Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные показатели, характеризующие экономику города Москвы в 2012 году





Финансовые инструменты управления доходами мегаполиса

Выполнения органами государственной власти свои полномочий невозможно без наличия соответствующих финансовых ресурсов, которые аккумулируются в соответствующем бюджете.

Структура доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Во всех развитых странах основными доходами бюджета являются налоговые платежи, на неналоговые поступления приходится небольшой удельный вес – менее 10% от совокупного бюджетного дохода.

В консолидированном бюджете РФ налоговые поступления превышают 90% от общей суммы доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы России. Вместе с тем, учитывая противоречивые тенденции экономического развития и, как следствие, нестабильное поступление налоговых доходов, необходимо обратить внимание на формирование неналоговых доходов бюджета, которые могут выступить в качестве дополнительной основы стабильности доходной базы бюджета. Неналоговые доходы являются составной частью доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, хотя их доля этих доходов весьма незначительна (см. данные таблицы 3).



.


Таблица 3.

Сведения об имущественных доходах в бюджетах федеральных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга за 2012 г., млн. руб.

    Регион Налоговые и неналоговые доходы Налог на прибыль организаций Доля В доходах, % Налог на доходы физических лиц Доля в доходах, % Налог на имущество организаций Доля В доходах, % Земельный налог Доля в доходах, % Доход от использования государственного и му ниц. имущества Доля в доходах, % Доходы от реализации государственного и муниципального имущества Доля в доходах, %
Центральный федеральный 33,1 36,7 7,2 2,04 4,6 0,99
округ
Москва 38,5 37,6 6,3 0,93 5,28 1,6
Северо-Западный федеральный округ 26,91 37,7 8,27 1,54 4,97 0,9
Санкт-Петербург 26,8 39,8 7,47 1,27 6,4 1,86
Южный федеральный округ 23,99 35,33 9,047 3,77 4,07 9,04
Северо-Кавказский федеральный округ 17,8 40,4 8,1 2,6 2,84 0,15
Приволжский федеральный 29,77 33,0 8,13 2,89 4,0 0,22
округ
Уральский федеральный 38,8 30,18 12,56 1,65 3,94 0,18
округ
Сибирский федеральный 27,3 34,76 8,36 2,61 3,43 0,12
округ
Дальневосточный федеральный округ 27,36 35,9 6,83 1,16 3,55 0,17
ВСЕГО 30,8 35,21 8,35 2,19 4,32 0,55

Источник: Рассчитано по данным Федерального Казначейства




Обращает на себя внимание такой показатель, как доля земельного налога в налоговых и неналоговых доходах бюджета. Например, по Москве значение этого показателя равно всего 0,93%, что ниже среднероссийского уровня и уровня по Центральному федеральному округу. Аналогичная ситуация сложилась и с уровнем доходов от реализации государственного и муниципального имущества в федеральных округах (исключение составляет лишь Южный федеральный округ).

Рассмотрим закономерности формирования неналоговых доходов на примере города Москвы.

По сравнению с другими крупными городами Российской Федерации и с городом федерального значения г. Москва находится в привилегированном положении, поскольку имеет статус столичного региона. Статус города Москвы как столицы и субъекта Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации" и Уставом г.Москвы.

Таблица 4.

Основные показатели, характеризующие экономику города Москвы в 2012 году

(Данные приведены с учетом изменения границ г.Москвы с 1 июля 2012 года в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ)



  В фактических ценах Январь-декабрь 2012 г. в % к январю-декабрю 2011 г., в сопоставимой оценке Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2011 г., в сопоставимой оценке Справочно: январь-декабрь 2011 г. в % к январю-декабрю 2010 г., в сопоставимой оценке 1)
Индекс промышленного производства, % х 101,2 108,3 102,4
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб. 601705,7 101,0 91,4 96,7
Инвестиции в основной капитал по крупным организациям за январь-ноябрь, млн. руб. 530346,8 117,3 2) 93,2 3) 103,1 4)
Введено в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м. 2572,8 5) 108,7 5) 128,5 107,0
Оборот розничной торговли, млн. руб. 3639715,1 101,7 103,7 106,6
Объем перевозок грузов предприятиями по виду деятельности «Автомобильный грузовой транспорт», млн. тонн 33,7 95,3 78,4 94,8
Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника за январь-ноябрь, руб. 45955,7 111,6 6) 111,9 7) 112,1 8)
Реальная заработная плата одного работника за январь-ноябрь, руб. х 105,5 2) 104,4 3) 103,3 4)
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги 1), % х 106,0 107,3 108,4
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления (на конец декабря) 1), руб. 3088,2 109,2 9) 109,2 9) 94,5 10)
Численность официально зарегистрированных в органах труда и занятости безработных (на конец декабря), тыс. человек 27,6 68,0 11) 68,0 11) 87,7 12)

__________________________________

1) Данные в границах г. Москвы, действовавших до 1 июля 2012 г.

2) Январь-ноябрь 2012 г. в % к январю-ноябрю 2011 г. в сопоставимой оценке.

3) Ноябрь 2012 г. в % к ноябрю 2011 г. в сопоставимой оценке.

4) Январь-ноябрь 2011 г. в % к январю-ноябрю 2010 г. в сопоставимой оценке.

5) При формировании показателя за январь-декабрь 2012 г. использованы данные за январь-июнь 2012 г. в границах г. Москвы, действовавших до 1 июля 2012 г., с июля по декабрь - в границах, действующих с 1 июля 2012 г.

6) Январь-ноябрь 2012 г. в % к январю-ноябрю 2011 г. в фактических ценах.

7) Ноябрь 2012 г. в % к ноябрю 2011 г. в фактических ценах.

8) Январь-ноябрь 2011 г. в % к январю-ноябрю 2010 г. в фактических ценах.

9) Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2011 г. в фактических ценах.

10) Декабрь 2011 г. в % к декабрю 2010 г. в фактических ценах.

11) Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2011 г.

12) Декабрь 2011 г. в % к декабрю 2010 г.

 

По мнению аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы (КСП), столичная экономика окончательно вышла из кризиса, о чем свидетельствуют данные за первый квартал 2011 года. Поступления по налогу на прибыль (160 млрд. руб., или 30,7% от годового плана) практически соответствуют поступлениям за тот же период докризисного 2008 года[1]. Положительная динамика ключевых экономических показателей, по мнению аудиторов, в первую очередь связана с восстановлением благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Так, средняя цена нефти в 2008 году составляла 94 доллара за баррель, а в январе-феврале 2011 г. — 96,6 доллара за баррель.

При положительной динамике цен на нефть на столичном рынке труда активно растет заработная плата. По сравнению с 2010 годом средний размер денежного вознаграждения на предприятиях и в организациях города вырос в 2011г. почти на 13% — до 36,5 тыс. руб. Это позволило контрольно-счетным органам зафиксировать рост поступлений от налога на доходы физических лиц в городском бюджете. По итогам первого квартала 2011 года объем отчислений достиг 90,9 млрд. руб., что на 11,7% выше показателей января — марта 2010 года.

Стабильная экономика позволяет обеспечивать достаточный поток неналоговых доходов в бюджет столичного региона. Неналоговые доходы бюджета представляют собой обязательные и/или добровольные и/или возмездные платежи, привлекаемые либо взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Неналоговые источники формирования бюджетных доходов имеют следующие характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

во-первых, в отличие от налоговых доходов бюджета, неналоговые доходы формируются на основе принципа многоканального правового регулирования, который включает порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов бюджетов всех уровней РФ, и осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов, в большей степени имеющими подзаконный характер;

во-вторых, механизм обеспечения уплаты как неналоговых, так и налоговых доходов подразумевает возможность применения мер государственного принуждения. Однако неналоговые доходы могут носить как добровольный, так и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих всегда характер обязательный.

в-третьих, обязательные неналоговые платежи отличаются от налогов определенной возмездностью, поскольку их взимание связано с тем, что органы власти предоставляют плательщику права на занятие определенной деятельностью. Плательщик получает от государства услуги, имеющие юридическое значение, а также права пользования государственным имуществом. Следовательно, плательщик может требовать от государственных органов определенных действий, связанных с изъятием неналоговых платежей в бюджет. Иные виды обязательных неналоговых платежей имеют характер штрафов и санкций. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей;

в-четвертых, законодательством не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы. Конкретные размеры и сроки уплаты определяются, как правило, на основе договора;

в-пятых, большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;

в-шестых, отсутствует жесткое планирование неналоговых поступлений в бюджет. На практике планирование неналоговых доходов бюджета осуществляется на основе фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом их динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве. Некоторые неналоговые доходы не могут быть спланированы вообще и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому при планировании доходной части бюджета на очередной финансовый год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы;

в-седьмых, круг администраторов неналоговых доходов достаточно широк. Одни и те же неналоговые доходы могут быть закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов[2].

Значительная часть доходов бюджета представлена налоговыми доходами, которые играют главную роль в наполнении бюджета. Неналоговые доходы воспринимаются в настоящее время как второстепенные, поскольку связаны с владением, пользованием и распоряжением определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным по экономическим и политическим соображениям.

 

 

Таблица 5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.