Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценовая дискриминация: экономическая суть и классификация





Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)

Кафедра торговой политики и прикладной экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

РАЗНОВИДНОСТИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
НА РЫНКЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

направление «Экономика»

 

Автор: Полякова Анастасия Германовна

студентка 1 курса заочного отделения группы 2211

Финансово-экономического факультета

Зачетная книжка №15378-з

Подпись студента _______

Научный руководитель: старший преподаватель,

Жилинкова Ирина Николаевна

Санкт-Петербург 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6

1.1 Ценовая дискриминация: экономическая суть и классификация. 6

1.2 Практика ценовой дискриминации: связанные продажи, нелинейное и сезонное ценообразование. 11

1.3 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества 15



1.4 Заключение по главе 1…………………………………………………………………..18

Глава 2 ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.. 20

2.1 Общественное питание в системе потребительских услуг. 20

2.2 Современный этап развития рынка услуг общественного питания в РФ.. 25

2.3 Разновидности ценовой дискриминации на российском рынке услуг общественного питания. 27

2.4 Заключение по главе 2……………………………………………………………...……32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Модель простой монополии построена, исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одинаковой цене. Существуют компании, устанавливающие разные цены для разных клиентов на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных потребителей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих клиентов, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.



Ценовая дискриминация имеет длинную и богатую историю. Со времен зарождения торговли назначение разных цен на идентичные товары, продающиеся на целевых рынках, разделенных по социальному, демографическому или географическому принципам, было обычной коммерческой практикой.

Компании пассажирских перевозок, кинотеатры, парки развлечений, предприятия общепита и другие участники сферы услуг применяют ценовую дискриминацию тогда, когда они предлагают скидки и организовывают акции для разных групп потребителей.

В нынешнее время данная тема исследования приобретает особую актуальность в связи с развитие рыночных отношений в России, что сопровождается увеличением доли услуг в ВВП страны. Тем не менее, методология управления в сфере услуг пока ещё находится на стадии формирования. Именно поэтому активизация процессов ценовой дискриминации на рынке потребительских услуг представляют особый интерес для экономистов.

Ввиду увеличения материальных доходов горожан, а также в следствие роста потребления в России в целом, достаточно динамично развивается сектор общественного питания. Изо дня в день, в крупных городах открываются новые точки общепита, однако удержаться в рыночной нише из-за растущей конкуренции под силу не многим. Более детальное рассмотрение конкретных методов ценовой дискриминации в сфере услуг позволит лучше изучить и проанализировать маркетинговые мероприятия и товарную политику предприятий общественного питания в России.



Целью теоретического исследования является раскрытие экономической сути ценовой дискриминации и определение форм её проявления на рынке услуг общественного питания. Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:

- раскрыть экономическую природу ценовой дискриминации;

- описать типы ценовой дискриминации;

- оценить воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы;

- рассмотреть дискриминационное ценообразование на рынке услуг общественного питания;

- описать разновидности ценовой дискриминации на российском рынке услуг общественного питания.

Объект исследования – дискриминационное ценообразование как экономическое явление. Предметом исследования выступают разновидности ценовой дискриминации на рынке услуг общественного питания.

При подготовке работы были использованы общенаучные и специальные методы исследования: метод логического обобщения, методы анализа и синтеза, графической визуализации, классификационно-аналитические методы и метод экспертных оценок.

Информационной базой работы послужили научные публикации зарубежных и отечественных учёных, аналитические обзоры, включая профессиональные издания (СМИ), данные государственной статистики (Росстат), результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.


Глава 1 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Ценовая дискриминация: экономическая суть и классификация

 

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Монополист, производящий продукции меньше и реализующий ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, лишается части потенциальных покупателей, готовых приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Поэтому в целях сохранения валовых доходов и прибыли фирма может устанавливать разные цены на идентичную продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем другие, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в расходах, то имеет место практика ценовой дискриминации [4].

Мотив использования системы ценовой дискриминации заключается в стремлении компании, обладающей на рынке монопольной властью, максимально увеличить прибыль. Устанавливая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

Суть дискриминационного поведения – использование всех возможностей определения максимальной цены на каждую единицу товара. Это говорит о том, что дискриминации может подвергаться как один покупатель (например, в зависимости от количества приобретаемого товара), так и разные покупатели.

В экономике термин «дискриминация» лишен этического смысла и используется лишь для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с дифференциацией цен в зависимости от качества товара или услуги. Ценовую дискриминацию может проводить как фирма-производитель (продавец), так и покупатель (если он монопсонист).

Ценовая дискриминация (ЦД) – установление различных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками. Для того, чтобы стало возможным проводить ценовую дискриминацию, необходимы определенные условия:

- эластичность спроса по цене должна быть существенно разной у различных покупателей, так как в противном случае разделения рынка и ценовой дискриминации не может быть;

- покупатели (в случае, если ценовую дискриминацию осуществляет монополист) или продавцы (в случае монопсонии) должны быть легко идентифицированы, иначе разделение рынка было бы невозможно, хотя оно и имело бы смысл;

- товар, в отношении которого осуществляется ценовая дискриминация, не может свободно передвигаться с «дешевого» рынка на «дорогой», поскольку такое перемещение неизбежно привело бы к образованию одной цены, что сделало бы ценовую дискриминацию практически невозможной [4].

Одновременно в отношении проведения политики ценовой дискриминации справедлив общий экономический принцип: издержки осуществления ценовой дискриминации не должны превышать выгоду от этого.

Первое упоминание о ценовой дискриминации встречается в работах Ж.Дюпюи [6] и Д.Ларднера [16]. В экономическую теорию понятие ценовой дискриминации ввёл в 1920 английский экономист Альфред Пигу [11]. Учёный предложил выделять три вида (или степени) ценовой дискриминации: дискриминация первой степени или совершенная дискриминация; ценовая дискриминация второй степени; ценовая дискриминация третьей степени.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ЦД) имеет место в случае, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене его спроса. Тогда рента покупателя изымается полностью монополистом.

В отличие от назначения разных цен на каждую единицу проданного товара, система двухчастного тарифа является разновидностью совершенной ценовой дискриминации.

Предположим, что фирма-монополист знает индивидуальные функции спроса всех потребителей и может исключить арбитраж между ними. Оплата товара складывается из двух частей: аккордного фиксированного взноса за право покупки товара и цены за каждую дополнительную его единицу. Монополист, максимизирующий прибыль, устанавливает цену на уровне предельных издержек производства товара и аккордный фиксированный взнос, равный величине потребительского излишка, полученного покупателем [4; 13].

Двухчастный тариф возможен при ценообразовании на два взаимодополняющих товара, на один из которых назначается высокая цена, равная потребительскому излишку, а на другой – относительно низкая цена (в размере предельных издержек его производства). Ярким примером тут может послужить фотоаппарат и пленка.

Необходимо отметить, что единый двухчастный тариф служит методом совершенной ценовой дискриминации только в том случае, если все потребители товара имеют абсолютно идентичные предпочтения, то есть одинаковую функцию полезности. В противном случае, назначая для разных покупателей единый двухчастный тариф, фирма не сможет присвоить весь потребительский излишек.

В чистом видe совeршeнная дискриминация трудно осуществима, но приближение к ней возможно в условиях индивидуализированного производства, когда каждая единица продукции или услуга выполняются по заказу конкретного клиента, а цены устанавливаются по контрактам с заказчиками (например, индивидуальный пошив одежды/обуви, инжиниринговые и консалтинговые услуги).

Ценовая дискриминация второй степени отличается тем, что, если при дискриминации первой степени одновременно существует столько же цен разного уровня на одну и ту же продукцию или услугу, сколько единиц ее выпускается, то при ценовой дискриминации второй степени одновременно действует только несколько уровней цены. В этом случае монополисту удается изъять в свою пользу не всю ренту потребителя, а лишь часть ее.

На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму разного рода скидок. Так, различают:

- скидки в зависимости от объема покупки (чем больше объем поставки или заказа, тем больше предоставляемая скидка с цены);

- кумулятивные скидки (например, сезонный билет на железной дороге обычно дешевле разовых; подписная цена на периодические издания на год, как правило, дешевле, чем при покупке их в розницу в течение года и т.п.);

- скидки в зависимости от времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино; тарифы в гостиницах в зимний и летний сезоны и т.п.).

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Наиболее распространенной является ценовая дискриминация третьей степени, основой которой является не разница между ценами спроса на отдельные экземпляры товара, а распределение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (сегментация рынка).Например, обычной практикой является установление для детей, школьников, студентов и остальных граждан различных цен на входные билеты в музеи и кинотеатры, оплата по разным тарифам услуг телефонной связи для домохозяйств, частных и государственных предприятий, тарифы на гостиничные услуги для соотечественников и иностранцев. Широко используют ценовую дискриминацию третьей степени, предоставляя свои услуги, практикующие частным образом юристы и врачи в зависимости от уровня обеспеченности своих клиентов [10, c. 141–145].

Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов на рынке, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются следующие условия:

1) Фирма должна обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию. Вернее, выгодное осуществление ценовой дискриминации невозможно для конкурентной фирмы, монопольной властью не обладающей.

2) Способность фирмы осуществлять селекцию потребителей на группы в соответствии с разной готовностью последних платить за товар. К примеру, можно осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп клиентов (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). При отсутствии информации о предпочтениях каждого потребителя, деление может производиться и косвенно – через выбор потребителей между разными товарными наборами.

3) Способность фирмы исключить арбитраж – перепродажу продукта со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Для этого фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать и использоваться фирмой благодаря действию ряда факторов, среди которых можно назвать: высокие трансакционные издержки перепродажи, вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения, специальные качества продукции, специальные формы контрактов на продажу, особый вид товара.

В дополнение к рассмотренным выше примерам отметим, что ценовая дискриминация может осуществляться и по нескольким признакам. Тут целесообразно рассмотреть практику использования льготных цен некоторыми сетями супермаркетов. Например, универсамы сети «Spar» предоставляют скидки в размере 5% пенсионерам, совершающим свои покупки в утренние часы до 11:00. В этом случае используются два признака ценовой дискриминации: тип покупателя (пенсионеры) и время.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.