Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Анализ пенсионной реформы в Российской Федерации





Анализ пенсионной реформы в Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов.

Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов:

базовая пенсия- В настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 1260 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности 3 степени ОСТД. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;

страховая пенсия - рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;



накопительная пенсия - это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное страхование). Чем больше человек зарабатывал,

тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной.



Анализ мирового опыта введения и функционирования накопительных пенсионных систем позволяет сделать ряд выводов, важных для России.

Интерес граждан к передаче управления пенсионными накоплениями к частным компаниям и фондам может сильно превысить прогнозы организаторов системы. Зачастую это приводило к существенному беспорядку в переходный период, например, в сфере учета порядка присоединения граждан к накопительной системе и при переводе средств из государственного пенсионного фонда частным. В Польше более 85% граждан, имевших выбор между пребыванием в «старой» системе и передаче средств в частные пенсионные фонды, выбрали частные пенсионные фонды. В Венгрии более половины работников также добровольно сделали выбор в пользу накопительной системы, и только 1,5% участников, получив такую возможность в 1999-2000 годах, впоследствии вернулось в государственную распределительную систему.

Жесткая система общественного контроля над пенсионной системой и конкретными пенсионными фондами, а также механизм быстрого и эффективного рассмотрения претензий и урегулирования споров являются необходимым условием нормального функционирования накопительной пенсионной системы.

Просвещение и информирование будущих участников системы, в том числе и до ее введения, необходимо для того, чтобы решения принимались серьезно и ответственно.

Принцип приоритета интересов будущих пенсионеров должен стать основой нормативной базы и кодексов саморегулирования. Необходимо более четко прописать гарантии для пенсионеров, учитывая то, что основной ущерб



возникает не от злого умысла управляющих или государства, а от ошибок при оценке рисков.

Анализ результативности государственного управления пенсионными активами показывает его неэффективность по сравнению с деятельностью частных управляющих компаний. Казахский опыт планомерного снижения доли активов государственного накопительного пенсионного фонда и его заранее объявленная приватизация являются оптимальным вариантом смягчения перехода к новой системе.

Многие вопросы (право собственности на активы, порядок раздела пенсионных накоплений при разводе супругов, порядок выплат средств фондами, процедура раскрытия информации) не имеют однозначного решения и, скорее всего, должны стать предметом обсуждения специалистов и общественности

 

_________________

Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О.Буянова, З.А.Кондратьева, С.И.Кобзева. – М.: Омега-Л, 2009

Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н.Гусова. – М.: Юрайт, 2010

Заключение

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-финансовая нестабильность;

-слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

-неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:

-отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 - 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на

 

государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.

 

 

Список использованной литературы

Конституция РФ от 12.12.93.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.