Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики





ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)» является базовым в рамках магистерской программы и является логическим продолжением курса «Макроэкономики».

Цель дисциплины. Прослушав курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)», студенты должны профессионально овладеть основным понятийным, теоретическим и инструментальным аппаратом макроэкономики, уметь применять этот аппарат к анализу текущей макроэкономической политики стран, строить прогнозы состояния экономики и макроэкономической политики.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- изучить и осмыслить понятийный аппарат макроэкономической теории;

- овладеть методологией макроэкономических исследований;

- развить способности к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;

- освоить методы экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;

- сформировать понимание сущности и содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями;



- приобрести умение самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;

- выработать умения оценивать результативность и социально-экономические последствия конкретных правительственных мер, используемых при проведении стабилизационной политики государства.

 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Макроэкономика (продвинутый курс)» относится к базовой части профессионального цикла образовательной программы подготовки магистра по направлению 38.04.01 «Экономика».

Для её эффективного изучения студенты должны обладать математической подготовкой в объеме следующих стандартных курсов: «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика». Студенты должны знать английский язык в объеме, позволяющем читать научную и учебную литературу, знать сущность экономических процессов, экономические категории и показатели, и их взаимосвязи; основы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики и области их применения в анализе экономических процессов; математические принципы построения основных расчетных формул; уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.



Для изучения данной дисциплины студент должен:

- знать и понимать основные макроэкономические феномены, такие, как экономический рост, инфляция и безработица;

- знать и понимать способы влияния макроэкономической политики на экономику в целом;

- уметь работать с современной научной и научно-популярной социально-экономической литературой;

- уметь применять инструментарий макроэкономической теории для анализа социально-экономических проблем;

- уметь разбираться в современных макроэкономических проблемах, имеющих непосредственное отношению к функционированию финансовой системы экономики, таких, как потребление, сбережения и рынки капитальных активов, инвестиции и налогообложение капитала, валютный рынок, стабильность финансовой системы, финансовые кризисы и макроэкономическая политика, а так же в соответствующих моделях и инструментах макроэкономического анализа;

- уметь использовать результаты эмпирических исследований при сравнении конкурирующих макроэкономических теорий,

- иметь представление об основных методах анализа и взглядах на современные макроэкономические проблемы,

- обладать навыками самостоятельной исследовательской работы.

Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Эконометрика», «Методы моделирования и прогнозирования экономики», «Экономика фирмы», «Планирование и прогнозирование экономики» и др.



 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

профессиональные компетенции (ПК):

- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследований (ПК-1);

- способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
(ПК-10);

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

- основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам макроэкономики;

- стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

- современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;

Уметь:

- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследования;

- разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

- готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

Владеть:

- методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

- навыками самостоятельной исследовательской работы;

- навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов;

- современной методикой построения эконометрических моделей;

- приобрести умение самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;

- способностью оценивать результативность и социально-экономические последствия конкретных правительственных мер, используемых при проведении стабилизационной политики государства.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Макроэкономика (продвинутый курс)» состоит из 4 тем. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 академических часов (3 зач. ед.). Для студентов дневной формы обучения аудиторная работа составляет 36 часов (16 часов лекции и 20 часов семинарские занятия), самостоятельная работа – 72 часа. Для студентов заочной формы обучения аудиторная работа составляет 16 часов, самостоятельная работа – 92 часов.

Данная дисциплина изучается студентами шестого курса дневного отделения профилей «Финансовый аналитик» в десятом семестре, студентами шестого курса заочного отделения профиля «Финансовый аналитики и «Бухгалтерский учет» – в девятом и десятом семестрах. По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен.

4.1. Организационно-методические данные дисциплины

 

Вид работы Трудоёмкость (акад. час.)
дневное отделение заочное отделение
Общая трудоёмкость
Аудиторная работа
Лекции
Семинары
Практические занятия - -
Самостоятельная работа
Групповые и индивидуальные консультации   -   -
Текущий контроль Устный опрос, тестирование, рефераты, решение задач Устный опрос, тестирование, рефераты, решение задач
Курсовое проектирование - -
Итоговый контроль Экзамен Экзамен

 

4.2. Тематический план дисциплины

Очная форма обучения

 

 

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары
Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
Изучение последствий государственного долга
Инфляция и инфляционная политика
Экономический рост и социально-экономическое развитие страны
Временная несогласованность экономической политики
  Итого

 

 

Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Самостоятель-ная работа
Лекции Семинары
Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
Изучение последствий государственного долга - -
Инфляция и инфляционная политика
Экономический рост и социально-экономическое развитие страны
Временная несогласованность экономической политики
  Итого

 

4.3. Содержание разделов дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание Формируемые компетенции Образовательные технологии
1. Тема 1. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики   Модель Манделла-Флеминга (плавающий валютный курс и фиксированный валютный курс)‏. Модель долгосрочного равновесия в малой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала в долгосрочном аспекте . Мультипликаторы экономической политики в модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала. Применение моделей открытой экономики к анализу эффективности российской экономической политики. ОК-3; ПК-7; ПК – 8. Лекции; Семинарские занятия; Письменные домашние работы; Расчетно-аналитические задания; Самостоятельная работа студентов; Консультации преподавателя; Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий; Компьютерные симуляции; Анализ деловых ситуаций.  
Тема 2. Изучение последствий государственного долга   Традиционный поход к государственному долгу. Подход Барро-Рикардо. Платежеспособность государства по внутреннему долгу. Проблемы измерения дефицита государственного бюджета. Модели платежеспособности по внутреннему долгу. Модели платежеспособности государства по внешнему долгу. Общая модель платежеспособности государства .   ОК-1; ОК-3; ПК-8; ПК-10 Лекции; Семинарские занятия; Письменные домашние работы; Расчетно-аналитические задания; Самостоятельная работа студентов; Консультации преподавателя; Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий; Компьютерные симуляции; Анализ деловых ситуаций.  
Тема 3. Инфляция и антиинфляционная политика   Подходы к моделированию инфляции. Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета . Модель Кагана. Модель Бруно-Фишера. Модель Сарджента—Уоллеса.   ОК-1; ОК-3; ПК-8; ПК-10 Лекции; Семинарские занятия; Письменные домашние работы; Расчетно-аналитические задания; Самостоятельная работа студентов; Консультации преподавателя; Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий; Компьютерные симуляции; Анализ деловых ситуаций.  
Тема 4. Экономический рост и социально-экономическое развитие экономики   Модель Солоу (характеристики модели, воздействие изменения нормы сбережения, «Золотое правило», источники экономического роста, «остаток Солоу», темпы роста при переходе к стационарному состоянию, абсолютная и относительная конвергенция)‏. МОДЕЛИ ЭНДОГЕННОГО РОСТА (модель АК, модель Ромера, модели, объясняющие темп технологического прогресса, .модель растущего разнообразия товаров,. модель ступенек качества, модель заимствования технологий)‏. Модели Рамсея и пересекающихся поколений: общий обзор.   ОК-3; ПК-1; ПК-8,10 Лекции; Семинарские занятия; Письменные домашние работы; Расчетно-аналитические задания; Самостоятельная работа студентов; Консультации преподавателя; Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий; Компьютерные симуляции; Анализ деловых ситуаций.  
Тема 5. Временная несогласованность экономической политики   Основные понятия и концепции. Модель Кидланда-Прескотта. Модель делегирования полномочий. Репутация и динамическая согласованность политики. Проблемы координации кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политик.   ОК-1; ОК-3; ПК-8; ПК-10 Лекции; Семинарские занятия; Письменные домашние работы; Расчетно-аналитические задания; Самостоятельная работа студентов; Консультации преподавателя; Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий; Компьютерные симуляции; Анализ деловых ситуаций.  

 

Содержание (практических)семинарских занятий

Тема 1. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики

Вопросы для обсуждения:

1. Модель малой открытой экономики с совершенной мобильностью капитала (долгосрочный аспект): предпосылки, условия равновесия на макроэкономических рынках, механизм достижения общего экономического равновесия. Анализ влияния на долгосрочное равновесие бюджетно-налоговой политики в стране и за рубежом, внешнеторговой политики, сдвигов инвестиционного спроса.

2. Модель краткосрочного равновесия в малой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала. Моделирование последствий бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, внешнеторговой политики при различных валютных режимах. Анализ влияния экономической политики за рубежом на краткосрочное равновесие. Процесс перехода от краткосрочного равновесия к долгосрочному.

3. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала (долгосрочный аспект): предпосылки, условия равновесия

на макроэкономических рынках, механизм достижения общего экономического равновесия.

4. Анализ влияния на долгосрочное равновесие бюджетно-налоговой политики в стране и за рубежом, внешнеторговой политики, сдвигов инвестиционного спроса.

5. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала (краткосрочный аспект): предпосылки, условия равновесия

на макроэкономических рынках, механизм достижения общего экономического равновесия.

6. Моделирование последствий бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, внешнеторговой политики при различных валютных режимах.

7. Совокупный спрос в открытой экономике с различными валютными режимами.

8. Мультипликаторы экономической политики в моделях открытой экономики при фиксированном и плавающем валютном курсе. Анализ сравнительной эффективности бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политик при различных валютных режимах.

9. Учет в моделях открытой экономики зависимости чистого экспорта от дохода: последствия в этом случае экономической политики при различных валютных режимах, мультипликаторы и эффективность экономической политики. Сравнительный анализ результатов представленных моделей.

10. Применение моделей открытой экономики к анализу эффективности экономической политики в России. Анализ сравнительной эффективности бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политик в российской экономике в периоды действия плавающего валютного курса и поддержания валютного коридора.

 

 

Примерные задачи:

1. Пусть основные макроэкономические зависимости в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом имеют вид:

С = а + в( Y- T); / = с - dr; NX = g — kɛr; (M/P)d = еY- fr,

а, с, d, g, к,e,f> 0, 0 <b <1.

Выразить мультипликаторы бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики через коэффициенты модели.

2. Пусть в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом

С = 125 + 0,75(Y- T); I = 200 – 10r-; NX = 150 - 50ɛr;

(M/P)d = 0,5Y- 40r;

G = Т= 100; M= 500; Р= 1; rмир. = 5.

а) Выпишите в координатах (Y,ɛr) уравнения ISи LMдля этой экономики.

б) Определите равновесные значения выпуска, инвестиций, реального обменного курса, чистого экспорта.

в) Выпишите уравнение совокупного спроса.

г) Найдите мультипликаторы бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

д) Пусть государственные расходы увеличились на 100. Найдите новый равновесный уровень выпуска с помощью мультипликатора и из решения модели. Сравните полученные результаты.

е) Пусть государственные расходы снова равны 100, а предложение денег увеличилось на 100. Найдите новый равновесный уровень выпуска с помощью мультипликатора и из решения модели. Сравните полученные результаты.

ж) Как чувствительность спроса на деньги к доходу влияет на эффективность кредитно-денежной политики?

3. Пусть выпуск в открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала описывается производственной функцией

У= К 1/2 L1/2, гдеКи L — запасы капитала и труда в экономике;К= 2500, L = 400. Потребление (С), инвестиции (I), чистые зарубежные инвестиции (NFI), чистый экспорт (NX) описываются следующими функциями:

С= 60 + 0,8 (Y- Т);

I= 150 – 30r;

NFI= 50 – 20r;

NX= 19 - 3ɛr.

Общая величина собираемых налогов не зависит от дохода и совпадает с величиной государственных закупок, равной 200.

а) Определите выпуск, потребление, частные, государственные и национальные сбережения, инвестиции, чистый экспорт, чистые зарубежные инвестиции, ставку процента, реальный валютный курс в первоначальном состоянии долгосрочного равновесия.

б) Пусть государство проводит стимулирующую налоговую политику и увеличивает государственные закупки на 20. Определите величину изменения показателей, перечисленных в пункте «а»,для нового состояния долгосрочного экономического равновесия. Каков основной итог проведенной политики с точки зрения долгосрочного аспекта?

в) На сколько нужно изменить величину собираемых налогов, чтобы достичь тех же значений инвестиций и чистого экспорта, которые были получены при увеличении государственных закупок (пункт «б»)? Значения каких реальных переменных будут отличаться от результатов пункта «б»)?

г) Пусть при первоначальных условиях в результате введения инвестиционного налогового кредита автономные инвестиционные расходы увеличиваются на 15. Определите показатели, перечисленные в пункте «а», для нового состояния долгосрочного равновесия.

д) Пусть при первоначальных условиях в результате проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики зарубежными государствами возрастает мировая ставка процента, что приводит к росту автономных чистых зарубежных инвестиций на 10. Определите показатели, перечисленные в пункте «а», для нового состояния долгосрочного равновесия.

е) Пусть при первоначальных условиях введение квот на импорт привело к росту автономного чистого экспорта на 6. Определите показатели, перечисленные в пункте «а», для нового состояния долгосрочного равновесия.

ж) Проиллюстрируйте графически переход от первоначального долгосрочного равновесия к новому для пунктов «б—е».

4. Пусть в модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала функции потребления, инвестиций, чистых зарубежных инвестиций и чистого экспорта являются линейными. Покажите алгебраически, как в этом случае проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики за рубежом повлияет в долгосрочном периоде на потребление, инвестиции, чистый экспорт, чистые зарубежные инвестиции, ставку процента, реальный валютный курс рассматриваемой страны.

5. Пусть в большой открытой экономике с плавающим валютным курсом

С= 125 + 0,75(Y – T);

I = 200 – 10r;

NX = 150 - 50ɛr;

NFI = 100 – 20r;

(М/Р)d= 0,5Y – 40r;

G = Т= 100;

М = 500;

Р=1.

а) Выпишите уравнение совокупного спроса.

б) Найдите мультипликаторы бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

 

Основная литература:

 

Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. Гл.1, 2. 3

 

Дополнительная литература:

 

1. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст.2-е изд. СПб.: Судостроение, 1998.

2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1997;ИНФРА-М, 1997.

3. Макроэкономическая теория и анализ конкретных ситуаций /Под ред. Н.Л. Шагас и Е.А. Тумановой. М.: ТЕИС, 2000.

4. Макроэкономическая теория и проблемы современной России / Под ред. Н.Л. ШагасиЕ.А. Тумановой. М.: ТЕИС, 2001.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.