Сделай Сам Свою Работу на 5

Обзор международно-правовых актов.





Введение

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы[1]. Тем не менее, исследованию указанных правовых явлений как компонентов национальный правовой системы Российской Федерации, не было уделено достаточно внимания в рамках общей теории права и в частности теории правовых актов.

Такое положение вещей, на наш взгляд, порождает проблемы в понимании юридической природы указанных актов и их соотношения с актами национального права, что в свою очередь создает препятствия для реализации на практике указанного выше положения Основного закона страны и создает неопределенность в правовом регулировании.

Вместе с тем общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры изначально являются компонентом международной правовой системы, что делает их нетипичными для национальных правовых систем.

В рамках теории международного права не выделяется отдельно теория правовых актов, что до недавнего времени было нормой и для общей теории права. В связи с этим, для достижения цели настоящего исследования, а именно определения юридической природы и места международных договоров и международно-правовых актов в системе правовых актов, целесообразным будет использование как достижений теории правовых актов, так и теории международного права. Достижению указанной цели будет способствовать разрешение следующих задач:



определение перечня международно-правовых актов,

классификация международно-правовых актов и др.

Обзор международно-правовых актов.

Прежде чем приступить к предметному исследованию международно-правовых актов, следует определится, что мы будем понимать под международным правовым актом.

Понятие международного правового акта можем сконструировать на основе понятия правовой акт из общей теории права с учетом специфики международной паровой системы.

Так, правовым актам всегда присущи следующие характеристики:

· содержат волеизъявление лица;

· порождают юридические последствия (последние условно можно определить, как возникновение субъективных прав, юридических обязанностей или юридической ответственности в результате совершения правового акта);



· совершаются управомоченными субъектами;

· совершаются в определенной форме (в установленной законом форме, если законодательство предъявляет какие-либо требования к форме акта в определенных случаях, либо в произвольной форме, если такого рода требований в законодательстве не имеется)[2].

На основании изложенного, будем понимать правовой акт как волеизъявление управомоченного субъекта, совершаемое в определенной форме и в установленных законом случаях, которое порождает юридические последствия в силу прямого указания закона[3].

Учтем следующие специфические черты международной правовой системы:

· порождение юридических последствий в международном праве связано с волеизъявлением на то самих субъектов права, поскольку при создании нормы международного права достигаются как бы два соглашения. Одно — относительно содержания нормы, другое — о придании ей юридически обязательной силы. Это теоретическое положение имеет практическое значение[4], ведь возникновение субъективных прав, юридических обязанностей или юридической ответственности в результате совершения правового акта ставится в прямую зависимость от воли на то субъекта международного права;

· управомоченные субъекты в контексте международного права есть субъекты международного права – самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм[5]. К ним относятся государства, нации и народы, борющиеся за независимость, международные межправительственные организации и государственно-подобные образования;



· совершение акта в определенной форме в рамках международного права, может быть предусмотрено нормами международного права, которые содержатся в соответствующих источниках: международных договорах и международных обычаях.

Таким образом, международный правовой акт – это волеизъявление одного или согласованное волеизъявление нескольких субъектов международного права, совершаемое в форме и случаях, установленных нормами международного права, которое порождает юридические последствия в силу волеизъявления на то субъекта международного права.

Как и было сказано выше, в рамках теории международного права не принято выделять отдельно теорию правовых актов, однако традиционно специально исследуются источники международного права. Так, актом, определяющим источники международного права принято считать Статут Международного суда[6], являющийся неотъемлемой частью Устава ООН. Статья 38 Статута определяет, что Суд при разрешении переданных ему споров, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Из анализа указанных положений видим, что к источникам международного права отнесены международные конвенции (т.е. договоры), международный обычай, а также общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Что касается судебных решений, они используются в качестве вспомогательного средства определения правовых норм со ссылкой на оговорку, указанной в ст. 59 Статута, а именно: решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу[7]. Из этого можно сделать два вывода:

1) речь идет о решениях Международного суда ООН;

2) решение Суда не должно изменять или дополнять действующее международное право, оно выступает лишь в качестве вспомогательного средства определения правовых норм[8] (акт толкования права).

И наконец, что касается доктрины, то она также выступает лишь в качестве вспомогательного средства определения правовых норм (акт толкования права). Как полагал Л. Оппенгейм, использование доктрины в судебных решениях допускается только в качестве доказательства наличия права, а не как правотворческий фактор[9].

Таким образом, можем сделать вывод, что ст. 38 Статута, для целей настоящего исследования, определяет следующие международно-правовые акты:

1) международные конвенции (договоры);

2) судебные решения (акты применения, толкования права).

Однако, норма ст. 38 Статута была сформулирована уже более полувека назад, поэтому неудивительно, что ученые приходят к выводу, что перечень источников международного права на сегодняшний день она содержит не полный. В частности, исследуется роль источников «мягкого права».

Анализ доктрины и практики показывает, что этот термин используется для обозначения двух различных явлений[10]. В первом случае имеется в виду особый вид норм международных договоров, не порождающий конкретных прав и обязанностей, а дающий лишь общую установку. Во втором случае речь идет о рекомендательных нормах резолюций и других актов международных организаций, не имеющих обязательного характера, однако выполняющихся государствами благодаря своему высокому политико-моральному значению[11].

При этом, в первом случае имеются в виду такие нормы, которым, так или иначе, субъекты обязаны следовать. В новых областях международно-правового регулирования зачастую весьма сложно добиться общего согласия по конкретным нормам. В таких случаях на помощь приходят нормы «мягкого права», отличающиеся большей гибкостью. Примером могут служить договоры по защите окружающей среды. В них используются формулировки типа «предпримут усилия», «насколько это возможно», «когда это целесообразно» и т.п[12].

Во втором случае, необходимо решить вопрос о правовой природе рекомендательных норм резолюций и других актов международных организаций, не имеющих обязательного характера, а также вообще о наличии у международных организаций возможности издания непосредственно правовых актов. Тем не менее, необходимо отметить, что их юридическая сила будет определяется учредительным актом соответствующей организации[13].

Также требуют отдельного исследования юридическая природа и правовое содержание односторонних актов государств. Хотя им не присущ общий метод международного права согласование волеизъявления, они определенно имеют юридические последствия. Вместе с тем, хотя они и издаются государством единолично, используются только в рамках международных отношений, не являясь элементом внутригосударственного правового регулирования.

Таким образом, на данном этапе мы можем определить международно-правовые акты, которые и станут объектом настоящего исследования:

1) международные договоры, в том числе особые международные договоры, содержащие нормы мягкого права;

2) судебные решения;

3) акты международных организаций, в том числе рекомендации и иные акты международных организаций, не имеющие обязательного характера;

4) односторонние акты государств.

В дальнейшем рассмотрим каждый акт более подробно, применив при этом критерии классификации, принятые в теории правовых актов.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.