Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы реализации Стратегии





Обзор документа

Утверждена стратегия лекарственного обеспечения населения России на период до 2025 г.

Она разработана Минздравом России. Данное Министерство координирует ее реализацию.

Обозначены приоритеты госполитики в этой сфере. Проанализировано текущее состояние лекарственного обеспечения в стране. Отмечены основные проблемы в данной области.

Определены принципы и цель стратегии. В числе ее задач - обеспечить рациональное использование лекарственных препаратов для медицинского применения, их безопасность, эффективность и качество. Повысить квалификацию медработников и фармацевтов. Усовершенствовать порядок формирования перечней препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно, и госрегулирование цен на эти лекарства.

Указано, какие меры должны приниматься для решения каждой из поставленных задач.

В частности, необходимо сформировать единый федеральный регистр лиц, имеющих право получать лекарства бесплатно или со скидкой при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. Внедрить систему электронных назначений препаратов для медицинского применения. Создать процедуры, позволяющие вывести из обращения клинически неэффективные и малоэффективные лекарства. Сформировать перечень по взаимозаменяемым препаратам. Внедрить систему референтных цен и т. д.



Стратегия включает 3 этапа. Первый - 2013-2015 гг. (совершенствование нормативных правовых актов). Второй - 2015-2016 гг. (реализация пилотных проектов по совершенствованию лекарственного обеспечения в регионах). Третий - 2017-2025 гг. (внедрение эффективных моделей лекарственного обеспечения).

Определены индикаторы и показатели эффективности выполнения стратегии, ожидаемые результаты ее реализации.

Утвержден план реализации стратегии.

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ от 13.02.2013 № 66

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ от 13.02.2013 № 66

Редакция действует с 14 апреля 2015

Справка и редакции

Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации

Приложение 1. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года



Приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения

Анализ текущего состояния лекарственного обеспечения в России

Сценарий развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Принципы, цель и задачи Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года

Основные принципы реализации Стратегии

Основная цель Стратегии

Основные задачи Стратегии

Реализация Стратегии лекарственного обеспечения

Меры, направленные на реализацию поставленных задач Стратегии

Основные этапы реализации Стратегии

Индикаторы и показатели эффективности реализации Стратегии

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Долгосрочные перспективы и результаты реализации Стратегии лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации

Источники и механизмы финансирования мероприятий Стратегии

Нормативное правовое обеспечение реализации Стратегии

Управление реализацией Стратегии

Приложение 2. План реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года

Вид документа : ПРИКАЗ

Принявший орган : МИНЗДРАВ РФ

Номер документа : 66

Дата редакции : 14 апреля 2015

Дата принятия : 13 февраля 2013

Редакции:

14.04.2015 13.02.2013

 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 февраля 2013 года № 66

Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации

С изменениями на 14 апреля 2015 года

Документ с изменениями, внесенными:




приказом Минздрава России от 14 апреля 2015 года № 192а.

Приказываю:Утвердить:Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года согласно приложению № 1;план реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года согласно приложению № 2.

Министр
В.И.Скворцова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 13 февраля 2013 года № 66

Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года

С изменениями на 14 апреля 2015 года

ПАСПОРТ

     
Наименование стратегии - Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года
Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; поручение Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 года № ДМ-П12-2803 о мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 7 мая 2012 года
Разработчик стратегии - Министерство здравоохранения Российской Федерации
Проблемы, решаемые Стратегией - Качество медицинской помощи и удовлетворенность населения Российской Федерации этой помощью в части лекарственного обеспечения; низкий уровень ответственности у населения Российской Федерации в отношении своего здоровья
Цель Стратегии - Повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для медицинского применения для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации
     
Задачи Стратегии - Задача 1. Обеспечение рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения; Задача 2. Совершенствование порядков формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; Задача 3. Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов для медицинского применения; Задача 4. Совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; Задача 5. Повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников
Сроки и этапы реализации Стратегии - 2013-2025 годы, в том числе: I этап (2013-2015 годы) Совершенствование нормативных правовых актов в сфере лекарственного обеспечения населения Российской Федерации II этап (2015-2016 годы) Реализация пилотных проектов по совершенствованию лекарственного обеспечения населения на территориях субъектов Российской Федерации III этап (2017-2025 годы) Внедрение эффективных моделей лекарственного обеспечения на территории Российской Федерации
Перечень государственных программ - Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"; Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы
Источники финансирования Стратегии - Финансирование мероприятий Стратегии осуществляется в рамках бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет привлеченных средств внебюджетных источников
Ожидаемые результаты реализации Стратегии - Формирование и функционирование системы рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения; повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственного обеспечения; обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе за счет принятия мер по борьбе с оборотом фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов для медицинского применения; обеспечение приоритетных потребностей здравоохранения в необходимых и важнейших лекарственных препаратах для медицинского применения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации; повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников и повышение качества оказываемой медицинской помощи; снижение показателей заболеваемости и смертности, предусмотренное реализацией Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

Введение

Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на долгосрочную перспективу.Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" , Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст.2335. Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст.5489; 2009, № 33, ст.4127.Стратегия определяет:приоритетные направления развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года;основные направления совершенствования законодательства в сфере обращения лекарственных средств и лекарственного обеспечения.

Приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения

1. Всеобщность. Государственная политика в сфере лекарственного обеспечения направлена на охрану здоровья каждого гражданина Российской Федерации.

2. Рациональность. Система лекарственного обеспечения, основанная на принципах доказательной медицины, должна соответствовать потребностям системы здравоохранения, современным достижениям фундаментальной и прикладной науки, возможностям фармацевтической промышленности.

3. Качество, эффективность и безопасность. Государственная контрольно-разрешительная система в сфере обращения лекарственных средств должна соответствовать международным требованиям и стандартам обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения.

4. Сбалансированность. Система лекарственного обеспечения базируется на реальных возможностях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, исходя из государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения.

5. Открытость и информированность. Управление эффективностью функционирования системы лекарственного обеспечения на основе мониторинга параметров ее функционирования и потребностей населения Российской Федерации. Предоставление населению Российской Федерации полной информации о правах в сфере лекарственного обеспечения.

Анализ текущего состояния лекарственного обеспечения в России

Объем российского фармацевтического рынка за последние 15 лет вырос в стоимостном выражении более чем в 4 раза и по экспертным оценкам в 2012 году составляет 768,5 млрд. рублей, в том числе государственный госпитальный сектор составляет 151,5 млрд. рублей, государственный амбулаторный сектор - 132,1 млрд. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета - 95,3 млрд. рублей, средств региональных бюджетов - 36,8 млрд. рублей), сектор коммерческой розницы - 485,3 млрд. рублей (в том числе доля рецептурных лекарственных препаратов для медицинского применения - 50,5%).За период с 2007 по 2012 год существенно увеличены государственные расходы на лекарственное обеспечение.В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи лекарственные препараты для медицинского применения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предоставляются бесплатно.С 2007 года процент финансирования на лекарственное обеспечение в стационарных условиях в структуре общих расходов увеличился с 15% до 21%. В 2011 году финансирование медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в стационарных условиях и условиях дневного стационара, в части расходов на лекарственные препараты для медицинского применения и расходные материалы, составило 139,2 млрд. рублей.Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1155) .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст.3699; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 48, ст.4945; 2007, № 43, ст.5084; 2008, № 9, ст.817, № 29, ст.3410, № 52, ст.6224; 2009, № 18, ст.2152, № 30, ст.3739, № 52, ст.6417; 2010, № 50, ст.6603; 2011, № 27, ст.3880; 2012, № 31, ст.4322, № 53, ст.7583. Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст.186, № 37, ст.5002.Стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, предоставляемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, в расчете на одного гражданина Российской Федерации с 2009 года увеличилась на 37% и составила в 2012 году 918 рублей в месяц.Объем федеральных финансовых средств на централизованные закупки дорогостоящих лекарственных препаратов, закупаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1155, в 2012 году составил 53,87 млрд. рублей.Общие суммарные расходы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1155 при оказании им медицинской помощи медицинскими организациями в амбулаторных условиях за счет средств федерального бюджета составили в 2012 году 95,3 млрд. рублей.Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890) , которым утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 15, ст.1791; 1995, № 29, ст.2806; 1998, № 1, ст.133, № 32, ст.3917; 1999, № 15, ст.1824; 2000, № 39, ст.3880,2002, № 7, ст.699.Общий объем затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на лекарственное обеспечение в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 по сравнению с 2009 годом увеличился на 92% и в 2012 году составил 36,8 млрд. рублей.По состоянию на ноябрь 2012 года количество граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет средств субъектов Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 составило 15140299 человек, из них по факту воспользовались льготами 4582803 человека.На сегодняшний день по объему продаж в денежном выражении лидируют импортные лекарственные препараты для медицинского применения, составляющие 75%, в то время как в натуральном выражении превалируют отечественные лекарственные препараты (63%).На долю 10 наиболее крупных предприятий, осуществляющих производство лекарственных препаратов для медицинского применения, приходится около 45% всех выпускаемых в Российской Федерации лекарственных препаратов. При этом более 60% лекарственных препаратов для медицинского применения общего объема выпускаемой отечественной продукции производится в соответствии с требованиями международных стандартов надлежащей производственной практики.Основную часть ассортимента выпускаемой продукции отечественных производителей составляют воспроизведенные лекарственные препараты для медицинского применения, что не позволяет им выделять на перспективные исследования и разработки более 1-2% от прибыли и обеспечивать наполнение рынка инновационными лекарственными препаратами. Удовлетворение потребностей здравоохранения в инновационных высокоэффективных лекарственных препаратах для медицинского применения осуществляется преимущественно зарубежными производителями.В этой связи в целях перехода на инновационную модель развития отечественного производства лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется разработка и организация производства на территории Российской Федерации инновационных, а также необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения для профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации, в целях обеспечения приоритетных потребностей здравоохранения, за счет стимулирования соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 года № 965, федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 91 , а также с 2013 по 2020 годы - государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года № 2057-р .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 12, ст.1628; 2012, № 34, ст.4745, № 44, ст.6038. Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 46, ст.6376.С 2010 года на динамику роста цен на фармацевтическом рынке оказывает влияние государственное регулирование цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р ( )(далее - ЖНВЛП), продленный на 2013 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 года № 1378-р . По данным аналитических агентств, в 2011 году рост средних цен на лекарственные препараты для медицинского применения составил 8,8%. При этом на лекарственные препараты, не включенные в ЖНВЛП, - 10,8%, а на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в ЖНВЛП, - 3,3%.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 51, ст.7544; 2012 № 32, ст.4588. Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 32, ст.4588.С начала 2012 года повышение цен на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в ЖНВЛП, составило 3,2%; на лекарственные препараты для медицинского применения, не включенные в ЖНВЛП, - 7,05%.На обеспеченность населения лекарственными препаратами для медицинского применения помимо цены влияет их доступность. Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрена розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст.1815, № 31, ст.4161, № 42, ст.5293, № 49, ст.6409; 2011, № 50, ст.7351; 2012, № 26, ст.3446.Благодаря этому в малонаселенных и сельских районах России увеличилась доля сельских аптечных организаций в их общем количестве. Так, по состоянию на 1 января 2011 года доля сельских аптечных организаций к общему количеству аптечных организаций составляла 27,6%, а к 1 января 2012 года - 49%.Количество обособленных подразделений, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в виде фельдшерско-акушерских пунктов возросло на 4028 единиц, амбулаторий - на 289 единиц, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики - на 1173 единиц. В связи с этим прошли необходимую переподготовку около 28 тысяч специалистов.В среднем по Российской Федерации одна аптечная организация обслуживает 2674 человека, в городах - 2279 человек, в сельской местности - 3069 человек.В соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" обеспечение населения Российской Федерации медицинскими иммунобиологическими препаратами (далее - МИБП) для иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок (далее - Национальный календарь) осуществляется бесплатно за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Объем финансирования Национального календаря составляет около 6 млрд. руб.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст.4736; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.25; 2006, № 27, ст.2879; 2007, № 43, ст.5084, № 49, ст.6070; 2008, № 30, ст.3616, № 52, ст.6236; 2009, № 1, ст.21, № 30, ст.3739; 2010, № 50, ст.6599; 2011, № 30, ст.4590; 2012, № 53, ст.7589.Национальный календарь в настоящее время предусматривает вакцинацию против 11 инфекций.Иммунизация населения в рамках Национального календаря по эпидемическим показаниям осуществляется бесплатно за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской федерации, муниципальных бюджетов и прочих источников финансирования.Отечественная иммунобиологическая промышленность обеспечивает около 90% МИБП Национального календаря. Вместе с тем более половины отечественных предприятий требуют реконструкции и технического перевооружения.В целях сохранения качества МИБП создана "холодовая цепь", с помощью которой обеспечиваются безопасные условия транспортирования и хранения МИБП на всех ее уровнях. Необходима ее модернизация и совершенствование средств контроля температурного режима транспортирования и хранения. Особенность предстоящего периода социально-экономического развития - появление внешних и внутренних вызовов, создающих предпосылки для совершенствования государственной политики в области здравоохранения и лекарственного обеспечения, в частности:изменение требований к организации системы здравоохранения и лекарственного обеспечения, возникновение повышенных запросов к ресурсному обеспечению систем социального страхования и социальной помощи;нестабильность мировой экономики, изменение курсов мировых валют, неустойчивость конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Обостряется вопрос рациональности использования имеющихся ограниченных общественных ресурсов;возрастание роли человеческого капитала, как основного фактора экономического развития. Возрастает роль социальных программ, обеспечивающих сохранение высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь способствующих повышению качества медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе трудоспособного возраста, за счет повышения доступности современной высокоэффективной лекарственной терапии;ускорение технологических изменений, происходящих в мире. Назрела потребность развития ключевых технологических направлений, определяющих современное здравоохранение, и определения перспектив его будущего развития;усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение стратегических инвестиций в систему здравоохранения. Государство может создать условия, в которых развитие здравоохранения будет привлекательно как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, что особенно актуально в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию;недостаточная мотивация к повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников в части рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины. Это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского и фармацевтического образования, обеспечения мотивации медицинских и фармацевтических работников к постоянному повышению квалификации и повышению качества медицинской помощи.Совершенствование системы лекарственного обеспечения предполагает решение следующих проблем:нерациональное и неэффективное использование лекарственных препаратов для медицинского применения при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, не соответствующее общепринятым мировым подходам к диагностике и лечению;отсутствие механизмов стимулирования использования воспроизведенных лекарственных препаратов для медицинского применения;отсутствие единого федерального регистра лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидной при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;низкий уровень ответственности граждан за свое здоровье, а также за здоровье своей семьи;высокий уровень самолечения лекарственными препаратами для медицинского применения в отсутствии медицинских показаний;низкий уровень использования информационных технологий в области рациональной фармакотерапии;недостаточный уровень информирования граждан о реализуемых программах лекарственного обеспечения;неравномерность уровня лекарственного обеспечения в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 30 июля 1994 года № 890;недостаточная доступность лекарственных препаратов для медицинского применения для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой;недостаточное развитие программ здорового образа жизни и социальных практик, ограничивающих распространение заболеваний;низкий уровень вовлечения профессиональных ассоциаций в повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров в части рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины;низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой;недостаточное использование результатов достижений фундаментальной и прикладной науки в практическом здравоохранении;зависимость российской системы здравоохранения от передовых зарубежных технологий в силу недостаточности развития отечественных секторов разработки и производства инновационной продукции;несовершенство контрольно-разрешительной системы обращения лекарственных средств, в том числе в части обеспечения и контроля качества лекарственных препаратов для медицинского применения;недостаточное развитие отечественной фармацевтической промышленности и научно-исследовательской инфраструктуры по разработке инновационных лекарственных препаратов для медицинского применения;ограничение возможности дальнейшего расширения национального календаря профилактических прививок в связи с отсутствием отечественных многокомпонентных комбинированных вакцин;совершенствование системы государственных закупок лекарственных препаратов для медицинского применения;нарушения в системе обеспечения и контроля "холодовой" цепи при транспортировании и хранении лекарственных препаратов для медицинского применения.Повышение эффективности планирования и контроля финансовых расходов на лекарственное обеспечение населения в соответствии с реальными потребностями здравоохранения может быть достигнуто при решении этих проблем.В соответствии с изложенным, в Стратегии предусмотрен сценарий развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.

Сценарий развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Мероприятия Сценария предполагают формирование рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на основе эффективного использования лекарственных препаратов для медицинского применения, основанного на принципах доказательной медицины, внедрения современных клинических рекомендаций (протоколов), ведения регистров пациентов, введения системы электронных назначений лекарственных препаратов для медицинского применения, совершенствования системы государственной стандартизации в сфере обращения лекарственных средств и системы повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.Предполагается совершенствование порядка формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках государственной социальной помощи, с учетом их фармако-экономической эффективности и клинических рекомендаций.В целях увеличения доступности лекарственных препаратов для медицинского применения и сдерживания цен на них предусматривается совершенствование государственного регулирования цен на основе внедрения системы референтных цен по результатам проведения соответствующего пилотного проекта.Указанные мероприятия позволят избежать риски неуправляемого роста цен на лекарственные препараты для медицинского применения и расходы на лекарственное обеспечение населения Российской Федерации, а также оптимизировать использование имеющихся ресурсов здравоохранения.Одновременно планируется проведение мероприятия по снижению межрегиональной дифференциации в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой, на основе установления единообразных подходов, в том числе к организации формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.Планируется дальнейшее совершенствование Национального календаря путем оптимизации схем иммунизации, совершенствование системы мониторинга за качеством МИБП и побочным действием МИБП в поствакцинальном периоде.Также предусматриваются мероприятия по совершенствованию лекарственного обеспечения населения трудоспособного возраста, не имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой, в целях формирования подходов к лекарственному страхованию населения Российской Федерации.

Принципы, цель и задачи Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года

Основные принципы реализации Стратегии

Стратегия предусматривает:сохранение объема государственных гарантий в части обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения;повышение доступности лекарственных препаратов для медицинского применения при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях;рациональное использование лекарственных препаратов для медицинского применения;усиление профилактического компонента в здравоохранении;привлечение медицинских и фармацевтических работников к формированию системы рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения;информирование граждан о реализуемых программах лекарственного обеспечения;стимулирование использования лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных на территории Российской Федерации;совершенствование контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

Основная цель Стратегии

Основной целью Стратегии является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для медицинского применения для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.Реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в течение переходного периода будет осуществляться в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и нормативных правовых актов в сфере лекарственного обеспечения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.