Сделай Сам Свою Работу на 5

Из«мировыхзагадок»Э.Геккеля





Опубликовано06.04.2013

1. В своем главном философском труде «Монизм как связующее звено между религией и
наукой: исповедание веры ученым» (1892) Эрнст Геккель, придерживавшийся монистическо-
пантеистических взглядов, писал:
«Согласно монистическому представлению о Боге -- а только оно согласуется с нашими
нынешними познаниями о природе, -- Божественный дух присутствует во всем.
Бог повсюду. Как сказал Джордано Бруно: "Единый Дух пронизывает всё, и нет ничего
слишком малого, что не содержало бы частицы Божественной субстанции, которая дает жизнь
всему".» (Haeckel 1895, 78).
2. «Из всего разнообразия пантеистических систем, в которых с давних пор более или
менее ясно представала монистическая концепция Бога, самая совершенная система, несомненно,
принадлежит Спинозе». (Haeckel 1895, 79).
3. «Чем более мы размышляем, тем яснее осознаем, что Бога не следует мыслить как некую
внешнюю сущность по отношению к материальному миру, но что Он присутствует как
«Божественная сила» или «движущий Дух» непосредственно в мироздании». (Haeckel 1895, 15).
4. «Обвинения, которые атеисты продолжают выдвигать против пантеизма и лежащего в
его основании монизма, уже не находят отклика среди наиболее образованных представителей
современного общества». (Haeckel 1895, 80-81).
5. «В заключение своего монистического Исповедания веры скажу следующее: «Да будет с
нами Бог -- Дух Благого, Прекрасного и Истинного».» (Haeckel 1895, 89).
Составитель -- Тихомир Димитров (c) 1995-2009; магистр естественных наук
(психология) - 1995, магистр гуманитарных наук (философия) - 1999.
Перевод - Екатерины Устинович, Евгения Устиновича
Редакция - Александры Мусиной



· Купите "Because We Believe

 

 

Немецкий ученый Эрнст Геккель (1834-1919) был одной из самых известных и популярных личностей своего времени. По образова­нию врач, по профессии и призванию естествоиспытатель, писатель и философ, Геккель во всех сферах деятельности был горячим и неутомимым защитником теории эволюции. Анализируя и обобщая сов­ременные ему достижения естественных наук, он углубил и развил далее учение Дарвина, подведя под него прочный теоретический фундамент.

Эрнст Геккель считал, что мир един и материален, что неорганическая и органическая материя подчиняется единым законам природы. Созданная Геккелем материалистическая картина мира, выводы, сделан­ные им из достижений естественных наук, были направлены ученым про­тив всяческих - и в особенности религиозных - предрассудков.



Геккель был талантливым и увлеченным популяризатором науки: он читал огромное количество лекций, писал популярные исследования об отдельных видах животных и собственными руками очень интересно и старательно иллюстрировал их. Но наибольшей известностью пользова­лись его популярные философские книги, и прежде всего «Мировые за­гадки». Первое издание этой книги вышло в свет осенью 1899 г. и было восторженно встречено передовыми людьми всего мира. «Мировые за­гадки» были переведены на многие языки и разошлись в сотнях тысяч экземпляров. Чем же объясняется такой интерес к этой книге?

«Мировые загадки» - книга ученого-дарвиниста. Она направлена против тех естествоиспытателей, которые считали, что в природе суще­ствуют тайны, открыть которые человеческий разум не в состоянии. К таким тайнам, загадкам природы они относили проблемы происхожде­ния жизни, движения, сознания и речи, целесообразность в природе, т. е. все то, что наука при ее тогдашнем уровне развития не могла еще объ­яснить. Такие естествоиспытатели, сознательно или бессознательно, ос­тавляли в природе место для сверхъестественного, непознаваемого, для бога и религии. Глава за главой Геккель убеждает читателя, что в мире не существует неразрешимых загадок. Геккель доказывает, что движение - это основное неотделимое свойство материи, что зарождение жиз­ни объясняется учением об эволюции и естественном переходе неорга­нической природы в органическую, что механизм целесообразности в природе вскрыт дарвинизмом с достаточной полнотой, а решение проб­лемы происхождения мышления и речи опять-таки лежит в изучении естественных законов развития живой природы. Мир познаваем, чело­веческому разуму нет преград, подлинная наука до конца разоблачает религиозное мракобесие, говорили страницы книги.



Беспощадно критикует Геккель в своей книге религиозные суеверия, мистику, веру в чудеса, попытки религии спекулировать на мировых загадках. Геккель высмеивает христианские представления о загробной жизни, о непорочном зачатии девы Марии, разоблачает мракобесие цер­ковных руководителей и лицемерие защитников церкви.

После выхода в свет первого издания «Мировых загадок» на ее ав­тора начинаются бесчисленные нападки и богословов, и философов, и ученых, отстаивающих идеализм и религию. Бессильные опровергнуть выводы, сделанные Геккелем из развития естественных наук, они ос­корбляли его, обливали грязью, угрожали ему.

Однако Геккель продолжал свою борьбу пером и словом ученого-атеиста, обращенным прямо к народной аудитории. В 1906 г. по его по­чину был создан антирелигиозный Союз монистов, сразу же развернув­ший активную борьбу с религией, борьбу за разрыв верующих с хрис­тианской церковью.

Геккеля нельзя назвать до конца последовательным атеистом. От­брасывая представление о сверхъестественном творце мира, не призна­вая бессмертия души и всячески разоблачая эту сказку, не признавая божественной свободы воли, он считал, однако, что нужно заменить веру в личного бога верой в бога «как олицетворение природы», при­знавал полезной в христианской религии ее моральную сторону. Гек­кель не вникал в процесс общественного развития, не понимал перемен, происходивших уже в капиталистическом обществе, ему чуждо было понятие классовой борьбы. Поэтому ему так и не удалось объяснить с материалистических позиций происхождение религии, ее социальную ос­нову.

 

Но если Геккель и не стал до конца последовательным атеистом, то тем не менее он поднял на огромную высоту знамя науки в борьбе с религией, и оно никогда не дрожало в его руках, заставляя отступать мракобесие, мистицизм, невежество. И одним из самых сокрушительных ударов, которые были нанесены Геккелем врагам подлинной науки, бы­ла его замечательная книга. Глядя далеко вперед, ученый показал в ней, что, чем больший мир откроется для человеческого познания, тем больше загадок, необъяснимых некоторое время - иногда короткое, иногда долгое, - возникнет перед учеными. Одну за другой их будет объяснять наука и обогащать сокровищницу знаний. При этом место каждой разгаданной шарады будут занимать несколько новых.

Но тщетно религия и идеализм будут цепляться за них, чтобы спе­кулировать ими во имя несуществующего бога, ибо прогресс науки по­кажет каждому человеку, что даже в еще не познанном нет и ничего не может быть сверхъестественного.

 

 

Из«мировыхзагадок»Э.Геккеля

«…Современные цивилизованные народы ставят свои религиозные представления, которые ценят как свое высшее духовное благо, значи­тельно выше «грубого суеверия» первобытных народов; они превозносят огромные успехи, сделанные цивилизацией в устранении его. Это - большое заблуждение! При беспристрастном критическом сравнении и оценке оказывается, что и религия и суеверие отличаются друг от друга лишь особой «формой веры» и внешней оболочкой исповедания. При ясном светеразумаочищенная вера в чудеса самых свободомыслящих церковных религий оказывается-поскольку она противоречит твердо установленным и общепризнанным законам природы - таким же нера­зумным суеверием, как и грубая вера в привидения первобытных фети-шистических религий, на которые первые взирают с таким высокоме­рием.

Если мы бросим с такой нелицеприятной точки зрения критический взгляд на господствующие религиозные представления современных ци­вилизованных народов, то мы найдем, что они насквозь пропитаны на­следственным суеверием. Христианская.вера в сотворение мира, в три­единство бога, в непорочное зачатие девы Марии, в искупление, в вос­кресение и вознесение Христа и т. п. есть такой же чистый вымысели столь же мало мирится с разумным познанием природы, как и разнооб­разные догматы мусульманской и моисеевой, буддийской и браминской религий. Каждая из этих религий для истинно «верующего»является несомненной истиной, и каждая же считает всякое другое вероучение ересью и опасным заблуждением. Чем больше какое-нибудь вероиспо­ведание считает себя «единственно-душеспасительным» - «католиче­ским»и чем ревностней защищается это убеждение как священнейшее сокровище души, тем усерднее, конечно, должно оно бороться со всеми другими вероисповеданиями и тем фанатичнее ведутся ужасные рели­гиозные войны, составляющие скорбные страницы в книге истории куль­туры. Между тем беспристрастная «критика чистого разума»убеждает нас в том, что все эти многообразные формы веры равно ошибочны и неразумны, что они суть продукты поэтического вымысла и традиции, без критики принимаемой на веру. Разумная наука должна их целиком отвергнуть, как порождение суеверия…»

 

Материалистический монистический пантеизм или натуралистический пантеизм (англ.)русск. признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в стоицизме, в философии Джона Толанда, Эрнста Геккеля, Дэвида Лоуренса. В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.