Сделай Сам Свою Работу на 5

Разновидности ценовой дискриминации на российском рынке услуг общественного питания





 

Те заведения рынка услуг общественного питания, которые продолжают функционировать в России, активно используют антикризисные программы. Среди основных антикризисных мер следует выделить [20]:

1) Пересмотр штатного расписания. Предприятия общественного питания активно сокращают численность работников.

2) Сокращение бюджета на продвижение. Рестораторы полагают, что из-за снижения покупательской активности целевой аудитории эти затраты окажутся напрасно выброшенными деньгами.

3) Снижение общих затрат. Более 45% престижныхзаведений уже перешли на отечественное сырье. Почти две трети демократичных кафе и ресторанов уменьшили закладки мясных и рыбных ингредиентов и разнообразили вегетарианское меню.

4) Уменьшение торговой наценки. Предприятия общественного питания в больших городах России для привлечения посетителей снижают торговую наценку и предлагают так называемое антикризисное меню.

Приведем примеры применения эффективной ценовой дискриминации второй и третьей степени предприятиями сети ресторанов и суши-баров «Евразия», работающими с 2001 года на рынке услуг общественного питания в России [19]:



1. Акция «Счастливые часы по будням 1+1=1 с 15:00 до 18:00» позволяет заказать два любых блюда в рамках одной категории, а оплатить только одно. Оплачивается блюдо наибольшее или равное по цене. Блюдо, наименьшее или равное по цене, клиент получаете бесплатно. Заказав один напиток, второй такой же клиент получает бесплатно.

2. Акция «Счастливые часы по субботам и воскресеньям» разрешает заказать два любых блюда, а оплатить только одно. Заказав одно блюдо, второе такое же равное или меньшее по цене гость получает бесплатно. Акция не распространяется на напитки.

3. Скидки до 70% предоставляются на суши и роллы в наборах, указанные в меню.

4. Акция «Бокал пива за 129 рублей» позволяет при условии покупки 3 литров пива «Балтика №7» единовременно получить каждый бокал по цене 129 рубл.

5. «Скидка -50% для женских компаний» – акция, действующая каждый понедельник с открытия до закрытия во всех ресторанах сети. Скидка предоставляется только компаниям от двух и более человек женского пола. Акция не действует в случае, если за столиком присутствуют лица мужского пола.



6. Предложение «Любой коктейль за 149 рублей» действует при покупке 5 коктейлей единовременно и позволяет клиентам сэкономить при условии покупки напитков набором.

7. Акция «Суп+ролл за 199 рублей» позволяет приобрести набор из двух блюд по бюджетной цене с понедельника по пятницу с открытия ресторана до 18:00.

8. Предложение «Азиатский ланч» представляет собой комплексный обед за 249 рубл., состоящий из основного блюда, супа и напитка на выбор. Акция действует с понедельника по пятницу с открытия до 18:00.

9. Акция «Любой десерт + кофе за 199 рублей» действует с понедельника по пятницу с открытия до 18:00. При этом предложение распространяется только на десерты евро-азиатского меню.

10. При заказе по детскому меню (для детей до 14 лет) от двух блюд гости получают в подарок – Чупа-Чупс, при заказе от трех блюд – Киндер Сюрприз.

Это не весь перечень акционных предложений (количественных скидок, комплексных и взаимосвязанных продаж) сети ресторанов и суши-баров «Евразия».

По нашему мнению, российский рынок общественного питания остается далеким от насыщения (особенно это касается регионов, удаленных от мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга). Растущее предложение и разнообразие баров, кафе и ресторанов, активная маркетинговая политика основных игроков, изменяющиеся привычки и стабильно растущий доход россиян обусловят рост рынка в течение следующих 5 лет. По прогнозам консалтинговой компании Euromonitor International, до 2017 года российский рынок общественного питания будет в среднем расти на 5% в год без учета инфляции. Судя по ежеквартальному приросту выручки заведений российского общепита (рисунок 2.3.1), как и в 2013 году, самым динамичным сегментом останется рынок «быстрого питания». Почти 8% ежегодно будет прибавлять «Фаст-фуд» в денежном выражении, а количество точек «быстрого питания» в ближайшие 5 лет должен увеличится почти на 5000 объектов [17].




 

Рисунок 2.3.1 – Динамика объема российского рынка услуг общественного питания по кварталам в 2007–2013 гг.

Источник: рассчитано и построено автором по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы о тенденциях развития отечественного рынка общественного питания в современной модели рыночной экономики России. Во-первых, происходит дальнейшая консолидация рынка общественного питания и постоянное увеличение доли сетевых компаний при сохранении инвестиционной привлекательности отрасли в целом. Во-вторых, в отрасль предоставления услуг общественного питания в РФ целенаправленно входят новые международные операторы, а рост рынка обеспечивается за счет сегмента «быстрого питания».

В этой связи ценовые стратегии участников рынка общественного питания являются гибким маркетинговым инструментом. Эффективность деятельности предприятия, его конкурентоспособность существенно зависит от экономически обоснованных ценовых решений. Разработка ценовой стратегии – ключевой элемент маркетингового управления как на стратегическом, так и на тактическом уровне, и требует комплексного учета и анализа многих внутренних и внешних факторов. При этом ошибочные решения в области ценообразования способны повлечь долгосрочное негативное влияние на всю сбытовую деятельность фирмы. Поэтому каждое коммерческое предприятие при планировании ценовой политики анализирует рыночную ситуацию и учитывает ценовые стратегии ближайших конкурентов.

 

 

Заключение по главе 2

 

Основным принципом рационального ведения рыночного хозяйства является быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет трудовых и материальных ресурсов с использованием цен. Поэтому механизм дискриминации цен имеет важнейшее значение для выполнения функций управления экономикой. Это обусловлено тем, что цена отражает взаимосвязь процесса производства с общественным и индивидуальным потреблением.

Цена является важным рыночным индикатором пропорциональности развития спроса и предложения и служит исходным моментом в планировании всей финансовой деятельности предприятия. Установленные цены - ключ к настоящей и будущей рентабельности предприятия.

Принимая решение о выборе того или иного уровня цены, руководству предприятия целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на производство - и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ценовая дискриминация или дифференциация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно. Она целесообразна, когда продукт имеет разную оценку потребительской ценности на различных рынках или сегментах. Эффективность ценовой дискриминации определяется точностью сегментации, а также тем, насколько хорошо изучены потребности, предпочтения и поведение потребителей. В развивающихся странах, зачастую, ценовая дискриминация пока что обусловлена неэффективностью рынков, вследствие чего значительная часть прибыли достается торговцам, а не производителям.

Многие исследователи убеждены в том, что целью компании, берущей на вооружение методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя. Учёные полагают, что не следует смешивать монопольный эффект с ценовой дискриминацией. В то же время ценовая дискриминация не может эффективно использоваться в условиях совершенной конкуренции, она присуща рынкам монополистической конкуренции.

Любой метод ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные последствия. Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить состояние отраслевого рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован.

К часто используемым методам ценовой дискриминации на рынках потребительских товаров можно отнести взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку услуги не могут перепродаваться. Для материальных товаров политику ценовой дискриминации легче проводить тогда, когда различные рынки отделены друг от друга географически или таможенными барьерами, что делает затруднительным перемещение товаров с «дешевого» на «дорогой» рынок.

Услуги общественного питания выступают особыми по важности, масштабу и занимают определяющее место на отраслевом рынке предоставления потребительских услуг. Именно они удовлетворяют индивидуальные, персонифицированные потребности клиентов не только в услугах по организации питания, но и по организации досуга населения. Общественное питание в системе потребительских услуг – категория исторически развивающаяся. На том или ином этапе социально-экономического развития нашей страны одни услуги прочно входят в повседневную жизнь и становятся традиционными, другие – только зарождаются.

Таким образом, в современных рыночных отношения ценовая дискриминация проявляется практически постоянно и имеет свои положительные эффекты для каждого потребителя и государства в целом.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.