Сделай Сам Свою Работу на 5

Апреля. Великая Среда. Литургическое чтение: Мф 26, 6-16





«Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается...» (Мф 26, 24). Зачем Христос сказал это, а потом еще и добавил: «Лучше было бы этому человеку не родиться»? Слова страшные и обличительные. Он сказал максимально резко, чтобы пробудить одного из Своих любимых учеников, одного из 12-ти – Иуду, который замыслил в сердце недоброе. Он сказал это, чтобы Иуда (носящий почтенное имя великого древнего патриарха), очнулся от оцепенения и отказался от своего плана предательства. Христос не скупился на резкие слова, когда это было необходимо, чтобы достучаться до человека. Так, например, и Христос, и Иоанн Креститель, обращаясь к лицемерным фарисеям, называли их «порождениями ехидны», что вполне могло бы соответствовать нашему грубому выражению «ах вы, сукины дети!» Иногда нужно, чтобы кто-то сказал мне жестко и твердо: ах ты, такой-сякой! очнись, пойми, не делай этого, не ходи туда-то, не будь таким-то. Я думаю, настоящее обличение – это всегда знак особой близости, особого доверия. Ведь любовь – это не благостное умильное чувство, а действие ради блага другого человека, и иногда это действие может быть очень жестким и неприятным. Когда новичок приходит на группу, от него требуется признать себя алкоголиком и вслух прилюдно сказать, когда очередь дойдет до него: «я такой-то и я алкоголик». Поначалу это слово режет нам слух, оно звучит как приговор. Я ведь не алкоголик, я просто страдаю от алкоголизма, а моя личность бесконечно шире и богаче моего недуга. Зачем сводить все к какому-то обидному ярлыку. Но именно для того, чтобы человек, наконец, очнулся от иллюзий и сна, взглянул в глаза жестокой правде. В 4-м Шаге нам также приходится признаваться себе (а в 5-м Шаге – другому человеку) в нелицеприятных вещах, называя их своими именами. Если я украл, то я именно украл, а не позаимствовал или случайно взял чужое. Если предал кого-то, то с горечью мне следует это признать. Верное, точное, с силой сказанное слово способно изменить реальность. Как говорят в Церкви: вслух названный грех теряет половину своей силы над нами. К сожалению, Иуда не послушался Христа, не внял обличению, и в этом удивительный урок для меня: Бог оставляет предельную свободу человеку, поэтому быть человеком, а тем более – учеником Христовым, страшно и ответственно. Сегодня память святого мученика Терентия и его дружины. Они жили при императоре Декии. Когда правитель Африки Фортунатиан получил императорский указ принуждать подданных приносить языческие жертвы, он созвал народ на площади и показал страшное орудие пыток. Многие христиане, испугавшись мучений, согласились принести жертву идолу, но сорок христиан во главе с Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Их жгли раскаленным железом, морили голодом, но они оставались непоколебимыми. Господи, укрепи меня, дай внимать Твоим обличениям.





 

Апреля. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери (Мф 26, 1–20)

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26, 26–28). Сегодня Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой был заключен новый завет. Что это такое? Богословы бьются столетиями над тем, чтобы понять тайну Евхаристии, тайну Тела и Крови Христовых. А Церковь бережно хранит Его заповедь: «Сие творите в мое воспоминание», – и ежедневно по всему миру совершает Евхаристию. Я не богослов, но я точно понимаю одно: Господь отдает нам Себя целиком, Он предлагает нам Себя в пищу, он хочет соединиться с нами телесно, войти в нашу кровь и плоть, изменить нас изнутри. Какой-то философ (кажется, Карл Маркс) сказал: «Человек есть то, что он ест»… «и пьет», добавили бы Анонимные Алкоголики. Если я постоянно соединяюсь с алкоголем, то я усваиваю его качества, я пропитываю им мое тело, сознание и душу. Я алкоголизирую себя. Это имеет известно какие последствия. А если, например, я ем много мяса, я становлюсь «мясной душой» – чаще обычного испытываю агрессию, сексуальное влечение, эмоциональное перевозбуждение. Когда я вкушаю Святые Тело и Кровь Христа, я постепенно, раз за разом допускаю в себя Самого Бога, усваивая его образ и мысли, я мало-помалу уподобляюсь Ему. Но это не происходит магическим образом, само собой. Богообщение возможно только тогда, когда моя воля, мой ум и сердце направлены к Богу, иначе даже на Евхаристии хлеб может остаться хлебом, а вино – вином. В АА мы учимся относиться серьезно к тому, что и как мы вкушаем, с чем и с кем мы соединяемся. Мы отказываемся от алкоголя, мы освобождаем от него свое тело, сознание и душу. Что же, какая пища предлагается взамен? Я думаю, в этом месте проходит некоторая невидимая граница Содружества АА, и дальнейший путь, во всяком случае, мой, ведет в Церковь, приглашающую на Трапезу Господню. Если бы не было АА, я бы, наверное, уже спился и умер, если бы не Церковь, я бы рисковал попасть в пространство абстрактной духовности, построенной на безжизненных общих и произвольных понятиях, которые не могут ни согреть, ни напитать. АА придерживается принципа невмешательства в религиозный опыт человека, но это не означает, что такой опыт не нужен, что для полноценной духовной жизни достаточно только одного АА. Для меня АА – это как бы земные хлеб и вино (в духовном смысле), которые я добываю своим трудом: хожу на группы, изучаю литературу, общаюсь с наставником; а Церковь – это Хлеб и Вино небесные, которые дарует мне по Своей великой милости и щедрости Господь. С благодарностью приемля Святые Дары, укрепляя ими свое сердце, я продолжаю шествовать по пути выздоровления – пути длиною в целую жизнь.



 

Апреля. Великий Пяток. Воспоминание Страстей Господних (Лк 23, 32–49)

Сегодня особенный день церковного года – день страданий, распятия и смерти Иисуса Христа. Из чтений мое внимание привлекли слова о двух разбойниках, которые были распяты вместе со Христом. «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его… Другой же… сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое» (Лк 23, 32-42). Мне подумалось: ведь все мы, все без исключения – злодеи, нет никого, кто не делал бы зла в своей жизни. Просто одни знают об этом, а другие или не знают или не хотят знать. Так что, два разбойника – это все человечество, которое делает зло, страдает и умирает от этого. Иисус разделил с нами наши страдания, и там, на кресте, в предсмертной агонии, один из двух просит Христа принять его в Небесное Царство. Иисус мгновенно внимает просьбе и говорит разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Оказывается, наша добродетельность и праведность – вовсе не обязательное условие для того, чтобы быть принятым у Бога. Тот разбойник не стал праведным в одночасье, а на крест он попал, скорее всего, не за то, что отнял у ребенка погремушку. Наша добродетель и праведность нужны не Богу, а нам самим – с их помощью мы только и можем стать нормальными людьми. А Богу нужно одно наше желание быть с Ним, наша решимость просить об этом, а остальное Он готов сделать Сам. Бог не смотрит на наше прошлое, не смотрит на наши грехи, а смотрит только на наше сердце. Моя сегодняшняя молитва: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

 

Апреля. Великая Суббота

День покоя, в который уснул смертным сном наш Господь. Уснул, чтобы проснуться, воскреснуть на третий день. День печали и тихой радости в предвкушении победы над смертью. Сегодня я буду слушать тишину. С тех пор, как я встал на путь выздоровления в АА, изменились мои отношения с Богом. У меня появилось личное отношение к Нему. Я перестал бояться Его тем животным страхом, который неотступно сопровождал меня каждое похмелье. Ушло удушающее чувство стыда и вины. Мир и покой стали чаще посещать меня, стали желанными гостями в моем доме, в моей семье. За окном буйствует весна, кричат радостно птицы, а на душе какое-то космическое чувство, чувство связи со всем миром. Сегодня я не буду ничего писать, не стану ничего делать по дому, я целый день буду хранить этот покой, сидеть в кресле, смотреть в окно. Или я закрою глаза и начну вспоминать всех, кто встретился мне в жизни, всех, за кого я чувствую ответственность, кто мне дорог. Я вспомню и тех, кто ушел из этой жизни, родных, дедушек и бабушек, друзей и знакомых. Вспомню тех, перед кем я виноват, или тех, кого я чем-то обидел. Эти мысли не нарушат моего субботнего покоя. Мысленно я попрошу прощения у каждого из них, отдам им какую-то маленькую частицу себя. Я особенно вспомню своего крестника, его семью. Еще на ум мне пришли имена болящих, о которых мы молимся сейчас в храме, многих из которых я знаю лично. И, конечно, я не премину вспомнить поименно мою родную группу АА и всех анонимных братьев и сестер, которых я успел узнать в трезвости. Мысленно пожелаю всем им полноценной и радостной жизни, трезвости и здравомыслия. Поблагодарю в уме всех моих учителей, школьных, институтских, дворовых, а еще священников, которые молятся за меня, вспомню моего наставника по программе АА, а еще писателей, поэтов, философов и художников, которые воспитывали и радовали меня через свои книги и картины. Всех я, конечно, не вспомню. Но даже те, кого я уже вспомнил, составляют целый мир, огромную человеческую семью, в которой я не чувствую себя чужим, изгоем. Попробую поблагодарить Бога за мир, в котором я живу, за то, что я не одинок, за то, что в моем сердце нашлось место для других людей, за то, что я учусь любить. Не хочется прерывать эти блаженные размышления, но уже вечер и пора собираться в храм на ночную службу. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.