ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ
АВИАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра идеологической работы
РЕФЕРАТ
на тему:
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ
Выполнил: Курсант 741 учебной группы
Рядовой Д.В. Марчик
Руководитель: Старший преподователь
. . Вермут
Минск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1. Особенности профессионального обучения военнослужащих
в иностранных армиях………………………………………………………………………………….3
2. Специфика организации воспитательного воздействия на военнослужащих армий зарубежных государств…………………………………………7
Список используемой литературы…………….…………………………………………………..15
Введение
Во все времена эффективность деятельности офицеров в значительной степени определялась их умением творчески использовать как отечественный, так и мировой опыт подготовки войск. Сокращение численности личного состава, изменения его качественного состава, многие другие факторы обуславливают необходимость активного поиска новых подходов в работе с людьми. В этом плане большой практический интерес для военных кадров имеет анализ системы обучения и воспитания в армиях ведущих зарубежных государств и прежде всего стран НАТО.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ
Современное состояние зарубежной военной педагогикив целом характеризуется отсутствием единой методологии по проблемам обучения и воспитания военнослужащих. Как правило, здесь используются самые разнообразные психологические и педагогические теории, среди которых выделяются: бихевиоризм, фрейдизм, педагогика прагматизма, индустриальная педагогика и многие другие. Их использование в подготовке военнослужащих призвано обеспечивать соответствие ее содержания потребностям практики, повышению боевой готовности и боеспособности вооруженных сил.
Как известно, процесс обучения в современных армиях носит многоплановый характер. В частности он охватывает подготовку самых различных категорий военнослужащих. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение дидактических особенностей подготовки как рядовых и сержантов, так и офицеров зарубежных армий.
Обучение рядовых и сержантов в зарубежных армиях характеризуется следующими основными особенностями.
Во-первых, оно сведено в основном к овладению военно-профессиональными навыками. Как правило, вопрос о соотношении теории и практики, знаний и навыков в процессе обучения рядовых и сержантов однозначно решается в пользу практики.
Во-вторых, содержание профессионального обучения рядовых и сержантов обычно определяется квалификационными характеристиками.
Например, в Вооруженных Силах США они разработаны на трех уровнях: 1) группы родственных военно-учетных специальностей (ВУС); 2) отдельной ВУС; 3) конкретного "уровня квалификации" данной ВУС. При этом в каждой ВУС методами "индустриальной педагогики" (хронометраж и экспертная оценка) выделены "базовые" навыки, составляющие две группы:1) общевоенные навыки; 2) навыки по специальности. Внутри групп навыки подразделяются по "уровням квалификации".
В-третьих, в зарубежных армиях создана хорошо продуманная система стимулирования процесса обучения. Она основана на тесном увязывании служебного роста и военно-профессиональной подготовленности. Так в американских вооруженных силах по воинским званиям и, соответственно, по уровню военно-профессиональной квалификации рядовые и сержанты распределяются следующим образом: рекруты (категория Е1); рядовые (Е2); рядовые первого класса (Е3); капралы (Е4); сержанты (Е5); штаб-сержанты (Е6); сержанты первого класса (Е7); мастер-сержанты (Е8); сержант-майоры (Е9).
Существенную роль в повышении профессиональной подготовки играет умелое материальное стимулирование. Оклады американских военнослужащих зависят от звания и выслуги лет. Однако прибавка к ним увязывается с повышением профессионального мастерства. Увеличение оклада для категории Е2, например, после двух лет прекращается. Если солдат хочет получить больше, то он должен сдать на Е3. Таким образом стимулируется его профессиональный рост.
В-четвертых, особая роль в подготовке рядовых и сержантов отводится педагогическому тестированию. Оно осуществляется как на каждом занятии так и в конце периода обучения. По результатам текущего тестирования планируются последующие занятия; итоговое тестирование позволяет определить "уровень квалификации" каждого рядового и сержанта. Тестирование обеспечивает: привитие солдатам и сержантам прочных навыков по ВУС; поддержание этих навыков на должном уровне; оперативную оценку эффективности работы преподавателей-инструкторов. Как показывает практика, недостатком тотального тестирования является выработка у солдат и сержантов установки на успешное прохождение тестов любой ценой в ущерб действительному повышению боевого мастерства.
В-пятых, в процессе обучения рядовых и сержантов большое значение придается использованию новой учебно-методической литературе. Например, в вооруженных силах США к такой литературе относятся "Наставления солдата", "Руководство обучающему", "Должностные книжки солдата" и др. "Наставления солдата" включают описания базовых навыков по конкретному "уровню квалификации" данной ВУС (содержание навыка; условия его применения, параметры; литература). " Руководство обучающему" содержит указания инструктору относительно порядка отработки каждой учебной задачи. "Должностная книжка" представляет собой зачетную книжку с полным перечнем "базовых" навыков по ВУС. В ней проставляются отметки об овладении каждым навыком. Все это способствует четкой организации процесса обучения на основе единых требований.
Подготовка офицеров в современных зарубежных армиях в организационном плане, как правило, осуществляется по двум направлениям: 1) начальная подготовка (до присвоения офицерского звания); 2) подготовка в процессе прохождения воинской службы. Каждое из этих направлений имеет свои уровни. Например, в вооруженных силах США начальная подготовка включает в себя три основных элемента: 1) обучение в военных училищах (Вест-Пойнт, Колорадо-Спрингс, Аннаполис); 2) учеба на курсах вневойсковой подготовки при гражданских учебных заведениях; 3) занятия в офицерских кандидатских школах. Соответственно подготовка американских офицеров в процессе прохождения воинской службы состоит их трех ступеней: 1) базовая подготовка ( курсы повышения квалификации); 2) промежуточная подготовка (обучение в командно-штабных колледжах родов войск и в штабном колледже вооруженных сил); 3) повышенная подготовка (военные колледжи видов вооруженных сил).
Аристократия офицерского корпуса в зарубежных армиях формируется и совершенствуется, как известно, прежде всего в военно-учебных заведениях. Здесь педагогический процесс имеет свою специфику, которая проявляется в следующем.
Во-первых, в ярко выраженной нацеленности процесса подготовки на развитие у них творческого мышления.
"В настоящее время, - отмечает американский военный теоретик У.Р.Ричардсон, - профессорско-преподавательский состав стремится поддерживать такую атмосферу, которая способствует тому, чтобы слушатели постоянно думали, выражали свои мысли, свободно излагали свои идеи и применяли установленные принципы и концепции во время специальных учений".
Во-вторых, в ориентации педагогического процесса на индивидуализацию обучения курсантов и слушателей, основными формами которой выступают:
- изучение альтернативных (выбранных по желанию) предметов. Их объем составляет 30-40% от обязательных дисциплин;
- система выполнения обучаемыми индивидуальных заданий (рефераты, отчеты, научные разработки);
- тьюторский метод (за небольшой группой обучаемых закрепляется тьютор-наставник, в его роли может выступать преподаватель, аспирант, командир отделения, старшекурсник; на тьютора возлагается оказание помощи обучаемым в усвоении материалов и развитии индивидуального стиля мышления).
В-третьих, в широком внедрении в педагогический процесс активных методов обучения, позволяющих обеспечить переход от монолога к диалогу, решению проблем.
Характерная деталь: лекция в ее традиционном виде - так называемая "информативная", применяется в военно-учебных заведениях зарубежных армий как вспомогательный метод обучения и практикуется перед началом курса (вводная лекция), а также при рассмотрении наиболее сложного материала или материала нового, отсутствующего в учебниках. Более того, обычно перед лекцией курсант и слушатели получают сокращенный текст. В этом случае сама лекция по сути превращается в беседу, где преподаватель отвечает на вопросы обучаемых, сообщает им новую информацию. При этом от него требуется излагать материал без конспекта.
Основу педагогического процесса в военно-учебных заведениях зарубежных стран составляют практические виды занятий, опирающиеся на активные методы: анализ конкретных ситуаций, деловые игры, симпозиумы, небольшие сессии и др. Например, при подготовке слушателей Высшей военной академии Бундесвера большое значение придается обучению действиям при получении "частных боевых приказов".
В-четвертых, педагогический процесс в военно-учебных заведениях зарубежных арий, как правило, сопровождается периодическим перекомплектованием учебных групп.
Оптимальной считается учебная группа в количестве 10-12 человек. Критерий ее подбора - способности обучаемых. В зависимости от этого они постоянно перемещаются из одной группы в другую в целях сохранения однородного учебного показателя. По мнению зарубежных военных педагогов, это дает больше возможностей для повышения уровня знаний курсантов и слушателей и досрочного окончания военно-учебного заведения тем, кто входит в наиболее сильные по успеваемости учебные группы. В то ж время они отмечают, что такой подход к организации педагогического процесса нередко формирует у обучаемых индивидуализм в ущерб корпоративному духу.
В-пятых, в военно-учебных заведениях зарубежных армий, активно используется рейтинговая система оценки знаний, навыков и умений обучаемых. Например, выпускники Вест-Пойнта не сдают государственных экзаменов. Оценка знаний и способностей будущих офицеров начинается с первых дней их учебы путем получения соответствующих баллов на собеседованиях, семинарах, практических занятиях. Перед выпуском они оцениваются только путем наличия большего или меньшего количества очков в личном деле. В зависимости от этого и осуществляется их распределение по окончании учебы.
Ведущая и координирующая роль в управлении военным образованием, организации оперативной, профессиональной и боевой подготовки в ариях ведущих зарубежных государств принадлежит военному комитету НАТО. Практически весь учебный процесс строится на основе его директив, указаний, перспективного планирования. При этом все подчинено главной цели - не только закладывать профессиональные знания и навыки, но и воспитывать социально-сбалансированную личность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|