Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление оборотным капитала.





Предприятию постоянно необходимо эффективно использовать оборотный капитал. Для этого им нужно управлять. С одной стороны, необходимо более рационально использовать имеющиеся оборотные ресурсы (речь идет прежде всего об оптимизации производственных запасов, сокращении незавершенного производства, совершенствовании производства, совершенствовании форм расчетов и др.). С другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и др.

Главная цель управления оборотным капиталом предприятия – максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Предприятие в случае эффективного управления своими и чужими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения.

К объектам управления оборотным капиталом относят следующие.

1. Запасы, управление которыми означает определение потребности в них, обеспечивающей бесперебойный процесс производства и реализации.



2. Дебиторскую задолженность, управление которой предполагает:

– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

– анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности и т. д.

3. Денежные средства, управление которыми осуществляется путем прогнозирования денежного потока.

Управление оборотными средствами включает решение следующих задач:

– ведение расчета минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия (эта задача решается нормированием оборотных средств);

– разработка учетной политики для оптимизации налогообложения путем: выбора методов амортизации МБП, списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т. д.;

– осуществление ускорения оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.



В целях управления оборотными средствами на предприятии должна быть создана специальная система.

Она должна иметь следующие элементы:

1) персонал – это могут быть работники предприятия, которые непосредственно занимаются управлением оборотными средствами (работники финансовой службы), либо работники, которые в той или иной мере выполняют функции по управлению оборотными средствами (например, технологи, рассчитывающие нормы расхода материальных ресурсов);

2) соответствующую организационную структуру – работа по управлению оборотными средствами должна координироваться в рамках определенных структурных подразделений предприятий;

3) информационное обеспечение – данные учетной, плановой, аналитической, прогнозной, статистической и других систем предприятия;

4) программно-техническое обеспечение предприятия – для управления оборотными средствами должны использоваться компьютеры и соответствующие программы;

5) методическое обеспечение – для правильности расчетов по управлению оборотными средствами на предприятии должны быть единые методические рекомендации.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

Политика управления оборотным капиталом – одна из разновидностей финансовой политики предприятия. В качестве критерия ее выделения используется такой признак, как объект управления, т. е. оборотные средства.

Политика управления оборотным капиталом предполагает принятие решений относительно величины, структуры и значений компонентов чистого оборотного капитала. Для построения такой политики используется ряд показателей:



– кредиторская задолженность;

– краткосрочные обязательства;

– суммы отдельных элементов оборотных средств;

– чистый оборотный капитал – разность между оборотным капиталом предприятия и его краткосрочными обязательствами.

Политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы, что сводится к решению двух важных задач.

1. Обеспечение платежеспособности – одна из важнейших задач финансового менеджмента. Такое условие отсутствует, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится в преддверии банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности. Также могут возникнуть проблемы с ритмичностью хозяйственной деятельности и, как следствие, дополнительные расходы.

2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Важно не просто иметь определенную сумму оборотного капитала. Эта сумма должна состоять из определенных элементов последнего. Разные уровни оборотного капитала по-разному воздействуют на прибыль. Так, высокий уровень производственных запасов требует значительных текущих расходов. Широкий ассортимент продукции в дальнейшем может способствовать росту объемов реализации. Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает учет рисков. Чем выше уровень оборотного капитала, тем меньше риск, и наоборот.

Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в оборотных активах, принято называть левосторонним. К явлениям, несущим левосторонний риск, относятся:

– недостаточность денежных средств;

– недостаточность собственных кредитных возможностей;

– недостаточность производственных запасов;

– излишний объем производственных запасов. Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в обязательствах предприятия, называют правосторонним. Явления, несущие правосторонний риск:

– высокий уровень кредиторской задолженности;

– неоптимальное сочетание краткосрочных и долгосрочных источников заемных средств;

– высокая доля заемного капитала.

Политика управления оборотным капиталом может включать использование следующих методов воздействия на риск:

– минимизации текущей кредиторской задолженности – такой метод сокращает возможность потери ликвидации;

– минимизации совокупных издержек финансирования – в этом методе делается упор на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности;

– максимизации капитализированной стоимости фирмы – все решения в области управления оборотным капиталом, увеличивающие стоимость предприятия, признаются эффективными.

Управление запасами.

Одним из элементов оборотного капитала вступают запасы.

Управление запасами – одна из сфер финансового менеджмента, цель которой состоит в том, чтобы довести общую сумму затрат, связанных с запасами, до оптимального уровня при условии выполнения договоров.

Запасы как элемент оборотных средств делятся на три группы:

1) производственные запасы;

2) незавершенное производство;

3) готовая продукция.

Уровень запасов неодинаков для различных отраслей. Он зависит:

– от объема и характера производства;

– объема продаж;

– состояния товарных рынков;

– взаимоотношений с поставщиками и покупателями;

– наличия финансовых ресурсов;

– сезонности производства;

– наличия складских помещений;

– выбранной политики в данной области. Существуют два подхода в управлении запасами.

1. В условиях инфляции и разрыва хозяйственных связей стало распространенным накапливание производственных запасов. Такой подход в известной мере оправдан, так как в условиях неплатежей и низкого уровня межотраслевых связей риск разрыва ликвидности предприятия очень велик. Поэтому необходимо держать определенный остаток товарно-материальных запасов, предназначенный для экстренных ситуаций (например, резкого роста цен на сырье и материалы).

 

2. Оптимизация уровня запасов. Этот подход состоит в использовании рекомендаций зарубежного опыта, в частности метода определения оптимального уровня запасов, основанного на такой величине последних, которая, с одной стороны, минимизирует затраты по их поддержанию, а с другой – была бы достаточной для успешной работы предприятий.

Одна из проблем снабжения – определение оптимального объема поставок. Для ее решения используют различные модели оптимизации.

Наибольшую известность получила модель оптимального размера (ЕОQ), цель которой – выбор такого размера заказа (Q), который обеспечивает минимальные совокупные годовые затраты по поддержанию то-вароматериальных запасов. Для расчета такого размера заказа используется следующая формула:

где S — годовой объем продаж (потребность в единицах изделия);

Р– стоимость приобретения единицы изделия;

С – годовые затраты по хранению запасов в процентах от цены изделия;

F – постоянные расходы по размещению заказа;

Q – заказываемое количество материалов.

Общие расходы на содержание товарных и материальных запасов на год (ОР) будут складываться из затрат на хранение и расходов на подготовку заказа: ОР = Q /2 ? РС + S/Q ? F.

При осуществлении управления запасами должны использоваться специальные программные продукты, которые позволяют решать весь комплекс задач по управлению запасами. Их основа – системы MRP, которые относятся к логическим системам толкающего типа. (МRPI/MRРII (Materials/manufacturing/resource planning – системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования ресурсов).

Основные цели MRP – системы:

– удовлетворение потребностей в сырье, материалах и продукции при планировании производства и доставке продукции потребителям;

– сохранение низких уровней запасов сырья (материалов).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.