Сделай Сам Свою Работу на 5

Модели экономического роста





Анализ экономического роста неизбежно должен был привести к созданию его моделей без чего невозможно эффективное прогнозирование экономического роста и его последствий.

 

Современные модели экономического роста сформировались на основе двух источников – кейнсианской теории макроэкономического равновесия и неоклассической теории производства.

Эти два источника обусловили возникновения двух основных моделей экономического роста – кейнсианской (позже неокенсианской) и классической (позже неоклассической).

1. Кейнсианские модели динамического равновесия. Наиболее известными являются неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода (Англия) и Е. Домара (США), которые часто рассматривают вместе как одну модель, именуемую моделью Харрода-Домара. Эти модели основаны на двух предпосылках:

1) рост национального дохода является только функцией накопления капитала, а все остальные факторы (увеличение занятости, степень использования достижений НТП, улучшения организации производства), влияющие на рост капиталоодачи, исключаются. Таким образом, модели Харрода и Домара – это однофакторные модели. Предполагается, что спрос на капитал при данной капиталоемкости зависит только от типов роста национального дохода;



2) капиталоемкость не зависит от соотношения цен производственных факторов, а определяется лишь техническими условиями производства.

Определяющим фактором экономического роста и его темпов, по мнению неокейнсианцев, является рост инвестиций. Инвестиции в рассматриваемой модели экономического роста играют важную роль: с одной стороны, они способствуют росту национального дохода, с другой – увеличивают производственные мощности. В свою очередь, рост дохода способствует увеличению занятости. Поскольку инвестиции увеличивают производственные мощности, поскольку рост дохода должен быть достаточным, чтобы уравновесить увеличивающиеся производственные возможности общества, не допуская возникновения недогрузки предприятий и безработицы.

Постоянный гарантированный темп роста в странах рыночной экономики по мнению неокейнсианцев, не достигается автоматически, они пришли к выводу о том, что для достижения динамического равновесия необходимо государственное регулирование экономики.



2. Неоклассическая модель экономического роста. Модель неоклассиков, в отличие от однофакторной неокейнсианской, является многофакторной.

Эта модель была разработана в 1956 г . При анализе экономического роста неоклассики исходят:

1) из того, что стоимость продукции создается всеми производственными факторами;

2) из того, что каждый фактор производства вносит свой вклад в создание стоимости продукции;

3) из того, что существует количественная зависимость между выпуском продукции и ресурсами, необходимыми для ее производства, а также зависимость между самими ресурсами;

4) из того, что существует независимость факторов производства, их взаимозаменяемость. Модель неоклассиков, в отличии от однофакторной, является многофакторной.

Р. Солоу выявил механизм влияния научно-технической революции и в целом НТП на уровень экономического роста, предусматривая переход к имущественно интенсивному типу экономического роста.

В модели Солоу используется производственная функция Кобба-Дуглала, где труд и капитал являются субинститутами. Необходимым условием равномерного состояния экономической системы выступает равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

В системе экономического роста рассматривается и концепция “нулевого экономического роста”. Американский профессор Д. Медоуса отмечал, что в связи с обострением противоречий между быстро растущим населением Земли, бурным развитием производства инвестиционных товаров и быстроистощающимися природными ресурсами планеты и “продолжающимся экономическим ростом” все более приближает мировую систему к пределам этого роста… Сторонниками “нулевого роста” в настоящее время являются глобалисты и многие общественные организации и ассоциации.



12) Антицеклическая политика государства. Её основные направления

Государство в целях сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её перегрева - стремится сдерживать деловую активность.

 

В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые привносят в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики.
Первое - это явление синхронизации экономических циклов, т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами и регионами, распространением результатов НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области.
Второе - это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.) тоже можно рассматривать как элементы регулирования экономического цикла.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счёте - и производства.
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведёт к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.
Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово- бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии.

Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешёвых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведёт к увеличению инвестиций, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведёт к росту инфляции.
В период подъёма экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика в фазе подъёма характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются сторонники кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведёт, в конечном счёте, к спаду экономической активности.
Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.
Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

13) Финансовая система общества. Задачи, структура

Финансовая система рассматривается как совокупность:

1) финансов предприятий, учреждений, организаций;

2) страхования;

3) государственных финансов.

В свою очередь, финансы предприятий, учреждений, организаций, по их мнению, подразделяются на:

1) финансы коммерческих организаций, некоммер­ческих организаций и общественных объединении;

2) страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхова­ние предпринимательских рисков;

3) государственные финансы включают в се­бя: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит.

Цент­ральное место в финансовой системе России принадлежит бюджетной систе­ме, с помощью которой образуются фонды денежных средств государственных и административно-территориальных образований. Все звенья финансовой системы так или иначе определяются или связаны с бюджетной системой.

В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя:

• республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

• бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредитвыделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда оно представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать и систему Центрального банка РФ.

Финансы хозяйствующих субъектов, илифинансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом звене создается основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В финансах хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, выполнения обязательств.

Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

14) Государственный бюджет. Политика его формирования и использования.

Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет РФ - главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный. бюджет.

Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

Основным финансовым планом является государственный бюджет, который даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству и тем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.

 

Бюджетные отношения как экономическая категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и основные функции финансов.

 

15) Финансирование дефицита гос. бюджета. Управление государственными долгами

 

Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроеко-номических показателей, который характеризует стойкость экономической системы.

Страны, которые создали эффективныеэкономические системы, имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

В Украине на протяжении последних лет наблюдается дефицит государственного бюджета.

Дефицит обусловлен как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и чрезмерными(относительно доходов)расходамив поддержку неэффективных областей, ликвидацию последствий на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.

Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу является нецелесообразным, поскольку может вызвать ее полное разрушение, снижение жизненного уровня самых бедных слоев населения, а это будет иметь негативные политические следствия.

Поэтому важными являются поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрения налога на недвижимость, а также за счет продажичасти государственного имущества.

Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

- дополнительная эмиссия наличных денег;

- продажа государственных ценных бумаг;

- государственные займы;

- усиление налогообложения.

Накопление сумм бюджетного дефицита формирует государственный долг.

Государственный долг имеет негативные экономические следствия:

- усиливает дифференциацию доходов населения;

- снижает стимулы развития производства;

- содействует передаче созданного продукта за границу;

- снижает международный авторитет страны;

- усиливает неуверенность населения относительно будущего;

- угрожает экономической безопасности страны.

По состоянию на 1 октября 2006 г. валовой внешний долг Украины достигал 45 млрд долл. Доля государственного долга составляла 25,7 %, или 11,6 млрд долл. Доля банковских долгов возросла до 21,5 % , а долгосрочных обязательств небанковских корпораций - до 25,6 %.

Валовой внешний долг страны представляет свыше 50 % ВВП, внешний государственный долг является незначительным (14 - 15 % ВВП), однако они усиливают риски относительно обеспечения финансовой стабильности в Украине.

Внешний долггосударства - это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долггосударства - это обязательства перед банками, кредиторами, владельцами государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсиям и другим выплат гражданам.

Государственный долг- объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, положенных на него.

Среди украинских экономистов и научных работников преобладают негативные взгляды на привлечение государством внешних финансовых ресурсов.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможен, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, сохранять и накапливать валютные резервы.

Государственным долгом необходимо управлять.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность государственных мер, которые связаны с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Угрозу экономике представляет не столько государственный долг как такой, особенно если он не очень отвергается по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

Стратегической задачей бюджетно-налоговой политики является минимизация стоимости обслуживания государственного долга.

Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга, а также хотят соблюдать «золотое правило» государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.


Обслуживание долга - это комплекс мер по погашению займов, выплаты процентов по ним, уточнению и изменению условий погашения выпущенных займов.

Обслуживанием внутреннего долга занимаются эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

Варианты финансирования бюджетного дефицита: кредитно - денежная эмиссия (монетаризация); базовое финансирование (внутреннее и внешнее); увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

Монетаризация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией денежной наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов центрального банка предприятиям по льготным ставкам.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, разные финансовые активы, который приводит к росту цен и повышению уровня инфляции.

В переходных экономиках монетаризация дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, исчерпанных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

Внутреннее долговое финансирование государственного дефицита предусматривает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы.

Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с нихпо сравнению с другими вариантами вкладывания денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования государственного дефицита значительно уменьшатся, независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае владельцы средств будут покупать не облигации, а товары, будут вкладывать средства за границей.

Этот образ финансирования государственного дефицита не отстраняет угрозы роста инфляции, а лишь отодвигает ее.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с продолжительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна при условии, если внутренние процентные ставки выше среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако если макроэкономическая политика направлена на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом не устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

16) Инфляция как экономическое явление

Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса;
другими факторами.

Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Вот пять главных причин инфляции :
Диспропорциональность


(несбалансированность) государственных доходов и расходов. Это означает дефицит государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие к инфляции.

Инфляционно опасные инвестиции.

В первую очередь, это милитаризация экономики.
Рост военных расходов одна из первых причин дефицита государственного бюджета, а так же роста государственного долга. Опять включается “ денежный станок ”.
Инфляционное ожидание.
Думаю, что это, скорее всего самая распространенная причина инфляции в нашей стране.
Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели – в планы сделок, будущие цены.
Отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции.

Современный рынок – рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции.
У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями – необходим.
Импортируемая инфляция.
Здесь все просто:
Рубль – валюта довольно не стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики.
В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.


Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной .способности денег.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии.
Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движе­нию определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск до­полнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки зара­ботной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семей­ного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции.
Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли.
С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, под­держку жизненно важных отраслей и производств.
Инфляция, ее причины и методы регулирования
Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.
Перечислим теперь важнейшие причины инфляционного роста цен:
1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.
2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемых подобным образом. Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области.
Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.