|
Из«мировыхзагадок»Э.Геккеля
Опубликовано06.04.2013
1. В своем главном философском труде «Монизм как связующее звено между религией и наукой: исповедание веры ученым» (1892) Эрнст Геккель, придерживавшийся монистическо- пантеистических взглядов, писал: «Согласно монистическому представлению о Боге -- а только оно согласуется с нашими нынешними познаниями о природе, -- Божественный дух присутствует во всем. Бог повсюду. Как сказал Джордано Бруно: "Единый Дух пронизывает всё, и нет ничего слишком малого, что не содержало бы частицы Божественной субстанции, которая дает жизнь всему".» (Haeckel 1895, 78). 2. «Из всего разнообразия пантеистических систем, в которых с давних пор более или менее ясно представала монистическая концепция Бога, самая совершенная система, несомненно, принадлежит Спинозе». (Haeckel 1895, 79). 3. «Чем более мы размышляем, тем яснее осознаем, что Бога не следует мыслить как некую внешнюю сущность по отношению к материальному миру, но что Он присутствует как «Божественная сила» или «движущий Дух» непосредственно в мироздании». (Haeckel 1895, 15). 4. «Обвинения, которые атеисты продолжают выдвигать против пантеизма и лежащего в его основании монизма, уже не находят отклика среди наиболее образованных представителей современного общества». (Haeckel 1895, 80-81). 5. «В заключение своего монистического Исповедания веры скажу следующее: «Да будет с нами Бог -- Дух Благого, Прекрасного и Истинного».» (Haeckel 1895, 89). Составитель -- Тихомир Димитров (c) 1995-2009; магистр естественных наук (психология) - 1995, магистр гуманитарных наук (философия) - 1999. Перевод - Екатерины Устинович, Евгения Устиновича Редакция - Александры Мусиной
· Купите "Because We Believe
Немецкий ученый Эрнст Геккель (1834-1919) был одной из самых известных и популярных личностей своего времени. По образованию врач, по профессии и призванию естествоиспытатель, писатель и философ, Геккель во всех сферах деятельности был горячим и неутомимым защитником теории эволюции. Анализируя и обобщая современные ему достижения естественных наук, он углубил и развил далее учение Дарвина, подведя под него прочный теоретический фундамент.
Эрнст Геккель считал, что мир един и материален, что неорганическая и органическая материя подчиняется единым законам природы. Созданная Геккелем материалистическая картина мира, выводы, сделанные им из достижений естественных наук, были направлены ученым против всяческих - и в особенности религиозных - предрассудков.
Геккель был талантливым и увлеченным популяризатором науки: он читал огромное количество лекций, писал популярные исследования об отдельных видах животных и собственными руками очень интересно и старательно иллюстрировал их. Но наибольшей известностью пользовались его популярные философские книги, и прежде всего «Мировые загадки». Первое издание этой книги вышло в свет осенью 1899 г. и было восторженно встречено передовыми людьми всего мира. «Мировые загадки» были переведены на многие языки и разошлись в сотнях тысяч экземпляров. Чем же объясняется такой интерес к этой книге?
«Мировые загадки» - книга ученого-дарвиниста. Она направлена против тех естествоиспытателей, которые считали, что в природе существуют тайны, открыть которые человеческий разум не в состоянии. К таким тайнам, загадкам природы они относили проблемы происхождения жизни, движения, сознания и речи, целесообразность в природе, т. е. все то, что наука при ее тогдашнем уровне развития не могла еще объяснить. Такие естествоиспытатели, сознательно или бессознательно, оставляли в природе место для сверхъестественного, непознаваемого, для бога и религии. Глава за главой Геккель убеждает читателя, что в мире не существует неразрешимых загадок. Геккель доказывает, что движение - это основное неотделимое свойство материи, что зарождение жизни объясняется учением об эволюции и естественном переходе неорганической природы в органическую, что механизм целесообразности в природе вскрыт дарвинизмом с достаточной полнотой, а решение проблемы происхождения мышления и речи опять-таки лежит в изучении естественных законов развития живой природы. Мир познаваем, человеческому разуму нет преград, подлинная наука до конца разоблачает религиозное мракобесие, говорили страницы книги.
Беспощадно критикует Геккель в своей книге религиозные суеверия, мистику, веру в чудеса, попытки религии спекулировать на мировых загадках. Геккель высмеивает христианские представления о загробной жизни, о непорочном зачатии девы Марии, разоблачает мракобесие церковных руководителей и лицемерие защитников церкви.
После выхода в свет первого издания «Мировых загадок» на ее автора начинаются бесчисленные нападки и богословов, и философов, и ученых, отстаивающих идеализм и религию. Бессильные опровергнуть выводы, сделанные Геккелем из развития естественных наук, они оскорбляли его, обливали грязью, угрожали ему.
Однако Геккель продолжал свою борьбу пером и словом ученого-атеиста, обращенным прямо к народной аудитории. В 1906 г. по его почину был создан антирелигиозный Союз монистов, сразу же развернувший активную борьбу с религией, борьбу за разрыв верующих с христианской церковью.
Геккеля нельзя назвать до конца последовательным атеистом. Отбрасывая представление о сверхъестественном творце мира, не признавая бессмертия души и всячески разоблачая эту сказку, не признавая божественной свободы воли, он считал, однако, что нужно заменить веру в личного бога верой в бога «как олицетворение природы», признавал полезной в христианской религии ее моральную сторону. Геккель не вникал в процесс общественного развития, не понимал перемен, происходивших уже в капиталистическом обществе, ему чуждо было понятие классовой борьбы. Поэтому ему так и не удалось объяснить с материалистических позиций происхождение религии, ее социальную основу.
Но если Геккель и не стал до конца последовательным атеистом, то тем не менее он поднял на огромную высоту знамя науки в борьбе с религией, и оно никогда не дрожало в его руках, заставляя отступать мракобесие, мистицизм, невежество. И одним из самых сокрушительных ударов, которые были нанесены Геккелем врагам подлинной науки, была его замечательная книга. Глядя далеко вперед, ученый показал в ней, что, чем больший мир откроется для человеческого познания, тем больше загадок, необъяснимых некоторое время - иногда короткое, иногда долгое, - возникнет перед учеными. Одну за другой их будет объяснять наука и обогащать сокровищницу знаний. При этом место каждой разгаданной шарады будут занимать несколько новых.
Но тщетно религия и идеализм будут цепляться за них, чтобы спекулировать ими во имя несуществующего бога, ибо прогресс науки покажет каждому человеку, что даже в еще не познанном нет и ничего не может быть сверхъестественного.
Из«мировыхзагадок»Э.Геккеля
«…Современные цивилизованные народы ставят свои религиозные представления, которые ценят как свое высшее духовное благо, значительно выше «грубого суеверия» первобытных народов; они превозносят огромные успехи, сделанные цивилизацией в устранении его. Это - большое заблуждение! При беспристрастном критическом сравнении и оценке оказывается, что и религия и суеверие отличаются друг от друга лишь особой «формой веры» и внешней оболочкой исповедания. При ясном светеразумаочищенная вера в чудеса самых свободомыслящих церковных религий оказывается-поскольку она противоречит твердо установленным и общепризнанным законам природы - таким же неразумным суеверием, как и грубая вера в привидения первобытных фети-шистических религий, на которые первые взирают с таким высокомерием.
Если мы бросим с такой нелицеприятной точки зрения критический взгляд на господствующие религиозные представления современных цивилизованных народов, то мы найдем, что они насквозь пропитаны наследственным суеверием. Христианская.вера в сотворение мира, в триединство бога, в непорочное зачатие девы Марии, в искупление, в воскресение и вознесение Христа и т. п. есть такой же чистый вымысели столь же мало мирится с разумным познанием природы, как и разнообразные догматы мусульманской и моисеевой, буддийской и браминской религий. Каждая из этих религий для истинно «верующего»является несомненной истиной, и каждая же считает всякое другое вероучение ересью и опасным заблуждением. Чем больше какое-нибудь вероисповедание считает себя «единственно-душеспасительным» - «католическим»и чем ревностней защищается это убеждение как священнейшее сокровище души, тем усерднее, конечно, должно оно бороться со всеми другими вероисповеданиями и тем фанатичнее ведутся ужасные религиозные войны, составляющие скорбные страницы в книге истории культуры. Между тем беспристрастная «критика чистого разума»убеждает нас в том, что все эти многообразные формы веры равно ошибочны и неразумны, что они суть продукты поэтического вымысла и традиции, без критики принимаемой на веру. Разумная наука должна их целиком отвергнуть, как порождение суеверия…»
Материалистический монистический пантеизм или натуралистический пантеизм (англ.)русск. признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в стоицизме, в философии Джона Толанда, Эрнста Геккеля, Дэвида Лоуренса. В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|