Сделай Сам Свою Работу на 5

Что понимается под «экономической безопасностью»?





Под экономической безопасностью предполагается состояние экономики, обеспечивающее устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффек­тивное управление, защиту экономических интересов на нацио­нальном и международном уровнях.

Ключевым показателем оценки уровня развития экономики страны принято считать производство ВВП на душу населения.

Действительно, этот показатель является индикатором технологи­ческого уровня, структурной сбалансированности экономики, ре­зультатом прогресса общества в различных сферах его жизнедея­тельности. В более широком смысле под экономической безопас­ностью понимается сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длитель­ной перспективе производство максимального количества эконо­мических ресурсов при условии наиболее широкой их номенклату­ры (включая необходимые обществу вне зависимости от экономи­ческой целесообразности их производства) на душу населения наи­более эффективным при указанных ограничениях способом независимо от условий внешней торговли и места страны в миро­вой экономической системе.



Из данного определения предполагается, что достичь такой цели возможно лишь при условии социальной стабильности и благополучия граждан, и, параллельно с этим, достижение эко­номической безопасности будет являться благом для общества и его граждан.

26) Что понимается под экономической безопасностью?

Экономическая безопасность (ЭБ) – это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз.

Основные компоненты ЭБ:

· развитие (если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабливаемости к внешним и внутренним угрозам);

· устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элементов, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Цель ЭБ – обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей.

Критерий ЭБ – стабильный прирост производительности общественного труда не менее 5%. Возможно это на основе устойчиво функционирующего производства способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию – вооружением, социальную сферу – предметами потребления и услугами, экспорт – конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.



Объекты ЭБ:

· экономическая система страны;

· природные богатства.

Субъекты ЭБ:

· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

· налоговые и таможенные органы;

· банки, биржи, фонды, страховые компании;

· производители и продавцы работ и услуг;

· общество потребителей.

ЭБ понимается как многоуровневое явление:

· гражданин и предприниматель;

· организация или предприятие;

· отдельный регион;

· Россия в целом.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей.

Личная безопасность любого гражданина включает в себя обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя понимается безопасность его жизни, жизни его сотрудников и клиентов. У предпринимателя можно отобрать или украсть деньги, заставить его передать дело другим лицам, отдать капиталы, организационно-финансовые инновации, важную информацию. При этом опасность для предпринимателя может исходить как извне, так и со стороны ближайшего окружения, знакомых, или сотрудников являющихся скрытыми агентами.

ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий, выявлением, предупреждением и пресечением посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, морально-психологический климат в коллективе, производственную дисциплину, научные достижения и охраняемую информацию.



ЭБ региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономической стабильности, устойчивости и поступательное развитие области, края, республики.

К внутренним угрозам ЭБ государства относятся:

· спад производства;

· низкая инвестиционная активность и переток капиталов в посреднеческо-финансовую деятельность;

· низкая конкурентоспособность продукции;

· сворачивание научно-исследовательской работы;

· рост безработицы;

· усиление имущественного расслоения населения;

· криминализация экономики;

· слабость нормативно-правовой базы;

· рост взаимной задолженности экономических субъектов;

· незавершенность экономических преобразований;

· неравномерность развития регионов.

Среди внутренних угроз России наибольшую опасность представляют собой тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах.

Социальная сфера играет ключевую роль в национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют:

· резкая дифференциация доходов и потребления населения

· ухудшение структуры питания;

· рост бедности.

В научно-технической сфере наблюдается неослабевающая тенденция «утечки мозгов», что чревато тяжелыми последствиями не только для экономики, но и в целом для всей национальной безопасности государства.

 

Внешние угрозы ЭБ государства:

· зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия;

· преобладание сырьевой направленности экспорта;

· дискриминационные меры к Российским товарам;

· высокий уровень внешнего долга;

· агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта;

· скупка за бесценок Российской собственности;

· вложение средств в Российскую экономику с целью устранения конкурентов.

Главная внешняя угроза связана с тем, что позитивный процесс открытия Российской экономики при отсутствии надлежащей экономической планировки ослабляет экономическую самостоятельность России.

Обеспечение ЭБ входит в состав важнейших функций государства. Подтверждением важности данной проблемы является Указ Президента РФ № 608 от 29.04.1996 г ("О государственной стратегии экономической безопасности РФ").

Обеспечение ЭБ представляет собой систему мер направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. В своей совокупности они представляют собой политику внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются [Концепция, 2000]:

· создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

· расширение рынков сбыта российской продукции;

· формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются [Концепция, 2000]:

· правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

· усиление государственного регулирования в экономике;

· принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Решение задач в сфере экономической безопасности предполагает [Концепция, 2000] концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

23) В чем заключается сущность глобализации и её главные направления

Глобализация мировой экономики — это современная стадия интернационализации производства и капитала, которая началась около 100 лет назад. После Второй мировой войны процесс ин­тернационализации ускорился и углубился, что выразилось, с од­ной стороны, в резком расширении масштабов деятельности транснациональных банков, а с другой — в развитии интеграци­онных экономических процессов, которые с микроуровня пере­шли на макроуровень и приняли форму региональных экономи­ческих интеграционных объединений.

В 90-е гг. произошел переход в новое качество, позволяющий говорить о начале следующего этапа интернационализации, кото­рый можно назвать глобализацией. Ее непосредственной задачей является создание глобальной мировой экономики с определен­ными специфическими особенностями, чертами и структурами, ранее не имевшим место.

Чтобы понять специфику процесса глобализации, нужно срав­нить его с интернационализацией производства и капитала на ее более ранних стадиях. Первое, что бросается в глаза, — это раз­ница в масштабах как в территориальном плане, так и по охвату сфер международных экономических отношений. Но дело здесь не только и не столько в масштабности происходящего, сколько в качественно новой глубине проникновения транснациональных процессов в национальные экономики.

Глобализация, имея объективную материальную основу, зало­женную научно-технической революцией и транснационализаци­ей, отличается также тем, что организуется, так сказать, «сверху».

Целью глобализации является формирование глобальной эко­номики.

24) Что такое бегство капитала и чем оно отличается от вывоза

Бегство капитала - крупномасштабный и внезапный отток капиталов резидентов или иностранцев из страны. Причинами бегства капиталов становятся страх перед общественными беспорядками или преследованиями, представляющими непосредственную угрозу для владельцев капитала, боязнь конфискации или резкого повышения налогов и страх перед стремительной инфляцией, ведущей к обесценению национальной валюты страны. В тех случаях, когда владельцы капиталов действительно опасаются, что, оставив свое богатство в стране, они его полностью или частично потеряют, предотвратить бегство капиталов очень трудно; при таких обстоятельствах собственники готовы переводить свои деньги за границу, несмотря на большой риск и огромные транзакционные издержки.

Вывоз капитала – это перемещение (миграция) капитала из одной страны (в которой находится их собственник) в другую страну с целью извлечения прибыли (прибавочной стоимости), либо в политических целях. Вывоз капитала осуществляется в форме прямых и портфельных инвестиций (предпринимательского капитала, представляющего собой долгосрочные инвестиции торговые, промышленные и прочие предприятия) и ссудного капитала.

При вывозе капитала часть прибыли (извлеченной прибавочной стоимости) снова вкладывается в производство (капитализируется), а часть возвращается в страну, которая «производит» капитал.

На сегодня объем вывозимого капитала постоянно растет. Это связано с процессами глобализации экономики. Основные экспортеры капитала – развитые страны.

Различие : бегство капитала - это вынужденный отток капитала в связи с неблагоприятными условиями (инфляция, общественный беспорядки и тд), а вывоз капитала происходит по своему желанию и с целью получения прибыли.

25) Что такое инвестиционный климат и каковы , его основные составляющие

Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Например, в учебнике «Международное движение капитала» инвестиционный климат рассматривается как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций». При таком подходе понятие «инвестиционный климат» сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат.
Более корректно понятие инвестиционный климат определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря. Здесь инвестиционный климат рассматривается как «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала». При таком подходе характеристика инвестиционного климата должна состоять из двух составляющих:


1) оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в регион;
2) оценки рисков инвестирования.
Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяет инвестиционный климат в том или ином регионе (стране, ее отдельных субъектах).
Основой инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить по оценке инвестиционных рисков.

 

К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относятся:
• высокий потенциал внутреннего рынка;
• высокая норма прибыли;
• низкий уровень конкуренции;
• стабильная налоговая система;
• низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
• эффективная поддержка государства.
Препятствуют развитию инвестиционных процессов, ухудшают инвестиционный климат в стране следующие факторы:
• политическая нестабильность в стране;
• социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);
• высокий уровень инфляции;
• высокие ставки рефинансирования;
• высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
• дефицит бюджета;
• пассивное сальдо платежного баланса;
• неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
• высокие транзакционные издержки.
Законодательная и исполнительная власти России в последнее десятилетие занимают активную позицию по укреплению и повышению инвестиционного климата в стране посредством заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, исключения двойного налогообложения, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образования зон особого экономического статуса и т. п.
Инвестиционный климат по-разному оценивается отечественными и зарубежными инвесторами. Для оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция ОМЛ (ownershipspecific advantages-location-specific variables-internalization advantages — OLI), разработанная Дж. Даннингом, известная также под названием «эклектической парадигмы».
Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности:
1) сравнительные преимущества компаний страны;
2) наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);
3) преимущества интернализации — наличие аффинированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.
Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности характеризуют особенности компаний, вторая — особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования или продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны.
Учитывая значительные экономические и политические различия между отдельными странами, выявить явные преимущества по тем или иным аспектам функционирования национальных экономик зачастую сложно. Для стран с переходной экономикой, развивающихся стран часто используется метод «Бери-индекса» — синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок отдельных составляющих инвестиционной привлекательности либо инвестиционного климата.

В дальнейшем осуществляется ранжирование стран в соответствии с набранными баллами. Безусловно, данный метод в значительной мере подвержен субъективным мнениям экспертов, в особенности это касается оценки политических рисков.
Вопросами оценки политических рисков страны занимаются многие институты. Среди них следует выделить специализированную частную организацию

Political Risk Services Group, Inc, которая находится в Нью-Йорке и ежегодно публикует справочник «International Country Risk Guide». Политический риск определяется такими организациями исходя из оценки политической стабильности страны и демократического характера ее политической системы.
Оценку инвестиционного климата страны постоянно осуществляют многие известные консалтинговые компании. Среди них и компания «А. Т. Керни», которая ежегодно публикует индекс инвестиционного доверия (FDI Confidence Index). При определении этого показателя используются данные опроса 10 000 крупнейших транснациональных компаний мира, входящих в список «Global 10 000»; участники размещены в 41 стране мира, представляют 24 отрасли мировой экономики, имеют совокупный годовой доход более $ 18 трлн.
Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ближайшие один-три года. Варианты ответа: высокий уровень интереса вложения ПЗИ в страну, средний уровень интереса, низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну. Кроме указанной информации учитываются аналитические исследования экспертов международных организаций. Прежде всего, речь идет об экспертах Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНКТАД.
Для финансовых инвестиций при оценке инвестиционной привлекательности страны наиболее значимыми являются следующие факторы:
• устойчивость валютного курса;
• темпы роста экономики;
• уровень валютных резервов;
• состояние национальной банковской системы;
• ликвидность рынка ценных бумаг;
• уровень процентных ставок;
• порядок перевода дивидендов и капиталов из страны;
• уровень налогов на доходы от инвестиций;
• защита прав инвесторов;
• другое.

Указанные выше факторы инвестиционной привлекательности страны рассматриваются в совокупности. Наряду с оценкой инвестиционного климата страны в целом имеет значение и оценка инвестиционной привлекательности ее отдельных регионов; для стран с федеративным устройством речь идет об инвестиционном климате отдельных субъектов федерации.
В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом «Эксперт». По этой методике инвестиционный потенциал региона складывается из частных потенциалов, в их числе выделяют:
1) ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2) трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
3) производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
4) институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
5) инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
6) финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
7) потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).
При суммировании частных потенциалов журнал «Эксперт» использует понятие «вес», отражающее (по мнению экспертов) степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале.

Инвестиционный риск определяется «Экспертом» путем взвешенного суммирования следующих составляющих риска:

· экономического (тенденции в экономическом развитии региона);

· финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

· политического (распределение политических симпатий населения по результатам парламентских выборов, авторитетность местной власти);

· социального (уровень социальной напряженности);

· экологического (уровень загрязнения окружающей среды);

· криминального (уровень преступности с учетом степени тяжести преступлений);

· законодательного (юридические условия инвестирования).
Весомым достоинством методики журнала «Эксперт» является то, что в ней показатели инвестиционной привлекательности рассматриваются не сами по себе, а как результат воздействия нескольких параметров, которые можно измерить.

Поскольку каждый инвестор по-своему учитывает возможные выгоды и риски, то оценка инвестиционного климата всегда субъективна. Об этом свидетельствует тот факт, что инвестиционный климат в России по-разному определяют иностранные и российские инвесторы. Существенно расходятся и оценки российских инвесторов.

26) Что понимается под конкурентоспособностью на мировом рынке

Конкурентоспособность — это способность государства созда­вать на единицу затрат больше богатств, чем соперники на миро­вом рынке. При определении этого показателя учитываются 378 различных критериев, прежде всего — доход на душу населения, уровень инфляции, внешнеторговый баланс. Принимается во внимание мнение 21 ООО руководителей крупнейших компаний мира, а также наличие природных ресурсов, средств коммуника­ции и пр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.