Тема педагогического исследования
Уфимский педагогический колледж №2
ПРИЛОЖЕНИЕ К ВКР
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Составитель: КАРАЧУРИНА ГУЗЕЛЬ
Руководитель: ЮФЕРОВА А. А.
Уфа – 2006 г.
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность педагогического исследования
Научное определение проблемы и последующее формулирование темы научной работы закономерно влекут за собою необходимость обоснования актуальности исследования. Именно эта методологическая характеристика отражает важность и злободневный характер исследования, его соответствие насущным задачам науки и практики, решаемым в настоящее время.
Семантическая форма выражения актуальности темы выражена вопросом: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Ее соответствие социальному заказу, степень разработанности в теории и практике
Обоснование актуальности исследования предполагает ряд этапов научно-исследовательской деятельности:
1. обоснование актуальности научного направления;
2. обоснование практической актуальности темы исследования;
3. обоснование научной актуальности темы исследования.
При обосновании актуальности направления рекомендуется:
1. показать значимость выделенной проблемы в науке;
2. указать на недостаточную изученность теоретических аспектов данной проблемы;
3. доказать недостаточную разработанность проблемы в методическом и технологическом аспектах.
Типичные ошибки обоснования актуальности исследования:
односторонность обоснования актуальности (например, описание лишь актуальности научного направления в ущерб обоснованию конкретной темы);
размытость обоснования актуальности исследования, в котором слабо выражены как наука, так и практика;
обоснование актуальности лишь недостатками практики;
научная неактуальность темы и ее бесперспективность, т.к. данная проблема уже решена в науке;
отсутствие практической актуальности.
Характерные признаки обоснованной актуальности исследования:
-теоретическая значимость для педагогической науки;
-востребованность для педагогической практики;
-актуальность, как конкретной темы, так и всего научного направления и рассматриваемой области;
-последовательность обоснования актуальности темы.
Научно обоснованная актуальность исследования является показателем сформированности умения анализировать уровень разработанности современных научно-педагогических направлений и обо- сновать актуальность конктретной темы исследования, показать научную и практическую неразработанность изучаемой проблемы, доказать актуальность конкретного исследования.
Проблема исследования
Проблема с греч. – трудность, преграда, задача, задание – форма научного знания, в которой определены границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания или по-другому это - то, что необходимо изучить из того, что раньше не было изучено.
Рассуждая об этом компоненте процесса педагогического исследования, необходимо разграничить понятия практической и научной проблем. Под практической проблемой принято понимать противоречие, лежащее в плоскости практической деятельности; а под научной проблемой - осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории в ответе на эти запросы. Следовательно, в решении проблемы, прежде всего, предполагается устранение научного пробела, и лишь на основе нового знания, полученного в процессе поиска, преодолеваются затруднения в осуществлении практической деятельности
Таким образом, в проблеме соединены, во-первых, знание о незнании и во-вторых предположение о возможном открытии неизвестного закона, закономерности, принципа или способа действия
Постановка научной проблемы предполагает ряд этапов исследовательской деятельности:
· осмысление границ известного (знакомство с историей вопроса
и современным состоянием);
· критическое осмысление собранного практического материала;
· характеристика состояния теории исследуемого объекта;
· характеристика выявленной проблемы;
· Конструирование структуры проблемы (выявление «иодпроблем»);
· проверка истинности всех предпосылок;
· уточнение формулировки, определение терминов.
Как было ранее отмечено, начинающий ученый, определяющий проблему своего исследования, должен ясно осознавать различие между теоретическими и практическими задачами педагогической действительности. Например, формулирование проблем, начинающееся словами «совершенствование», «повышение», «оптимизация» и т.п., отвечает скорее запросам практики, нежели соответствует логике научной мысли. Педагогическая практика, как известно, может служить лишь толчком, двигателем научного поиска, но ее успешная реализация возможна лишь благодаря выявленным научным знаниям в исследуемой области. В этом контексте при формулировании проблемы более уместны такие слова, как «выявление», «определение», «разработка», «изучение» и т.п.
Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить, по крайней мере, две процедуры:
а) определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;
б) установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть и необходимо их только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема. Для ее выделения и последующего решения нужно возможно полнее изучить то, что известно по теме, по смежным вопросам
При определении проблемы не менее важным является выявление и четкое формулирование ряда противоречий, которые складываются между запросами практической деятельности и необходимостью их теоретического осмысления. Типичными противоречиями для педагогического исследования являются противоречия
1. между актуальным и потенциальным, необходимым и реально существующим уровнем знания;
2. между достигнутым уровнем знания и новыми задачами в науке;
3. между процессами функционирования и развития систем;
4. между старыми и новыми знаниями.
Характерные признаки научно выпаленной проблемы:
· осмысление границы имеющихся знаний;
· обозримые рамки исследования (границы неизведанного, неизвестного);
· вероятность разрешения вопросов;
· достижимость результата;
· конкретность вопросов исследования;
· четкость формулирования;
· заинтересованность;
· потребность в практическом решении.
Стремление найти разрешение внутренних противоречий, в конечном итоге, определяет проблему исследования.(2) Правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска.
Тема педагогического исследования
Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.
При выборе темы важно учитывать следующие основные требования, предъявляемые к научным исследованиям:
· актуальность - это требование, заключающееся в важности исследуемой темы (или проблемы) для современной науки, существенное ее значение для настоящего момента;
· научная новизна и теоретическая значимость, заключающаяся в новом решении актуальной научной задачи;
· практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для решения конкретных прикладных задач, в т.ч. прикладных задач образовательной практики.
Тема ВКР должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы и центральная проблема. Название работы не должно совпадать с научным направлением или целым разделом учебника.
После того как вы оценили тему на возможность ее качественного выполнения, следует поразмыслить над ее формулировкой: соответствует ли она некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы и дипломных работ:
· предельная краткость;
· проблемность;
· ясность смыслов, т.е.понятность;
· благозвучность.
Краткость темы – важнейшее ее качество. Из формулировки, т.е. из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее лучше представить в подзаголовке и дать ее в круглых скобках. В заглавие не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность ее формулировки.
Проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение, или установление зависимостей. Например, тема «Нравственное воспитание подростков» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие такого воспитания, и только. Темы же «Формирование нравственных представлений у младших подростков» или « Влияние труда на нравственное становление подростков» - проблемные. В первом случае заложена идея некоего педагогического действия, во втором – обозначены связи и зависимости компонентов темы.
Тема и (как ее эквивалент) заглавие работы – это своего рода рамочное соглашение, определяющие границы предполагаемого исследования. Ключевое слово в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие поле исследования. От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.
P.S. Тема конструируется в соответствии с требованием ясности, точности, краткости, выразительности и адекватности. По своему характеру заглавие должно раскрывать основной результат, полученный исследователем. Слова в заглавии должны быть ясными, нужно здесь избегать новых словосочетаний и терминов, а также понятий узкопрофессионального и местного значения.
Признаки правильно сформулированной темы:
· отражение проблемы и предмета в формулировке темы;
· наличие проблемности, спорности, вариативности решения;
· эвристический характер формулировки темы;
· отражение научной направленности;
· соответствие научной специальности, по которой защищается ВКР;
· наличие новизны, нестандартности, оригинальности решения проблемы (нового направления, новой функции, нового качества, нового способа, ноной комбинации способов и средств).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|