Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологические теории в рамках основных направлений социальной психологии.





В современной западной социально-психологической науке принято выделять следующие основные теоретические подходы.

Социокультурный подход считает, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры). Можно сказать, что социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп.

Основы такого подхода были заложены Э. Россом. По его мнению, источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобразную целостность, обладающую свойственным ей сознанием. Росс определил социальную психологию как науку о "психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствие их связей". Наряду с Россом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры)



Одна из первых форм социально-психологических теорий — психология народов — предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта. Психология народов попыталась соединить эти два подхода.

Создателями теории психологии народов являются М. Лацарус и Г. Штейнталь. Они впервые сформулировали мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».



В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта, который изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Концепция психологии народов поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.



Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского содержит, во-первых, учение о высших психических функциях, которое в значительной степени решило задачу выявления социальной детерминации психики. Выготский утверждает, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, и приходит к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих человека от животных. Таким образом, конкретные формы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Начав с идеи об историческом происхождении высших психических функций, Выготский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации самого процесса развития всех психических процессов. Две известные гипотезы Выготского — об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов их деятельности, первоначально «интерпсихической» позволили сделать вывод, что главный механизм развития психики — это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности.

Эволюционный подход интересуется явлениями сходства как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включая человека). Эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

Начала такого подхода были представлены в раннем учебнике по социальной психологии У. Макдугалла. Его автор ищет корни социального поведения человека в его физической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, выдвинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.

Основной тезис теории инстинктов социального поведения У. Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

Бихевиоризм в социальной психологии использует те варианты этого общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Можно сказать, что данный подход уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.

Теория социального научения (социально-когнитивная теория) А. Бандуры придает особое значение социальным причинам поведения и важности когнитивных процессов во всех аспектах жизнедеятельности человека. Социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. Понятие «научение» означает систематическую модификацию поведения индивида при повторении одинаковой ситуации. Выделяются следующие виды научения:

· реактивное, или респондентное: выработка условного рефлекса на основе ассоциативных связей;

· инструментальное, или оперантное: закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления.

· научение на основе наблюдения: люди часто обучаются взглядам и действиям, наблюдая за людьми.

Бандура уделяет большое внимание научению через наблюдение, которое означает способность усваивать сложные образцы поведения, наблюдая за моделью. Процесс воспроизводства действий, усваиваемых в результате наблюдения, он назвал моделированием.

При этом он выделяет имитацию, идентификацию и ролевое обучение. Имитация, или подражание, может иметь место и без внешнего подкрепления. При идентификации — присвоении и воспроизведении целых паттернов поведения — одна модель предпочитается другой. В качестве объекта имитации и идентификации могут выступать родители, братья и сестры, другие родственники, друзья, соседи, учителя, герои художественных произведений и т. д. Ролевое обучение означает, что моделируются специальные ситуации с целью отработки определенных навыков поведения.

Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкрепления как важных факторов, определяющих индивидуальное поведение.

Теория социального обмена Д.Хоманса утверждает, что основным в изучении социального поведения личности можно считать анализ взаимосвязи между людьми как обмен ресурсами определенного рода. Согласно основным положениям данной теории:

· человеческое поведение мотивировано прежде всего стремлением к удовольствию и избежанию страдания;

· действия других людей являются основным источником удовольствия и страдания;

· действия других можно использовать для того, чтобы увеличить получаемое от них удовольствие;

· люди стремятся получить максимум удовольствия при минимуме затрат.

Обмен предполагает наличие ресурсов, которые могут быть переданы в процессе межличностного взаимодействия. В качестве ресурсов принято рассматривать любовь, статус, услуги, товары, информацию и деньги. Очевидно, что разные типы ресурсов предполагают разные правила обмена. Люди предпочитают одни ресурсы другим. Эти предпочитаемые, желаемые ресурсы воспринимаются как вознаграждения. Вознаграждения выступают как положительное подкрепление и увеличивают вероятность поведения, которое ассоциируется с этим подкреплением. Разумеется, не все вознаграждения имеют равную ценность. Чем больше у человека накопленный ресурс, тем менее ценным он становится для него.

Утрата желаемого ресурса или неполучение его определяются как затраты. Выделяют три типа затрат:

· вложенные (вкладываемые) затраты — время и усилия, затраченные человеком для приобретения ресурса (например, человек может вложить значительное количество денег и времени для получения диплома об образовании или такого ресурса, как информация);

· прямые затраты — те ресурсы, которые отдаются по условиям обмена (деньги в обмен на что-то другое); видами таких затрат могут быть скука, неодобрение окружающих, непонимание, потерянное время;

· случайные (предваряющие) затраты — вложение ресурсов в ожидании возможных в будущем вознаграждений.

Одни люди стремятся к выгодному обмену при максимальной для себя выгоде и минимальных затратах, не считаясь с интересами других. Для других характерно стремление к честному обмену, когда делается попытка взаимного учета интересов сторон.

Теория фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда определяет фрустрацию как внешний барьер, препятствующий достижению цели, внешнее условие, препятствующее индивиду в получении ожидаемых им удовольствий. Доллард и его коллеги полагали, что любое агрессивное действие детерминировано предшествующей фрустрацией. Они определили соотношение «фрустрация — агрессия», говоря, что барьер на пути к достижению цели генерирует стимуляцию эмоциональной агрессии — тенденцию причинить вред другому лицу, и это становится самоцелью.

Согласно Долларду и его коллегам, сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил. Они доказывают, что люди, неожиданно столкнувшиеся с препятствием на пути к цели, тем более склонны причинять ущерб кому-то другому, чем интенсивнее предвкушавшееся удовольствие, чем полнее ограничения в получении каких угодно удовольствий и чем чаще блокируются попытки достижения целей.

Д. Доллард понимал, что не всякая фрустрация ведет к агрессии. Он объяснял неагрессивные реакции в основном либо слишком слабым побуждением к агрессии, либо подавлением агрессивного драйва, вызванным угрозой наказания. Н. Миллер указал еще на один фактор, который может влиять па вероятность агрессивной реакции. Этот фактор связан с тем, сформированы или нет у индивида другие способы реагирования на фрустрации. Миллер утверждает, что фрустрации возбуждают целый ряд различных тенденций, из которых лишь одна «запускает» агрессивное поведение. Индивид, стремление к цели которого блокируется, может одновременно иметь различные желания, пусть и не одинаковой интенсивности, например хотеть избежать неприятной ситуации, преодолеть какие-то трудности, сформировать альтернативные цели и атаковать препятствие. Эти неагрессивные тенденции могут быть более сильными, нежели агрессивное побуждение, и таким образом маскировать агрессивную тенденцию. Однако, считает Миллер, если фрустрация постоянная, то альтернативные тенденции будут ослабевать, а агрессивные в то же время усиливаться и, следовательно, вероятность открытой агрессии будет повышаться.

Хотя Миллер и не сформулировал этого прямо, но его модификация, очевидно, предполагает, что люди могут научиться неагрессивным способам реагирования па фрустрации. Научение и опыт могут повысить или понизить вероятность того, что блокирование достижения цели приведет к открытой агрессии, но всегда остаются некоторые шансы па то, что фрустрация вызовет стимуляцию агрессии.

Также сюда можно отнести модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли.

Психоаналитический подход в социальной психологии предпринимает попытки уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе, изучить социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.

З. Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд сводит к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривается как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации, для того чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера.

Фрейд обращался также к анализу природы групповых феноменов, исходя из своей концепции "либидо". По Фрейду, эмоциональные связи между членами группы основаны на идентификации и десексуализации "либидо", иначе говоря, сублимации. Имеется в виду бессознательный процесс, посредством которого сексуальная энергия трансформируется в несексуальную и социально приемлемую активность. Итак, члены различных социальных групп идентифицируют себя с их лидерами, которые выступают в качестве идеалов — в образе отца. При этом социальные чувства оказываются "перевернутыми" чувствами враждебности, ибо идентификация с лидером, образом отца есть защитная реакция, преобразующая испытываемые индивидом чувства враждебности в противоположные, социально приемлемые. Поэтому узы, связывающие лидеров и остальных членов группы, Фрейд считает чрезвычайно важными для поддержания групповой стабильности — более важными, чем связи членов группы друг с другом. В целом, для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время концепции Фрейда отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности.

Э. Фромм в своей концепции рассматривал социальный характер, который составляет существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров:

· мазохист-садист;

· разрушитель;

· конформист-автомат.

Личность, в теории Г.С. Салливана, является относительно устойчивой моделью повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Основными механизмами развития личности Салливан считает: потребность в нежности, ласке и стремление избежать тревоги. Потребность в безопасности, стремлении избежать тревоги является социальной, но эта социальность включена с рождения в органические потребности. Удовлетворение таких сугубо органических потребностей, как потребность в пище, тепле, требует заинтересованного и нежного соучастия, содействия другого человека, если речь идет о ребенке. Социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности, по Салливану, происходит фатально, неизбежно.

Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка, и вместе они являются механизмом развития личности. Но человек живет во внешнем мире, который постоянно доставляет ему неудовольствие и поводы для тревоги. И вот в борьбе с этим внешним миром, а вернее сказать, в борьбе с беспокойством, формируется его личность, которую Салливан называет «Я-системой». Салливан утверждает, что «Я-система» формируется, во-первых, в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознательном уровне и, во-вторых, в нахождении различных средств для избежания этого беспокойства. «Я-система» человека прибегать к помощи вначале матери, а затем и других людей, например, своих коллег по работе. Таким образом, в качестве механизма, формирующего личность, у Салливана выступают межличностные отношения.

Сюда можно также отнести теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца.

Феноменологический подход делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феноменологии. Суть его в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

К. Левин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о "поле сил", а из математики — понятия топологии. Данные положения Левин использовал как основу для анализа индивидуального и социального поведения. Поэтому система его взглядов называется «психология поля» или «топологическая психология». В соответствии с теорией поля К.Левина человек и его окружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях.

Согласно Левину, социальное поведение человека направляется именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это "пространство" входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекательны, а другие — не привлекательны. Левин полагал, что интерпретация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию.

Когнитивный подход рассматривает социальное поведение с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида, считая главным мотивирующим фактором поведения индивида потребность в установлении сбалансированности его когнитивной структуры. Все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании. Когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Основная идея, которая разрабатывается в когнитивистских теориях, в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: когнитивная структура воспринимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному житейскому правилу: «мы любим то, что любят наши друзья», «мы не любим то, что нравится нашим врагам». По мнению Ф. Хайдера, одного из авторов теории структурного баланса, в этих суждениях выражены представления наивной психологии о стремлении человека к сбалансированной когнитивной структуре.

Аналитическая модель названных теорий включает три обязательных элемента, а именно — познающего субъекта, другого субъекта, к которому первый относится определенным образом, и наконец, объекта, по поводу которого и воспринимающий, и его партнер имеют какое-то мнение, и устанавливает, какой тип отношений между тремя обозначенными элементами дает устойчивую сбалансированную структуру, а какой — вызывает ситуацию дискомфорта.

В соответствии с теорией коммуникативных актов Т. Ньюкома, сходство отношений А и Б к объекту будет порождать привязанность между ними и, напротив, расхождение этих отношений будет порождать между ними неприязнь. Чтобы привести систему в ситуацию баланса, необходимо вести переговоры, цель которых — сблизить позиции А и Б по отношению к предмету разногласий. Модель Ньюкома нашла практическое применение при исследовании процессов массовой коммуникации, а именно — при выяснении условий эффективности убеждающего речевого воздействия на потребителя информации.

Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера является утверждение о том, что система знаний человека об окружающем мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс субъект активно избегает ситуаций, способных его породить.

Уменьшить возникший диссонанс можно одним из трех способов:

· Изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому.

· Добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой и более согласованной.

· Уменьшить значимость для человека несогласующихся между собой знаний.

Наиболее выраженное мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях: при принятии жизненно важных решений, преодолении сопровождающих их конфликтов; при вынужденном совершении неприятных, нравственно неприемлемых поступков; при отборе информации; при согласовании мнения индивида с мнением членов значимой для него социальной группы; при получении неожиданных результатов, противоречивости их последствий.

Фестингером было установлено, что после принятия решения диссонанс, сопровождавший процесс его принятия, обычно редуцируется. Это происходит за счет придания большей ценности тому решению, которое принято, а не тому, которое отвергнуто. Установлено также, что после принятия решения человек невольно начинает искать дополнительные, его оправдывающие аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнорировать неприятную для него информацию, говорящую о том, что он принял не самое лучшее из решений.

Иногда происходит и обратное: уже после осуществления выбора и принятия решения повышается ценность не той альтернативы, которая избрана, а той, которая оказалась отвергнутой. В результате диссонанс не уменьшается, а еще больше увеличивается.

Оказалось, что в тех случаях, когда силой обстоятельств человек бывает вынужден совершить действие, повлекшее за собой нежелательный результат, он стремится задним числом повысить ценность данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в результате диссонанс.

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума относится к группе теорий когнитивного соответствия. Заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека как воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к объекту, который они оба оценивают. Так, если субъект положительно относится к другому субъекту, но отрицательно — к оцениваемому объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая "негативность" своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и "позитивность" своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие ("конгруэнтность") восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений, иногда — за счет изменения знака отношения.

Сюда также относится теория сбалансированных структур Ф. Хайдера.

Интеракционистский подход предпринял попытку установить именно социальные детерминанты человеческого поведения, для чего вводит в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности.

Теория символического интеракционизма Г. Мида рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих.

Становление «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим».

В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Мид разделяет это «Я» на два начала:

· «I» — импульсивная творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требование ситуации;

· «me» — рефлексия I, своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними.

Постоянная рефлексия «I» при помощи «mе» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Теория референтных групп Р.К. Мертона пытается объяснить, почему индивиды выбирают именно эти системы реферирования, именно эти социально-культурные миры, а не другие; почему идентифицируют себя именно с этими группами и индивидами, а не другими.

По Мертону, референтные группы — это сообщества, представляющие интересы, установки, ценности, на которые ориентируются индивиды; такие группы, к которым индивид может принадлежать или не принадлежать, но на которые он ориентируется в формировании установок и конструировании своего поведения. Человек не обязательно непосредственно принадлежит к своей референтной группе, группа членства и референтная группа могут не совпадать.

Границы референтной группы не обязательно фиксированы, они могут изменяться в зависимости от ситуации. Изменение ситуации значительно преобразовывает саму группу: прежние “члены” выходят из группы, бывшие “не-члены” присоединяются к ней. Для описания состава референтных групп автор вводит понятие степени членства, которая может меняться для индивида от случая к случаю.

Мертон разводит такие категории как «номинальный член» и «периферийный член» группы:

· номинальный член группы — это лицо, которое определяется другими, как включенное в групповую систему социального взаимодействия, в действительности же прекратившее взаимодействие с другими в данной группе;

· периферийный член группы — это лицо, редуцировавшее объем всего социального взаимодействия с другими в данной группе до такой степени, что ими может контролироваться лишь небольшая часть его поведения.

Для определения границ референтной группы положение «не-членов» по отношению к группе является чрезвычайно важным.

«Не-членов» Мертон разделил на тех, кто:

· имеет право на членство в группе, но продолжает оставаться за ее пределами,

· права на членство в группе не имеет.

Кроме того, важным атрибутом «не-членства» является установка на вхождение в группу. По этому параметру «не-членов» можно разделить на:

· стремящихся войти в группу,

· индиффирентных к группе,

· желающих принадлежать к группе.

Комбинируя эти параметры, Мертон выделил 6 типов «не-членов» по отношению к группе:

· «кандидаты в члены» — они мотивированы на то, чтобы выбрать аутгруппу в качестве референтной и ожидают от нее некоего вознаграждения за подобную установку.

· «маргинальные личности» — они стремятся войти в группу, но не имеют права на членство, что превращает их в маргиналов, т.к. с одной стороны они не приняты в «желаемую» группу, а с другой — критически оцениваются своей ингруппой (группой членства) за отказ от их ценностей и норм.

· «потенциальные члены» и «независимые не-члены» — это люди, которые вообще не ориентируются на данную группу. Группа не является для них референтной.

· «автономные не-члены» — люди, которые, обладая правом вхождения в группу, категорически отказываются к ней принадлежать, что говорит о несовершенстве и слабости рассматриваемой группы, о сомнительности для этих людей ее норм и ценностей.

Групповые свойства референтных групп оказывают влияние на индивида при выборе им тех или иных групп в качестве референтных. Мертон выделил следующие свойства, определяющие выбор группы в качестве объекта референций:

· Четкость или расплывчатость социальных определений индивидов, являющихся или не являющихся членами группы.

· Степень включенности индивидов в группу

· Ожидаемая продолжительность членства в группе

· Ожидаемый период существования группы

· Открытый или закрытый характер группы

· "Завершенность" группы

· Степень социальной дифференциации

· Типы и степень социальной сплоченности

· Характер социальных отношений, обязательных в данной группе

· Система нормативного контроля

· Относительная социальная позиция группы

Теория социальной драматургии Э. Гофмана предлагает реальное поведение людей как актерскую игру. Исходный принцип его анализа: поступки человека, да и сама его личность определяются ситуацией, социальной игрой, которую он ведет вместе с другими людьми. Этот принцип направлен против психологии личности, согласно которой личностные качества человека определяют исход его общения с другими. То, как мы будем воспринимать себя самих, по Гофману, определяют не наш характер, внутренний мотивационный профиль или другие внутренние личностные качества, но наши действия и реакции «другого» на эти действия.

Основное внимание в рамках драматургического подхода уделяется двум аспектам:

· интерпретация поступков, внешности, слов (дискурса) индивида его социальным окружением. В процессе этой интерпретации и формируется социальное Я . Поступки, внешность, речи индивида рассматриваются как символы, выражающие его внутреннюю сущность.

· структура коммуникации, в ходе которой происходит формирование имиджа и социального я: каналы коммуникации, ситуация восприятия сообщений, структура порождения сообщений и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.