Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние эластичности спроса на выручку от продажи товара





ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на действие какого-либо фактора. В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса.

Эластичность спроса непосредственно зависит от изменения влияющих факторов. Определенные изменения вызывают изменения в потреблении товаров и услуг, и это указывает на эластичность спроса, а если влияющие на спрос факторы не вызывают существенных изменений непосредственно в рыночном спросе, то эластичность спроса не имеет места. Если при повышении цены на товар спрос не меняется, то он не эластичный. Если же изменения превышают изменения цены, то спрос эластичный. Эластичность спроса существенно влияет на доходы предприятия-производителя товара. Если она меньше единицы, то при повышении цены на товар доходы увеличиваются, но если она больше единицы, то повышение цены на товар негативно влияют на уровень доходов. Экономисты используют эластичность спроса для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.



Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Факторы эластичности спроса

На величину спроса кроме цены товара, также влияют и другие неценовые факторы:

1. величина и динамика изменения дохода потребителя;
2. изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;
3. изменение вкусов и предпочтений;
4. число потребителей на рынке;
5. реклама;
6. изменения структуры населения;
7. экономическая (социальная) политика правительства;
8. ценовые ожидания относительно будущих цен и доходов и др.



Товары-субституты – взаимозаменяемые товары, которые используются в сочетании друг с другом (моторное масло, бензин).

Комплементарные товары – взаимодополняемые товары.

В общем случае спрос – это функция, которая зависит от цены на товар и других неценовых факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),
где QD — спрос;
Р— цена;
I— доход;
Z— вкусы;
W— ожидания (waiting);
Psub - цена на товары-субституты;
Pcom – цена на комплементарные товары;
N — количество покупателей;
В — прочие факторы.

Кроме этого на объём и структуру спроса влияют следующие факторы:

1. природно-климатические;
2. национально-этнические;
3. медико-биологические;
4. половозрастная структура населения.

Виды эластичности спроса

1. Эластичность спроса по цене

Коэффициент эластичности спроса по цене = %изменения спроса / %изменения цены

Например, цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:
1. Спрос сократится на 5%, тогда:
Коэффициент эластичности спроса по цене = 5/10 = 0,5, т.е. Коэффициент эластичности спроса по цене < 1, следовательно, спрос не эластичен.
2. Спрос сократится на 10%, тогда:
Коэффициент эластичности спроса по цене = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.
3. Спрос сократился на 15%, тогда:
Коэффициент эластичности спроса по цене = 15/10 = 1,5, т.е. Коэффициент эластичности спроса по цене > 1, следовательно, спрос эластичен.

2. Эластичность спроса по доходу

Коэффициент эластичности спроса по доходу = % изменения спроса / % изменения дохода потребителей.

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.



 

3. Перекрёстная эластичность спроса

Коэффициент эластичности спроса перекрёстный = %изменения спроса на товар Х / %изменения спроса на товар У.
• Для взаимозаменяемых товаров коэффициент положительный, >1.
• Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.
• Для сопряжённых товаров = 0

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется значение функции при увеличении значения аргумента на один процент. Допустим, мы рассматриваем зависимость между переменными Х и У. Предположим, что Х - независимая перемен­ная, тогда: У = F(x). Коэффициент эластичности У по Х будет равен:

. (2)

Обратите внимание на то, что коэффициент эластичности - БЕЗРАЗМЕРНАЯ величина! Именно поэтому он обладает одним важ­ным свойством: значение коэффициента эластичности не зависит от выбора единиц измерения, как по оси функции, так и аргумента.

Чтобы найти коэффициент эластичности, можно воспользоваться двумя методами: вычисление по дуге и в точке. Выбор способа зависит от того, какими исходными данными вы располагаете. Например, дуговая эластичность предполагает расчет между двумя конкретными точками на графике (кривой) спроса или предложения. При этом необходимо знать цены и объемы продукции в начале и конце получившейся дуги.

Если все указанные данные у вас есть, то воспользуйтесь следующей формулой:Ke = (Q2 – Q1)/((Q2 + Q1)/2) : (P2 – P1)/((P2 + P1)/2), где:Ke – коэффициент эластичности;Q1 и Q2 – объемы продукции в первой и второй точке дуги;P1 и P2 – соответствующие этим точкам цены.

Точечную эластичность легко определить, если вам известен только начальный уровень цен и функция спроса (предложения) при этой величине. Для расчета найдите ее производную и умножьте на соотношение между аргументом и функцией:Ke = Q’(P)•P/Q(P), где:Р – цена;Q(P) – функция спроса/предложения по данной цене;Q’(P) – ее первая производная.

 

Варианты эластичности спроса

1. Эластичный спросимеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1 % на каждый процент снижения цены (сильная реакция), т.е. Ed > 1.

2. Неэластичный спросимеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1 % на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), т.е. Ed < 1. Обычно неэластичный спрос существует на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необходимости.

3. Единичная эластичностьимеет место, когда покупаемое количество товара вырастает на 1 % при снижении цены также на 1 %, т.е. Ed = 1.

4. Абсолютно эластичный спросимеет место, когда при неизменной цене или ее крайне незначительных изменениях спрос уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, т.е. Ed = ∞. Это бывает на совершенно конкурентном рынке в условиях инфляции: при ничтожно малом снижении цен или при ожидании их повышения потребитель старается потратить свои деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага.

5. Абсолютнонеэластичный спросимеет место, если любое изменение цены не влечет за собой никакого изменения количества требуемой продукции, т.е. Ed = 0. Такое возможно, например, при реализации жизненно необходимых для определенной группы больных лекарств (инсулина для диабетиков).

Графики спроса с разной эластичностью представлены на рис. 10.1, 10.2.

Рассчитывая коэффициент Ed ,следует решить еще одну проблему: какой из двух уровней цены и количества продукции (начальные или конечные) использовать в качестве точки отсчета. Дело в том, что математические выражения показателя эластичности в этих случаях будут разными.

Влияние эластичности спроса на выручку от продажи товара

Изменение цены Эластичный спрос Неэластичный спрос
Рост Снижение Доход снижается Доход растет Доход растет Доход снижается

Таким образом, можно сформулировать два свойства эластичности спроса:

1. Изменение цены товара Р на каком-либо отрезке кривой спроса не оказывает влияния на сбыт этого товара только в том случае, когда эластичность спроса на всем протяжении этого отрезка равна единице.

2. Если эластичность кривой спроса меньше единицы, т.е. кривая неэластична, то рост цены товара приводит к снижению расходов потребителей, и наоборот. Если эластичность кривой спроса больше единицы, т.е. кривая эластична, то снижение цены приводит к увеличению расходов потребителей, и наоборот.

Из всего вышесказанного сформулируем основные правила эластичности спроса.

Чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяемые и заменяющие товары позволяет всегда сделать выбор в пользу более дешевых.

Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Так, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги прачечной.

Чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса. Например, повышение цен на зубную пасту, которая приобретается в относительно небольших количествах и затраты на нее невелики, не вызовет изменения спроса. В то же время повышение цен на основные продукты питания, расходы на которые в бюджете потребителей достаточно высоки, приведет к резкому снижению спроса.

Чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Это ситуация дефицита. Поэтому фирмы-монополисты заинтересованы в создании дефицита на свой товар, так как это дает возможность повышать цену.

Чем выше степень насыщения потребностей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при сильном снижении цены.

Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется тем, что потребителю нужно время, чтобы отказаться от привычной ему продукции и перейти на новую.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.