Сделай Сам Свою Работу на 5

Повышения профессионального мастерства





Принято выделять несколько направлений повышения профессионального мастерства.

1. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки. Поэтому повышением квалификации молодых учителей надо заниматься с первых дней их работы в школе. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность молодого специалиста.

2. Повышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, как и по основам наук, составляющим содержание учебных предметов, молодые учителя тоже имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому, учитель должен еще и систематически обновлять свои знания в этих областях.

3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». Начиная использовать методику в своей постоянной работе, молодой учитель сильно нуждается в помощи методистов, руководителей школ, учителей-новаторов.



4. Формирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная не только для молодых учителей. В школе можно встретить и немолодого учителя, не умеющего планировать уроки, не способного доступно объяснить учебный материал.

5. Освоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Но вуз дает только представление о нормах общения, а навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в школе сегодня много педагогов, грубо обращающихся с детьми, оскорбляющих их.

6. Развитие способностей работать в коллективе. У студентов накапливается определенный опыт такой работы. В школе это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.



7. Освоение корпоративных норм поведения. Учитель – образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители учеников – они воспринимают, тиражируют или отвергают его.

Деятельность педагога – объект интереса множества людей и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.

8. Овладение научным стилем речи. Речь педагога – инструмент его деятельности. Насколько грамотно говорит учитель – настолько грамотно будет говорить и его ученик. Насколько полно педагог владеет терминологией изучаемой науки – настолько же освоят ее и школьники.

9. Освоение методики научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений, диагностировать уровень развития ученика, помогать ему в развитии элементарных навыков научной деятельности, требуемых вузом от выпускника школы. Методическая работа эффективна настолько, насколько педагог владеет рефлексией, способен объективно оценить свою работу.

В самом общем виде можно представить комплекс компетенций, который позволит обеспечить успешное решение задач, например, речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста, следующим образом.



К универсальным (общепедагогическим) компетенциям, которые необходимо формировать у всех педагогов, включенных в педагогический процесс, и которые позволят решать задачи речевого развития ребенка попутно с решением других образовательных задач, мы отнесли следующие:

· ценностно-смысловая компетенция– это ценностные ориентиры педагога, способность видеть и понимать особенности воспитанника и его речи как показателя психического развития, осознавать свою роль в речевом развитии ребенка;

· коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах профессиональной деятельности и ситуациях педагогического общения;

· культуроведческая компетенция – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, знание норм, правил, традиций, касающихся жизни в поликультурном обществе, владение культурой межнационального общения.

Кроме универсальных необходимо сформировать специальные компетенции, обеспечивающие эффективность педагогического воздействия на речь детей. К ним предлагаем отнести следующие:

· языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция, включающая языковую способность как систему неосознанных правил речевой деятельности, по которым реализуется «индивидуальная система языка» (Л.В.Щерба) и знания о языке как знаковой системе и общественном явлении; овладение основными нормами русского литературного языка; способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов в соответствии с коммуникативной задачей и деятельностной ситуацией;

· научно-методическая компетенция – это овладение системой научно-методических знаний:

о процессе развития речи и речевого общения детей, возрастных и индивидуальных особенностях развития речи, речевого общения детей и усвоения ими языка на разных возрастных этапах,

о способах обследования речи детей и изучения речевой среды, в которой находится ребенок;

о построении педагогического процесса обучения родному языку и способах речевого и лингвистического развития детей,

о перспективных направлениях исследований и передовом педагогическом опыте в области обучения речевой деятельности детей на разных возрастных этапах;

· практическо-методическая компетенция – это овладение педагогическими умениями:

Ø изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной речевой ситуации;

Ø моделировать процесс педагогического воздействия на речь и определять содержание речевой работы с группой детей и отдельными детьми, как на длительный период, так и в конкретных ситуациях дидактического общения;

Ø управлять поступательным речевым развитием воспитанника, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности овладения родным языком, потребности, интересы, склонности, право выбора способов деятельности и поведения, ориентируясь на целевые педагогические установки, требования государственных образовательных стандартов и программ; выбирая наиболее эффективный путь воздействия на речь, основанный на анализе получаемых результатов, используя и варьируя конкретные способы воздействия на речь детей с учетом изменяющихся условий, преобразуя инновационный опыт работы по развитию речи, создавая свои оригинальные приемы.

В качестве первоочередных задач совершенствования подготовки педагогов и достижения результата – профессиональной компетенции в области речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста – с учетом специфики этой сферы профессионального становления специалистов нами предлагается следующее:

• разработка и научное обоснование концептуальной модели подготовки студентов к эффективной работе по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях социальной и образовательной среды;

• внесение в содержание подготовки педагогов дополнительных элементов, усиливающих языковую, лингвистическую составляющую;

• технологическое обеспечение подготовки специалистов в учебных и внеучебных формах жизнедеятельности и общения, обоснование социально-педагогических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий;

• разработка оценочных методик, критериального аппарата, позволяющих устанавливать уровень сформированности компетентности выпускника.

В процессе реализации обоснованных концептуальных изменений в подготовке будущих педагогов неизбежно столкновение с трудностями не только субъективного, но и объективного характера, так как кроме личностных, психологических факторов, на процесс влияют факторы общекультурного и социального характера. Последние могут подвергаться существенной корректировке только в случае изменения государственной политики в сфере образования. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению с другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства, формирование общественного мнения в пользу приоритетности педагогического образования, оценки значимости труда воспитателя самых маленьких граждан, от деятельности которых в последующем зависит процветание страны и благополучие ее граждан.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.