Сделай Сам Свою Работу на 5

Совокупный спрос и факторы, влияющие на него





Совокупный спрос (AD) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1) спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос (С); 2) спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос (I); 3) спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг (G); 4) спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт (Xn). Поэтому формула совокупного спроса такова:

AD = C + I + G + Xn.

Эта формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т. е. величина совокупного спроса, зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная и графически она может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон. Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.



Совокупный спрос АD –это экономический агрегат, графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая отражает обратную взаимосвязь между объемом покупаемого ВВП и уровнем цен (рис. 8.2).

Хотя внешне кривая АD напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, однако построена эта кривая в иной системе координат: на оси абсцисс откладываются значения реального объема производства (ВВП); на оси ординат указываются не абсолютные показатели цен (например, млрд. р.), а их уровень или дефлятор (индекс цен). Нисходящая форма этой кривой указывает на то, что чем выше уровень цен, тем меньше реальный ВВП, который будет куплен на рынке, и наоборот.



Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это обусловлено тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые – остаются неизменными. Соответственно, отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами, разъясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т. е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой АD связывают с тремя эффектами: эффектом процентной ставки и эффектом богатства и эффектом импортных закупок.

Первый из них (эффект Кейнса) показывает, что более высокий уровень цен повышает спрос на деньги и тем самым увеличивает процентную ставку. Дорогие кредиты приведут к сокращению объема как потребительских, так и инвестиционных расходов, т. е. более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем совокупного спроса. Его суть заключается в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, следовательно, растет «цена» денег (цена кредита), т. е. ставка процента.



Эффект богатства (эффект реальных денежных запасов или эффект Артура Пигу) показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость накопленных населением финансовых активов (облигаций, срочных счетов и т. п.) уменьшится, т. е. население станет беднее. Поэтому оно сократит свои текущие расходы для увеличения накопления, что отразится в отрицательном наклоне кривой АD. Данный показатель - это не что иное, как реальная покупательная способность номинального богатства человека.

Эффект импортных закупок (эффект чистого экспорта или эффект Манделла – Флеминга) означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Растет спрос на импортные товары и сокращается спрос на отечественные. Сокращается экспорт отечественной продукции за рубеж из-за его удорожания. Уменьшается совокупный спрос в экономике.

Таким образом, действие указанных ценовых факторов реализуется через изменения в объеме спроса на реальный ВВП и графически выражается в движении вдоль стабильной кривой АD, причем при инфляции это будет движение от точки а к точке b, при дефляции – от точки а к точке с.

Помимо ценовых факторов на динамику покупаемого ВВП влияют многообразные неценовые факторы, изменения которых смещают кривую АD: при увеличении расходов – вправо в положение АD1, и наоборот, при уменьшении расходов – влево в положение АD2 . К числу неценовых факторов, приводящих к сдвигам кривой АD, относятся: рост налогов (сдвиг влево), увеличение денежной массы (сдвиг вправо), рост инвестиционной активности предприятий (сдвиг вправо), инфляционные ожидания населения (сдвиг вправо), увеличение государственных расходов (сдвиг вправо) и т. п. Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, выступают денежные факторы. Изменения вышеуказанных факторов с обратным знаком приведут к противоположному результату и смещению кривой АD в противоположном направлении.

 

Совокупное предложение

Совокупное предложение АS– это экономический агрегат, показывающий реальный объем всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже при разных уровнях цен. Поэтому совокупное предложение может быть приравнено к величине реального ВНП. Как и в случае совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен.

Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая: чем выше уровень цен, т. е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше.

Понятия краткосрочного и долгосрочного периодов в макроэкономике отличаются от соответствующих понятий в микроэкономике, где критерием деления на краткосрочный и долгосрочный периоды является изменение количества ресурсов, в то время как в макроэкономике таким критерием выступает изменение цен на ресурсы.

В краткосрочном периоде изменения цен на ресурсы либо не происходит вовсе, либо происходит непропорционально изменению общего уровня цен. В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются, причем пропорционально изменению общего уровня цен.

Необходимо отметить, что в отношении понятия совокупного предложения и факторов, которые оказывают на него влияние, у представителей разных школ в макроэкономике существует единство взглядов. Разногласия касаются трактовки вида кривой совокупного предложения (кривой AS). Выделяются два подхода к решению этой проблемы: классический и кейнсианский. Соответственно, существуют и две макроэкономические модели, которые отличаются одна от другой, во-первых, системой предпосылок, во- вторых, системой уравнений модели и, в-третьих, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

Итак, по поводу природы и формы кривой АS среди экономистов нет единодушия. Синтез различных взглядов на АS отражен на рис. 8.3.

Кривая АS показывает реальный объем ВВП, который будет произведен при различных уровнях цен. Эта кривая как бы "склеена" из трех отрезков (сегментов): горизонтального (кейнсианского) – сегмент I, промежуточного – сегмент II и вертикального (классического) – сегмент III. Такая форма кривой АS отражает изменение издержек на единицу продукции в условиях, когда меняются объемы производства. В масштабе всей экономики под воздействием этого могут сложиться три различные ситуации:

состояние неполной занятости, чему соответствует сегмент I,

состояние, приближающееся к уровню полной занятости (сегмент II), и

состояние полной занятости (сегмент III).

Кейнсианский сегмент кривой (I) горизонтален, потому что в условиях "депрессивной экономики" при значительной безработице и незагруженных мощностях можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения уровня цен.

Промежуточный сегмент (II) означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости и по разным причинам в ней начинают появляться "узкие места". Дело в том, что полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех отраслях экономики. Поэтому, когда реальный объем производства достигает отрезка II, в ряде отраслей оказываются занятыми все трудовые ресурсы и загружены производственные мощности, в то время как в других отраслях может сохраняться значительная безработица и недогрузка мощностей. При расширении производства некоторым фирмам придется использовать менее эффективное оборудование и привлекать менее квалифицированную рабочую силу. По всем этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы вынуждены назначать более высокие цены на свою продукцию, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

Наконец, классический отрезок (III) соответствует полной занятости, реальный объем производства находится на максимальном уровне, его уже нельзя увеличить в короткий срок без значительного повышения цен. Поэтому "скольжение" вдоль вертикального отрезка кривой АS сопровождается только изменением уровня цен, тогда как реальный объем производства практически остается неизменным.

Кривая АS может изменять свое положение также под влиянием неценовых факторов, определяющих издержки производства на единицу продукции. К таким факторам относятся: изменение затрат на первичные ресурсы, сдвиги в организации производства и производительности труда, изменение технологии и т. п. Например, удорожание производства энергоресурсов и сырья приводит к сдвигу кривой АS влево – в положение АS2. Причиной, способствующей смещению кривой АS, может явиться также усиление монопольной власти какой-либо группы поставщиков ресурсов, что приводит к установлению цен на рынке ресурсов выше конкурентных. Наконец, рост налогов и усиление государственного регулирования, тормозя деловую активность и сокращая совокупное предложение, тоже вызывает левосторонний сдвиг рассматриваемой кривой. А изменение перечисленных факторов с обратным знаком приводит к противоположным результатам (сдвигу АS вправо – АS1). Сдвиги кривой АS называют шоками совокупного предложения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.