Сделай Сам Свою Работу на 5

Экологичные продукты, которые повышают рыночный спрос





Нет Такого Явления, как Экологичный Продукт

 

Активное продвижение товаров типа светодиодов и пластиковых упаковок из вторсырья как "экологичных" вводит в заблуждение, поскольку не учитывает эффект, который такие товары оказывают на рынок и на поведение потребителя, а также соответствующие последствия для окружающей среды. Авторы статьи предложили, по их словам, более оптимальный подход: измерение совокупного "суммарно экологичного" воздействия продукта.

 

Trevor Zink & Roland Geyer

Весна 2016

 

Нет такого явления, как "экологичный" продукт. Сожалею, вы прочитали верно. Истина, лежащая в основе корпоративной устойчивости — что экологичные компании продают экологичные продукты, а экологичные продукты обладают непреложными и явными качествами, сохраняющими окружающую среду — при ближайшем рассмотрении испаряется.

 

Давайте прежде всего поближе познакомимся с общепринятым мнением об экологичных продуктах. Бизнес-управляющие, в большинстве своем, осознают, что на самом деле все товары и услуги влияют на окружающую среду постольку, поскольку имеют реальную экономическую стоимость. Другими словами, практически любые товары и услуги требуют добычи природных ресурсов и являются причиной выделений отходов и газов, тогда как и то, и другое совершенно определенно можно отнести к негативному воздействию на окружающую среду. Преимущества экологичных продуктов не предполагают улучшение окружающей среды каким-либо образом либо полное отсутствие воздействия на нее, это скорее меньшее, по сравнению со сходными продуктами, воздействие на окружающую среду.



 

Продукт может влиять на окружающую среду в течение одной или более стадий своего жизненного цикла, таких как производство, эксплуатация и утилизация. В такой ситуации естественным шагом будет подсчитать воздействие схожих товаров на окружающую среду в течение жизненного цикла и сравнить результаты (Тот же подход применим и к услугам, которые обычно предполагают задействование товаров, но здесь мы будем в основном использовать понятие "товар", чтобы не усложнять).

 

Совершенно новая специализация породила более сложно устроенный метод, чем когда-либо — так называемый метод относительных оценок жизненного цикла (ОЖЦ). ОЖЦ выражены в комплексе индикаторов, отмечающих воздействие товара на окружающую среду. При применении такого анализа, продукт А считается экологичней продукта Б, если результат по показателям индикаторов у него ниже, чем у продукта Б. Все, что нам нужно, чтобы определить, является ли товар экологичным, это товар-стандарт, показатели которого определены как наиболее распространенные или среднестатистические. Товар называется экологичным, когда его воздействие на окружающую среду в течение жизненного цикла меньше, чем у стандарта.



 

Это наиболее передовое восприятие экологичных продуктов. На самом деле, многие руководители и обучающиеся в сфере управления используют куда более примитивный подход к экологичности. В частности, они просто смотрят на какое-либо качество продукта, которое можно представить как экологичное, и называют продукт экологичным, если он высоко оценен по этому критерию. Таким образом, материалы на естественной основе (такие как одежда из натуральных тканей), товары из вторсырья и гибридные автомобили именуют экологичными, несмотря на отсутствие полноценного анализа. ОЖЦ, с его ориентацией на жизненный цикл и различными индикаторами окружающей среды очевидно стоит выше, чем настолько упрощенное суждение. К сожалению, даже добавление концепции жизненного цикла не может спасти фундаментально дефектную концепцию экологического продукта.

 

Существует альтернативный подход, который избегает этих проблем и приводит много лучшую идею совокупного эффекта от продукта или бизнес деятельности для окружающей среды. Мы называем его "суммарная экологичность", поскольку ведется подсчет разностороннего воздействия на окружающую среду, после учета всех факторов, включая эффект, который товар или услуга оказывает на рынок и поведение потребителя. Далее в статье мы исследуем суммарную экологичность более детально, но прежде важно признать ограничения популярной идеи, что продукты могут быть экологичными сами по себе.



 

Расплывчатые товарные стандарты

 

Проблема экологичного продукта появляется вместе с вроде бы близкой по смыслу идеей о том, что экологичность товара может быть определена через сравнение с товаром-стандартом. ОЖЦ поможет прийти к заключению, что гибридный внедорожник действительно экологичнее, чем обыкновенный внедорожник тех же размеров. Однако потребитель на самом деле может выбрать гибридный внедорожник вместо обычного легкового автомобиля с большей экономией топлива. Не менее проблемной идея стандарта может быть для промежуточных товаров. Примером может быть приспособление, выбирающее электроэнергию из природного газа свыше возобновляемого объема электричества, вместе с тем не превышая объем электроэнергии из угля, на чем и делается упор. Гибридный внедорожник и электроэнергия из природного газа внезапно больше не экологичны

 

Можно поспорить, что эти примеры показывают, что товары-образцы нужно выбирать разборчиво, но истоки проблемы глубже. Можно выдвинуть аргумент, что упаковка из перерабатываемого пластика экологична в сравнении с идентичной цельнопластиковой упаковкой. Но потребитель приобретает продукцию, запаянную в перерабатываемый пластик вместо того, чтобы купить ее вообще без упаковки. Тогда образцом стало бы отсутствие упаковки, а это означает, что отсутствие упаковки возможно считать экологичным. Может ли этот пример быть лишь редким исключением? Боюсь, что нет.

 

Представьте, что кто-то покупает подержанный мобильник (или любой другой подержанный электронный девайс) скорее в дополнение чем в качестве замены нового, скажем, как запасной девайс. Или нарисуйте картину кого-то, кто покупает подержанный товар, так как не может позволить себе новый. Как насчет того, кто покупает новейшую модель, крайне энергосберегающий гаджет, но не вместо менее энергосберегающего, а вместо того, чтобы вообще его не покупать? Возможно, как раз разрекламированная экологичность энергосберегающего гаджета побудила потребителя приобрести его вместо того, чтобы не покупать ничего.

 

Здесь мы чувствуем непреодолимое желание поделиться историей компании, бизнес которой заключался в производстве серий игрушек по детским фильмам —ожидаемо пластиковые копии супергероев, принцесс, ковбоев, космонавтов и штурмовиков. Снимался мультфильм, глубоко затрагивающий вопрос окружающей среды, и компания по производству игрушек спросила нас, если фигурки по мультфильму сделать из перерабатываемого пластика, будут ли они экологичными. Мы ощутили, что не можем в полной мере ответить на этот вопрос. В конце концов, объединение, давшее киностудии право на экранизацию, решило вообще отказаться от фигурок, подтверждая подозрение, что нет полноценного товара-образца, чтобы определить экологичность предложенных фигурок по франшизе из перерабатываемого пластика.

 

Экологичные продукты, которые повышают рыночный спрос

 

Примеры, когда подходящим образцом стал бы отказ от приобретения, ниспровергают наивное допущение, стоящее у истоков идеи экологичных продуктов, согласно которому каждая категория продуктов обладает постоянным или хотя бы предопределяемым объемом продаж, и потребители просто выбирают среди представленных по каждой категории альтернатив. Согласно которому проблема, выходящая далеко за пределы выбора образца, может быть рассмотрена через тщательное изучение основы всей экологичной деятельности: переработки.

 

Как переработка может вредить окружающей среде? Во-первых, давайте пересмотрим механизм, с помощью которого переработка создает плюсы для окружающей среды на примере металлов. Извлечение металла из списанных продуктов и превращение его во вторичный (переработанный) металл несомненно воздействует на окружающую среду. Тем не менее, ОЖЦ показывает, что это воздействие много меньше, чем производство металла из изначальных ресурсов, то есть, руды. Если расширение вторичного производства вызывает соответствующее сокращение первичного производства, то общее воздействие на окружающую среду снижается. Значит, товары из стали, алюминия или меди вторичной переработки очевидно будут экологичней стандартного товара, произведенного из первичной стали, алюминия или меди. Ну, не для металлоиндустрии.

 

Рынки металлолома, ввиду особенностей индустрии, ограничены скорее предложением, чем спросом. Таким образом, увеличение содержания металла вторичной обработки в вашей продукции лишь вынудит кого-то другого использовать взамен первичный металл, так как предложения металлолома недостаточно для вас обоих. В то время как ваше воздействие на окружающую среду снижается, у кого-то другого оно увеличивается в том же объеме. Таким образом, как нам внушают все ведущие объединения металлургии, единственным способом уменьшить совокупное воздействие на окружающую среду является увеличение предложения металлолома. Следовательно, металлосодержащие продукты экологичны тогда и только тогда, когда после эксплуатации отправляются в переработку. Доля же вторичных металлов не имеет значения.

 

Покрутим эту идею еще немного. Становится хуже.

 

Вышеприведенный аргумент, по сути, касается того, приведет ли увеличение спроса или предложения металлолома к более высокому уровню переработки. Более 20 лет этот вопрос был головной болью применяющих и использующих ОЖЦ. Однако, все согласны в том, что за каждым килограммом переработанного металла стоит килограмм не произведенного первичного металла, принимая их технологическую ценность за равную. И вновь, допушение, стоящее за этой убежденностью, это то, что размер рынка задан и неизменнен. Следовательно, увеличение производства из вторсырья должно соответственно сократить производство из первичных материалов. К сожалению, это не похоже на правду.

 

Давайте допустим на секундочку, что рынок металлолома ограничен предложением, так как вторичные металлы экономически выгодней, чем первичные, что делает металлолом привлекательней. Это может смотреться как как прекрасный пример "Святого Грааля" корпоративной экологической устойчивости в сфере экологии, консенсус с двойной выгодой, экономической и экологической. Но также основы микроэкономики гласят, что способность одного производить и продавать товар широкого потребления по более низкой, чем у конкурентов, цене снизит общий уровень цен на этот товар, что, в свою очередь, повысит спрос на него. Другими словами, использование металлолома может не только уменьшить производство из первичных металлов, но и привести к совокупному расширению рынка металлов. Это хорошая новость для металлоиндустрии, но плохая новость для окружающей среды.

 

Чтобы избежать недопонимания, мы говорим не то, что переработка вредна для окружающей среды, а то, что она совершенно точно не так хороша, как вы думаете. Вкратце: противоречивость содержания вторсырья делает достаточно трудным выбор товара-образца. Тот факт, что переработка может скорее вызвать расширение рынка, чем эквивалентное замещение первичного сырья, лишает ее смысла.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.