Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование профессиональных компетенций в области организационно-управленческой деятельности





Методы контроля

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальныйопрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что а активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний студентов.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, попытает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.
Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий). Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от дисциплины могут БЫТЬ самыми разнообразными: диктанты, сочинения, ответы на вопросы, составление тезисов, выполнение различных схем, подготовка различных отчетов, рефератов. По продолжительности, письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин.), когда проверяется усвоение небольшою объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе), последние проводятся, как правило, для рубежного контроля. Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов в ССУЗ — не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам.
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдаётся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные па специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью компьютера и безмашинного контроля.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.
В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования.







Формы контроля

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены.
Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий. Исходными при отборе содержания проверочных заданий служат следующие основания.
1. Обеспечение полноты объема проверяемого учебного материала. Если контроль проводят в конце семестра (семестровый), то перед студентами ставят вопросы, требующие проверки усвоения системы знаний и умений всех пройденных разделов.

2. Обобщенный характер контрольных знаний. В процессе обучения студенты овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних заданий и умений можно решать частные задачи, на основе других более широкие, общие. Поэтому и постановка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, овладении частными умениями, других — указывает на знание обобщенных понятий, овладение широким кругом умений и навыков.

3. Продуктивный, прикладной характер контрольных заданий. Итоговый контроль предусматривает, что задания должны обеспечивать продуктивную работу студентов. С этой целью целесообразно ставить вопросы так, чтобы они выявляли у студентов знания способов и условий деятельности, а также усвоения знаний о предметах и средствах труда. Проверка умений осуществляется с помощью практических заданий и профессиональных задач..
4. Направленность содержания контрольных заданий на активизацию познавательной деятельности студентов. Когда студенты решают конкретные практические задачи, они так или иначе сталкиваются с проблемой и ищут пути ее решения. Необходимо широко использовать постановку таких вопросов-заданий, которые не только требовали бы воспроизведения учебного материала, но и побуждали студентов к поисковой деятельности.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики студенты получают зачет с дифференцированной оценкой.
Для зачета студенты представляют дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от предприятия; учитывается также личные наблюдения руководителя практики от учебного заведения за самостоятельной работой практикантов. В необходимых случаях с отдельными учащимися проводят собеседование по программе практики.
При выведении дифференцированного зачета учитывают степень выполнения студентами программы практики, качество приобретенных практических умений и навыков, сознательное и ответственное отношение к труду, участие в общественно-политической работе на предприятии, в организации, учреждении.
Ответ студента по результатам практики должен представлять собой не только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на пройденный материал, проработанную в период практики дополнительную и справочную литературу, на изучение работы передовиков производства. В отчете должны быть представлены и результаты выполнения индивидуального задания. Только такой отчет может служить основанием для определения приобретенных в период практики умений.
Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными планами и программами. Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления студентами преподавателю отчетов о выполненных лабораторных работах, переводов, рефератов, домашних заданий и т.д. Студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения. При наличии не зачтенных работ итоговую оценку успеваемости студенту по предмету за семестр не выставляют.
Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим специальностям. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии. В соответствии с Положением о производственной практики испытания проводят квалификационные комиссии базовых предприятий с участием представителей техникума.
При выборе пробных работ для квалификационных испытаний исходят из того, что в тарифно-квалификационных справочниках, к определенному разряду рабочей профессии. На выполнение пробных работ студентам дается время. В конце испытаний комиссия проверяет соответствие выполненных практикантами пробных работ техническим условиям и норме времени, необходимой для ее изготовления.
После завершения практикантами пробных работ проводится устный опрос по экзаменационным билетам, составление с учетом требований квалификационной характеристики к знаниям и умениям рабочего соответствующего разряда.
Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.
Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, является уровень сформированности знаний и умений.
Государственные экзамены — заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.
Экзамены — ответственный этап учебно-воспитательного процесса.

34. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха. Профессиональные компетенции – компетенции, обеспечивающие успех и карьерный рост в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Для обеспечения формирования и развития профессиональных компетенций в современных условиях используются различные способы организации педагогического процесса в вузе. Например, целенаправленная подготовка учащихся к избранной профессиональной деятельности в ходе изучения теоретических и практических дисциплин; внутри- и междисциплинарная интеграция знаний, синтез всех дисциплин учебного процесса, совместная работа преподавателей учебных дисциплин; широкое применение всех видов самостоятельной деятельности студентов в процессе подготовки к профессиональной работе; построение учебного процесса с учетом соответствия содержательной стороны и используемых форм и методов, обеспечивающих формирование определенных компонентов компетенций.

Несомненно, что подготовка практически организованных, профессионально компетентных, способных к быстрой адаптации к профессиональной деятельности, обладающих креативным мышлением специалистов «узкого» профиля, невозможна без тесной взаимосвязи теории и практики. Одним из наиболее результативных способов, обеспечивающих качественную подготовку выпускников филолого-педагогических направлений, способных использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач, является педагогическая практика, позволяющая применить как теоретические знания, полученные в рамках изучения теоретических дисциплин до начала практической подготовки, так и в реальной профессиональной работе.
Так, при выборе методов обучения важно учитывать специфику педагогической практики: наряду с овладением теоретическими знаниями, умениями и навыками, важно научить студентов практическим действиям, необходимым для качественного и высокопроизводительного выполнения профессиональных обязанностей и развить способности к самостоятельному приобретению и творческому применению профессиональных знаний. Данная специфика формирования профессиональных компетенций в рамках практики требует сочетания всех видов методов обучения: репродуктивных (лекция, объяснение, беседа, сообщение, демонстрация, упражнения для выработки динамического стереотипа)., проблемно-поисковых, исследовательских, имитационных методов и методов практического обучения.


15.Федеральные стандарты компетентностного подхода к высшему образованию и к преподаванию лингвистических дисциплин.
Масштабная модернизация российской системы образования, реализуемая в последние годы, - один из шагов по усовершенствованию устройства российской общественной жизни, в которой качественное высшее образование является залогом успешной профессиональной, социальной и личностной самореализации. Реформирование российской образовательной системы направлено на решение такой глобальной задачи, как интеграция отечественных учебных заведений в мировое системы направлено на решение такой глобальной задачи, как интеграция отечественных учебных заведений в мировое образовательное пространство в качестве ведущих образовательных и научно-исследовательских центров и повышение конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда. Основой модернизации российского образования является компетентностная парадигма, в рамках которой образовательный процесс представляет собой комплексную деятельность, направленную на формирование у учащихся компетенций. Компетенция представляет собой комплекс взаимосвязанных знаний, умений и навыков и накопленного учащимся личного опыта выполнения определенного вида деятельности и эмоционального отношения к данному виду деятельности и различным способам его осуществления.
На сегодняшний день одним из самых значительных шагов по реализации компетентностного подхода в практике российской образовательной системы стало утверждение компетентностно-ориентиро-ванных образовательных стандартов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО), в котором результаты образовательного процесса по различным направлениям подготовки описаны в терминах компетенций. В связи с этим перед российскими вузами стоит задача выявить, осмыслить, предложить научное описание всех компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, и определить условия, методы и технологии, способствующие их эффективному развитию.
В ФГОС-3 ВПО по любому из существующих направлений подготовки представлены две группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции описывают требования к качеству профессиональной подготовки выпускника по определенному направлению и непосредственно связаны с конкретной сферой предполагаемой профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции ориентированы, прежде всего, на общее умение выпускника жить в современном мире, что подразумевает полноценное участие в социокультурной жизни общества, взаимодействие с окружающими в сфере личного и профессионального общения, применение различных источников и средств получения, обработки и сохранения информации, оперирование легальными средствами защиты своих прав и свобод в случае их нарушения, корректное проявление своей религиозной, национальной, культурной, профессиональной идентичности и т.д. Общекультурные компетенции в ФГОС-3 ВПО по различным направлениям подготовки не одинаковы. Формулировкой общекультурных компетенций, определением их набора и количества занимались разработчики-эксперты в соответствующих областях знаний. Причем их количество в ФГОС-3 ВПО по некоторым направлениям профессиональной подготовки равняется или даже превышает количество обозначенных профессиональных компетенций.
Каждая из компетенций представляет собой целый комплекс требований к выпускнику в различных социально-культурных условиях. Определить данный комплекс требований, конкретизировать каждую компетенцию с точки зрения конкретных результатов образования можно путем построения актуальной структуры компетенции. В ФГОС-3 ВПО предлагается использовать модель построения структуры компетенции, которая предполагает выделение составляющих по принципу их принадлежности к формируемым знаниям, умениям или осваиваемым навыкам, стратегиям, средствами осуществления различных видов деятельности

37. Принципы организации текущего и итогового контроля
Текущий контроль проводится с целью определения в ходе обучения степени усвоения уч. материала, своевременного вскрытия недостатков. В качестве такой системы выступает система контрольных вопросов, тестов. К текущему контролю относятся: проверка знаний и навыков студентов, закрепленных при выполнении лабораторных работ, групповых упражнений (при необходимости), контрольных, курсовых и дипломных работ, практики и др. форм уч. занятий. Результаты текущего контроля знаний обсуждаются на заседаниях кафедры не реже, чем два раза в год.
Анализ результатов успеваемости позволяет скорректировать индивидуальную работу студентов, а также проверить соответствие учебного процесса и используемых методов обучения предъявляемому уровню качества. К осн. требованиям текущего контроля относятся: плановость; систематичность; непрерывность; объективность; единство требований; действенность; допустимость по объему нагрузки на студентов; дифференцированность; компьютеризация (максимально возможная по учебной дисциплине). Все виды контроля осуществляются в рамках системы рейтинг-контроля. Рейтинговая система контроля знаний студентов – это способ мотивации студента к равномерной и активной работе, в т. ч. и самостоятельной, в течение всего времени обучения. Цель организации рейтингового контроля - повышение качества подготовки студентов путем управления их учебной деятельностью в течение всего периода обучения.
Для организации постоянного текущего контроля успеваемости и управления уч. процессом в вузе все кафедры регулярно отражают итоги рейтингового контроля студентов и заполняют сведения в групповом журнале учета успеваемости. Рейтинговая система требует от студента активности, нацеленной на достижение высоких показателей в уч. деятельности на протяжении всего семестра. Основным стимулом к равномерной работе в семестре по рейтинговой системе является возможность быть освобожденным от семестрового экзамена (зачета). Преподавателем осуществляется ежемесячный мониторинг успеваемости студентов, который позволяет студенту следить за результатами освоения образовательной программы, контролировать образовательный процесс и стимулировать сознательное отношение студентов к качеству образования
Итоговый контроль проводится в целях определения степени обучения по дисциплине в целом и наиболее важным ее разделам.
Итоговый контроль осуществляется в соответствии с требованиями Гос. образовательного стандарта. Изучение или выполнение студентами каждого обязательного вида работ, предусмотренного по дисциплине учебным планом направления подготовки должно завершаться итоговым контролем знаний в виде экзамена и зачета. Результаты итогового контроля должны учитываться при рассмотрении вопросов назначения студентам стипендии, перевода их с курса на курс, отчисления из вуза, др. вопросов успеваемости. Виды и общие сроки проведения итогового контроля по дисциплинам определяются рабочим учебным планом.
К итоговому контролю относятся: зачеты за полный курс или часть дисципл.; зачеты по контрольным и курсовым работам (проектам);зачеты по практике (учебной, производственной, преддипломной); курсовые и государственные экзамены.
Зачетно-экзаменационная сессия проводится в сроки, определённые графиком учебного процесса, в соответствии с утвержденным ректором расписанием. Экзамены (зачеты) являются формами контроля за успеваемостью и имеют целью всесторонне выявить и оценить теоретические знания и практические навыки студентов за полный курс или часть дисциплины, проводятся в строгом соответствии с учебными планами.
Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки результатов прохождения учебной и различных видов производственной практик и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений воответствии с утвержденным заданием. По некоторым видам учебной работы предусмотрены дифференцированные зачеты

Экзамены по всей дисциплине или ее части помогают оценить знания студентов, проверить развитие творческого мышления, приобретение навыков самост. работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

38. Система профессиональных компетенций (ПК) выпускника магистратуры»
Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы, предполагает связь между знанием и ситуацией.
Формирование компетенции предполагает деятельностный тип обучения.
Предметом нашего внимания являются профессиональные компетенции (ПК), их содержание и реализация.
Основной тезис: ПК определяются основными видами профессиональной деятельности магистров. (кадров высшей квалификации)
ПК Магистра филологии делятся на:
Общепрофессиональные:
Магистр способен: демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования; демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии.Магистр владеет коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умеет адекватно использовать их при решении профессиональных задач.
Научно-исследовательские:
Магистр способен к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований.Владеет навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов; Владеет навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; Владеет навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовке и редактирования научных публикаций.
Педагогические:
Владеет навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материалов для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний. Владеет навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Владеет навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам. Способен к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы.
Прикладные:
Магистр способен к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля. способен к трансформации различных типов текста (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста). Готов к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства. Владеет навыками квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров.
Проектные
Магистр Умеет выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций. Знает теории и владеет практическими навыками проектирования, конструирования и моделирования структуры и содержания образовательного процесса в филологии. Способен и готов к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов.
Организационно-управленческие
Магистр Умеет планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им. Владеет навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций. Владеет навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.

 

 

39. Реализация компетентностного подхода к лингвистическому образованию в учебных и рабочих планах
Компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами обучения понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. К преимуществам компетентностного подхода следует отнести сохранение гибкости и автономии в структуре и содержании учебного плана.
В учебных планах и рабочих программах с необходимой степенью детализации представлены основные требования к содержанию общекультурных, профессиональных, специальных компетенций студентов и уровням их сформированности у выпускников, которые могут быть достигнуты в процессе изучения конкретной дисциплины

или модуля учебных дисциплин, а также механизмы определения поэтапных и итоговых результатов, соответствующих федеральной норме качества.
В учебных планах и рабочих программах с необходимой степенью детализации представлены основные требования к содержанию общекультурных, профессиональных, специальных компетенций студентов и уровням их сформированности у выпускников, которые могут быть достигнуты в процессе изучения конкретной дисциплины или модуля учебных дисциплин, а также механизмы определения поэтапных и итоговых результатов, соответствующих федеральной норме качества
В системе высшего образования традиционно целевым ориентиром являлось формирование знаний, навыков и умений. В настоящее время очевидно, что обладание знаниями, умениями и навыками позволяет решать только относительно простые профессиональные задачи. Решение же сложных задач, выполнение динамично меняющихся и усложняющихся функций требует синтеза частных знаний, навыков и умений в комплексные образования, которые обозначают как компетенции. В образовании понятие компетенции включает в себя, наряду со знаниями, умениями и навыками, совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивационно-ценностных, когнитивных, мировоззренческих, коммуникативных), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
Сравнение компетентностного подхода в образовании и в управлении указывает на схожесть трактовок понятия компетенции. Но есть и принципиальное отличие, заключающееся в том, что в управлении компетенции — это те свойства личности, которые демонстрируются и могут быть измерены через наблюдаемое поведение. В образовании поведенческие модели рассматриваются не как сущность компетенции, а как результат ее наличия или один из составных элементов наряду с прочими. Поэтому допускается, что судить о компетенциях можно только по знаниям, навыкам, умениям, способностям и прочим качествам личности. Отчасти такой подход оправдан для вузов, так как студент ограничен в возможностях продемонстрировать модели поведения при решении профессиональных задач (исключением в некоторой степени являются различного рода практики).
Технологии для реализации компетентностного подхода в языковом образовании:
- Технология личностно-ориентированного подхода;
- Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)
- Идеи развивающего обучения
- Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
-Технология «Дебаты»
- Технология проектной и исследовательской деятельности;
- Идеи использования творческих заданий

20. Федеральные стандарты магистерского образования по лингвистическим дисциплинам

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает лингвистическое образование, межъязыковое общение, межкультурная коммуникация, лингвистика и новые информационные технологии.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

теория изучаемых иностранных языков;

иностранные языки и культуры стран изучаемых языков;

теория и методика преподавания иностранных языков и культур;

перевод и переводоведение;

теория межкультурной коммуникации;

теоретическая и прикладная лингвистика.

4.3. Магистр по направлению подготовки Лингвистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профессионально-практическая;

научно-методическая;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 035700 Лингвистика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

профессионально-практическая:

анализ и применение на практике действующих образовательных стандартов и программ;

применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;

выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации;

использование видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта;

обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях;

экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях;

разработка средств информационной поддержки лингвистических областей знания;

научно-методическая деятельность:

проектирование целей воспитания и обучения, конкретизация педагогических задач для различных групп обучающихся;

разработка учебников, учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, иных учебно-методических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

составление баз данных, словников, словарей и методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;

разработка, внедрение и сопровождение лингвистического обеспечения электронных информационных систем и электронных языковых ресурсов различного назначения;

научно-исследовательская деятельность:

изучение проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;

апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля;

системно-структурное исследование языков мира на базе информационно-коммуникационных технологий;

разработка методов анализа, обработки, моделирования, формализации и алгоритмизации текстовых массивов;

разработка технологий для проведения экспертного лингвистического анализа устной и письменной речи;

организационно-управленческая деятельность:

планирование деятельности и руководство коллективами, решающими образовательные и лингвистические задачи;

организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;

организация информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания и перевода;

применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации;

организация процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.