиками изучения конкретных потребностей определенных групп населения; овладение социальными технологиями оказания социальной помощи, социальной защиты;

· адекватное применение полученных во время обучения знаний в разработке социальных технологий и программ по улучшению качества и образа жизни различных групп населения. Формируемые компетенции быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия;

· разработка и реализация социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания гло- бального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

В настоящем курсовом проекте раскрыты теоретические аспекты социальной работы с социально незащищенным населением – инвалидами, мигрантами, лицами без определенного места жительства, пожилыми людьми, безработными, – описаны социальные проблемы каждой из социальной групп, а также технологии групповой работы и социально-педагогического консультирования. Проверке степени усвоения материала содействуют вопросы и творческие задания к каждому параграфу. Используются методы в курсовом проекте такие как сравнение и анализ, а также изучение научной литературы которые иллюстрируют содержание технологий и могут быть использованы как методические рекомендации специалистами в социальной практике при оказании помощи различным группам населения. В качестве приложений выступают авторские разработки групповых тренингов, а также игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы студентами при прохождении социальной, социально-педагогической практики, а также на практических занятиях (семинарах-практикумах) по дисциплинам: «Психологические аспекты социальной работы с различными категориями граждан», «Социально-педагогическое консультирование» и др. Таким образом, изучение темы данной курсовой будет полезна как студентам высших учебных заведений социального профиля, так и практическим работникам социальной сферы

 

 

Глава 1 Характеристика права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

Понятие и принципы возникновения права на социальное

Обеспечение

П. К. Гончаров определяет, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности».[4]

Д. С. Велиева в своей статье рассматривает достойный уровень жизни в связи с конституционной обязанностью российского государства по созданию «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Далее автор определяет, какой уровень жизни следует считать достойным, обращаясь к различным трактовкам этого понятия с учётом международного и национального законодательства, а также научных исследований. В частности, в статье 25 Всеобщей декларации прав человека указывается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Также Д. С. Велиева отмечает важность признания на конституционном уровне экологической составляющей права на достойный уровень жизни.[5]

Вопрос, состоящий в том, какое содержание должно включать в себя понятие «достойный уровень жизни», поднимается также в статье Э. М. Филипповой. Автор рассматривает ориентацию на достойный уровень жизни как «важнейшую конституционную цель развития государства», а также как «один из основных принципов конституционного государства». Кроме того, Э. М. Филиппова приводит в рамках своей статьи данные социологического исследования по поводу того, что включает в себя понятие «достойная жизнь» для различных категорий населения. Так, для жителей села «достойная жизнь» подразумевает наличие всех необходимых продуктов питания и предметов одежды. Для жителей города, чей доход превышает прожиточный минимум в 10-15 раз, «достойная жизнь» включает в себя жилищные условия, медицинские услуги, необходимый набор продуктов питания, предметы одежды в количестве от 10 единиц на каждый сезон и т.д., а также достойный труд и достойный отдых. Для той же категории населения, доход которой превышает прожиточный минимум на 5-10%, понятие «достойная жизнь», на первый взгляд, идентично аналогично для рассмотренной выше группы и включает в себя жилищные условия, медицинские услуги, необходимый набор продуктов питания и предметов одежды, достойный отдых, достойный труд. Однако отметим, что, в частности, содержание таких составляющих рассматриваемого понятия, как «необходимый набор продуктов питания» различается для двух последних рассматриваемых групп. Так, «необходимый набор продуктов питания» для жителей города, чей доход превышает прожиточный минимум в 10-15 раз, включает в себя качественную, экологически проверенную, сбалансированную пищу, в то время как для категории населения, чей доход превышает прожиточный минимум на 5 – 10%, «необходимый набор продуктов питания» практически совпадает с набором, предусмотренным потребительской корзиной. Исходя из того, что определённый уровень жизни населения обязано поддерживать государство, Э. М. Филиппова рассматривает показатели, закреплённые законодательно. К данным показателям, в частности, относятся МРОТ и прожиточный минимум. По мнению Э.М. Филипповой, в определении достойного уровня жизни находятся два показателя: прожиточный минимум и уровень доходов семьи. Следует присоединиться к мнению Э.М. Филипповой, о том, что «необходимо законодательно закрепить понятие «достойный уровень жизни», указать категории, которые определяют этот уровень, обозначить значение достойного уровня жизни в системе социальной защиты населения».[6]

Проблему достойного уровня жизни рассматривает в своей статье «Формирование уровня заработной платы в рамках концепции Достойного труда» Ю. С. Рогожникова Заработная плата в данном контексте представляет собой фактор, обеспечивающий достойный уровень жизни. Автор отмечает, что в России произошла трансформация процесса зарплатообразования и факторов, влияющих на уровень заработной платы. По мнению автора, в контексте Концепции достойного труда формирование уровня заработной платы для работников должно осуществляться, исходя из следующих факторов:

· уровень постоянной части заработной платы должен формироваться на основе социально-приемлемого потребительского бюджета;

· общий уровень заработной платы должен формироваться как разница между целевым общим уровнем заработной платы и установленной постоянной частью заработной платы за счёт такого источника, как рост производительности труда. [7]

Система реализации права на достойный уровень жизни является наиболее адекватным в условиях рыночной экономики механизмом защиты от социальных рисков. Цивилизованное общество созрело до понимания того, что любому члену общества в любой сфере общественных отношений может быть необходима поддержка. Такое понимание вполне соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, поскольку создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляется посредством реализации гражданами всех прав.
В целях обеспечения возможности реализации каждым человеком принадлежащих ему прав социальным государством устанавливаются гарантии социальной защиты.

Уровень жизни россиян непосредственно связан с реализацией норм и принципов Конституции Российской Федерации в сфере социального обеспечения. От того насколько эффективно будут решаться вопросы такой реализации, прежде всего на законодательном уровне, зависит успех развития социального государства.

К гражданам находящимся в трудной жизненной ситуации по одному или нескольким следующим основаниям относится:

· частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и (или) передвижению, нарушающая либо способная нарушить условия самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей гражданина;

· социально опасное положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, в том числе психологического состояния (наличие в семье лиц с наркотической или алкогольной зависимостью, семейное насилие, жестокое обращение с детьми и др.);

· отсутствие попечения родителей либо опекунов или попечителей

несовершеннолетних;

· отсутствие определенного места жительства, определенных занятий и средств к существованию;

· иные обстоятельства, объективно нарушившие либо способные нарушить жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья..

К социальным гарантиям относится предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

· общедоступность и бесплатность образования;

· минимальный размер оплаты труда;

· минимальный размер пенсии, стипендии;

· социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

· пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

· ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пенсионеры, инвалиды, дети, люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы, переселенцы и другие.

 

Категории лиц, на которых непосредственно направлена социальная работа

Особое место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальнойзащиты населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

- первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

- вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

- третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

- четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

- пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным с[8]тажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением.

.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.