|
Основные показатели, характеризующие экономику города Москвы в 2012 году
Финансовые инструменты управления доходами мегаполиса
Выполнения органами государственной власти свои полномочий невозможно без наличия соответствующих финансовых ресурсов, которые аккумулируются в соответствующем бюджете.
Структура доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Во всех развитых странах основными доходами бюджета являются налоговые платежи, на неналоговые поступления приходится небольшой удельный вес – менее 10% от совокупного бюджетного дохода.
В консолидированном бюджете РФ налоговые поступления превышают 90% от общей суммы доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы России. Вместе с тем, учитывая противоречивые тенденции экономического развития и, как следствие, нестабильное поступление налоговых доходов, необходимо обратить внимание на формирование неналоговых доходов бюджета, которые могут выступить в качестве дополнительной основы стабильности доходной базы бюджета. Неналоговые доходы являются составной частью доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, хотя их доля этих доходов весьма незначительна (см. данные таблицы 3).
.
Таблица 3.
Сведения об имущественных доходах в бюджетах федеральных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга за 2012 г., млн. руб.
Регион
| Налоговые и неналоговые доходы
| Налог на прибыль организаций
| Доля В доходах, %
| Налог на доходы физических лиц
| Доля в доходах, %
| Налог на имущество организаций
| Доля В доходах, %
| Земельный налог
| Доля в доходах, %
| Доход от использования государственного и му ниц. имущества
| Доля в доходах, %
| Доходы от реализации государственного и муниципального имущества
| Доля в доходах, %
| Центральный федеральный
|
|
| 33,1
|
| 36,7
|
| 7,2
|
| 2,04
|
| 4,6
|
| 0,99
| округ
| Москва
|
|
| 38,5
|
| 37,6
|
| 6,3
|
| 0,93
|
| 5,28
|
| 1,6
| Северо-Западный федеральный округ
|
|
| 26,91
|
| 37,7
|
| 8,27
|
| 1,54
|
| 4,97
|
| 0,9
| Санкт-Петербург
|
|
| 26,8
|
| 39,8
|
| 7,47
|
| 1,27
|
| 6,4
|
| 1,86
| Южный федеральный округ
|
|
| 23,99
|
| 35,33
|
| 9,047
|
| 3,77
|
| 4,07
|
| 9,04
| Северо-Кавказский федеральный округ
|
|
| 17,8
|
| 40,4
|
| 8,1
|
| 2,6
|
| 2,84
|
| 0,15
| Приволжский федеральный
|
|
| 29,77
|
| 33,0
|
| 8,13
|
| 2,89
|
| 4,0
|
| 0,22
| округ
| Уральский федеральный
|
|
| 38,8
|
| 30,18
|
| 12,56
|
| 1,65
|
| 3,94
|
| 0,18
| округ
| Сибирский федеральный
|
|
| 27,3
|
| 34,76
|
| 8,36
|
| 2,61
|
| 3,43
|
| 0,12
| округ
| Дальневосточный федеральный округ
|
|
| 27,36
|
| 35,9
|
| 6,83
|
| 1,16
|
| 3,55
|
| 0,17
| ВСЕГО
|
|
| 30,8
|
| 35,21
|
| 8,35
|
| 2,19
|
| 4,32
|
| 0,55
| Источник: Рассчитано по данным Федерального Казначейства
Обращает на себя внимание такой показатель, как доля земельного налога в налоговых и неналоговых доходах бюджета. Например, по Москве значение этого показателя равно всего 0,93%, что ниже среднероссийского уровня и уровня по Центральному федеральному округу. Аналогичная ситуация сложилась и с уровнем доходов от реализации государственного и муниципального имущества в федеральных округах (исключение составляет лишь Южный федеральный округ).
Рассмотрим закономерности формирования неналоговых доходов на примере города Москвы.
По сравнению с другими крупными городами Российской Федерации и с городом федерального значения г. Москва находится в привилегированном положении, поскольку имеет статус столичного региона. Статус города Москвы как столицы и субъекта Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации" и Уставом г.Москвы.
Таблица 4.
Основные показатели, характеризующие экономику города Москвы в 2012 году
(Данные приведены с учетом изменения границ г.Москвы с 1 июля 2012 года в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ)
| В фактических ценах
| Январь-декабрь
2012 г. в % к
январю-декабрю
2011 г.,
в сопоставимой
оценке
| Декабрь 2012 г.
в % к
декабрю 2011 г.,
в сопоставимой оценке
| Справочно:
январь-декабрь
2011 г. в % к
январю-декабрю
2010 г.,
в сопоставимой оценке 1)
| Индекс промышленного производства, %
| х
| 101,2
| 108,3
| 102,4
| Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб.
| 601705,7
| 101,0
| 91,4
| 96,7
| Инвестиции в основной капитал по крупным организациям за январь-ноябрь, млн. руб.
| 530346,8
| 117,3 2)
| 93,2 3)
| 103,1 4)
| Введено в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м.
| 2572,8 5)
| 108,7 5)
| 128,5
| 107,0
| Оборот розничной торговли, млн. руб.
| 3639715,1
| 101,7
| 103,7
| 106,6
| Объем перевозок грузов предприятиями по виду деятельности «Автомобильный грузовой транспорт», млн. тонн
| 33,7
| 95,3
| 78,4
| 94,8
| Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника за январь-ноябрь, руб.
| 45955,7
| 111,6 6)
| 111,9 7)
| 112,1 8)
| Реальная заработная плата одного работника за январь-ноябрь, руб.
| х
| 105,5 2)
| 104,4 3)
| 103,3 4)
| Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги 1), %
| х
| 106,0
| 107,3
| 108,4
| Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления (на конец декабря) 1), руб.
| 3088,2
| 109,2 9)
| 109,2 9)
| 94,5 10)
| Численность официально зарегистрированных в органах труда и занятости безработных (на конец декабря), тыс. человек
| 27,6
| 68,0 11)
| 68,0 11)
| 87,7 12)
| __________________________________
1) Данные в границах г. Москвы, действовавших до 1 июля 2012 г.
2) Январь-ноябрь 2012 г. в % к январю-ноябрю 2011 г. в сопоставимой оценке.
3) Ноябрь 2012 г. в % к ноябрю 2011 г. в сопоставимой оценке.
4) Январь-ноябрь 2011 г. в % к январю-ноябрю 2010 г. в сопоставимой оценке.
5) При формировании показателя за январь-декабрь 2012 г. использованы данные за январь-июнь 2012 г. в границах г. Москвы, действовавших до 1 июля 2012 г., с июля по декабрь - в границах, действующих с 1 июля 2012 г.
6) Январь-ноябрь 2012 г. в % к январю-ноябрю 2011 г. в фактических ценах.
7) Ноябрь 2012 г. в % к ноябрю 2011 г. в фактических ценах.
8) Январь-ноябрь 2011 г. в % к январю-ноябрю 2010 г. в фактических ценах.
9) Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2011 г. в фактических ценах.
10) Декабрь 2011 г. в % к декабрю 2010 г. в фактических ценах.
11) Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2011 г.
12) Декабрь 2011 г. в % к декабрю 2010 г.
По мнению аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы (КСП), столичная экономика окончательно вышла из кризиса, о чем свидетельствуют данные за первый квартал 2011 года. Поступления по налогу на прибыль (160 млрд. руб., или 30,7% от годового плана) практически соответствуют поступлениям за тот же период докризисного 2008 года[1]. Положительная динамика ключевых экономических показателей, по мнению аудиторов, в первую очередь связана с восстановлением благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Так, средняя цена нефти в 2008 году составляла 94 доллара за баррель, а в январе-феврале 2011 г. — 96,6 доллара за баррель.
При положительной динамике цен на нефть на столичном рынке труда активно растет заработная плата. По сравнению с 2010 годом средний размер денежного вознаграждения на предприятиях и в организациях города вырос в 2011г. почти на 13% — до 36,5 тыс. руб. Это позволило контрольно-счетным органам зафиксировать рост поступлений от налога на доходы физических лиц в городском бюджете. По итогам первого квартала 2011 года объем отчислений достиг 90,9 млрд. руб., что на 11,7% выше показателей января — марта 2010 года.
Стабильная экономика позволяет обеспечивать достаточный поток неналоговых доходов в бюджет столичного региона. Неналоговые доходы бюджета представляют собой обязательные и/или добровольные и/или возмездные платежи, привлекаемые либо взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Неналоговые источники формирования бюджетных доходов имеют следующие характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
во-первых, в отличие от налоговых доходов бюджета, неналоговые доходы формируются на основе принципа многоканального правового регулирования, который включает порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов бюджетов всех уровней РФ, и осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов, в большей степени имеющими подзаконный характер;
во-вторых, механизм обеспечения уплаты как неналоговых, так и налоговых доходов подразумевает возможность применения мер государственного принуждения. Однако неналоговые доходы могут носить как добровольный, так и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих всегда характер обязательный.
в-третьих, обязательные неналоговые платежи отличаются от налогов определенной возмездностью, поскольку их взимание связано с тем, что органы власти предоставляют плательщику права на занятие определенной деятельностью. Плательщик получает от государства услуги, имеющие юридическое значение, а также права пользования государственным имуществом. Следовательно, плательщик может требовать от государственных органов определенных действий, связанных с изъятием неналоговых платежей в бюджет. Иные виды обязательных неналоговых платежей имеют характер штрафов и санкций. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей;
в-четвертых, законодательством не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы. Конкретные размеры и сроки уплаты определяются, как правило, на основе договора;
в-пятых, большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
в-шестых, отсутствует жесткое планирование неналоговых поступлений в бюджет. На практике планирование неналоговых доходов бюджета осуществляется на основе фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом их динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве. Некоторые неналоговые доходы не могут быть спланированы вообще и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому при планировании доходной части бюджета на очередной финансовый год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы;
в-седьмых, круг администраторов неналоговых доходов достаточно широк. Одни и те же неналоговые доходы могут быть закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов[2].
Значительная часть доходов бюджета представлена налоговыми доходами, которые играют главную роль в наполнении бюджета. Неналоговые доходы воспринимаются в настоящее время как второстепенные, поскольку связаны с владением, пользованием и распоряжением определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным по экономическим и политическим соображениям.
Таблица 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|