Тема 1. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)» является базовым в рамках магистерской программы и является логическим продолжением курса «Макроэкономики».
Цель дисциплины. Прослушав курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)», студенты должны профессионально овладеть основным понятийным, теоретическим и инструментальным аппаратом макроэкономики, уметь применять этот аппарат к анализу текущей макроэкономической политики стран, строить прогнозы состояния экономики и макроэкономической политики.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- изучить и осмыслить понятийный аппарат макроэкономической теории;
- овладеть методологией макроэкономических исследований;
- развить способности к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;
- освоить методы экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;
- сформировать понимание сущности и содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями;
- приобрести умение самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;
- выработать умения оценивать результативность и социально-экономические последствия конкретных правительственных мер, используемых при проведении стабилизационной политики государства.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Макроэкономика (продвинутый курс)» относится к базовой части профессионального цикла образовательной программы подготовки магистра по направлению 38.04.01 «Экономика».
Для её эффективного изучения студенты должны обладать математической подготовкой в объеме следующих стандартных курсов: «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика». Студенты должны знать английский язык в объеме, позволяющем читать научную и учебную литературу, знать сущность экономических процессов, экономические категории и показатели, и их взаимосвязи; основы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики и области их применения в анализе экономических процессов; математические принципы построения основных расчетных формул; уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.
Для изучения данной дисциплины студент должен:
- знать и понимать основные макроэкономические феномены, такие, как экономический рост, инфляция и безработица;
- знать и понимать способы влияния макроэкономической политики на экономику в целом;
- уметь работать с современной научной и научно-популярной социально-экономической литературой;
- уметь применять инструментарий макроэкономической теории для анализа социально-экономических проблем;
- уметь разбираться в современных макроэкономических проблемах, имеющих непосредственное отношению к функционированию финансовой системы экономики, таких, как потребление, сбережения и рынки капитальных активов, инвестиции и налогообложение капитала, валютный рынок, стабильность финансовой системы, финансовые кризисы и макроэкономическая политика, а так же в соответствующих моделях и инструментах макроэкономического анализа;
- уметь использовать результаты эмпирических исследований при сравнении конкурирующих макроэкономических теорий,
- иметь представление об основных методах анализа и взглядах на современные макроэкономические проблемы,
- обладать навыками самостоятельной исследовательской работы.
Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Эконометрика», «Методы моделирования и прогнозирования экономики», «Экономика фирмы», «Планирование и прогнозирование экономики» и др.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:
общекультурные компетенции (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
профессиональные компетенции (ПК):
- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследований (ПК-1);
- способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам макроэкономики;
- стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;
- современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;
Уметь:
- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследования;
- разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;
- готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;
- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
Владеть:
- методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;
- навыками самостоятельной исследовательской работы;
- навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов;
- современной методикой построения эконометрических моделей;
- приобрести умение самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;
- способностью оценивать результативность и социально-экономические последствия конкретных правительственных мер, используемых при проведении стабилизационной политики государства.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Макроэкономика (продвинутый курс)» состоит из 4 тем. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 академических часов (3 зач. ед.). Для студентов дневной формы обучения аудиторная работа составляет 36 часов (16 часов лекции и 20 часов семинарские занятия), самостоятельная работа – 72 часа. Для студентов заочной формы обучения аудиторная работа составляет 16 часов, самостоятельная работа – 92 часов.
Данная дисциплина изучается студентами шестого курса дневного отделения профилей «Финансовый аналитик» в десятом семестре, студентами шестого курса заочного отделения профиля «Финансовый аналитики и «Бухгалтерский учет» – в девятом и десятом семестрах. По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен.
4.1. Организационно-методические данные дисциплины
Вид работы
| Трудоёмкость (акад. час.)
| дневное отделение
| заочное отделение
| Общая трудоёмкость
|
|
| Аудиторная работа
|
|
| Лекции
|
|
| Семинары
|
|
| Практические занятия
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
| Групповые и индивидуальные консультации
|
-
|
-
| Текущий контроль
| Устный опрос, тестирование, рефераты, решение задач
| Устный опрос, тестирование, рефераты, решение задач
| Курсовое проектирование
| -
| -
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Экзамен
|
4.2. Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Аудиторные часы
| Самостоя-тельная
работа
| Лекции
| Семинары
|
| Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
|
|
|
|
|
| Изучение последствий государственного долга
|
|
|
|
|
| Инфляция и инфляционная политика
|
|
|
|
|
| Экономический рост и социально-экономическое развитие страны
|
|
|
|
|
| Временная несогласованность экономической политики
|
|
|
|
| | Итого
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения
№
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Аудиторные часы
| Самостоятель-ная работа
| Лекции
| Семинары
|
| Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
|
|
|
|
|
| Изучение последствий государственного долга
|
| -
| -
|
|
| Инфляция и инфляционная политика
|
|
|
|
|
| Экономический рост и социально-экономическое развитие страны
|
|
|
|
|
| Временная несогласованность экономической политики
|
|
|
|
| | Итого
|
|
|
|
|
4.3. Содержание разделов дисциплины
№
| Наименование разделов
и тем
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Образовательные технологии
| 1.
| Тема 1. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
| Модель Манделла-Флеминга (плавающий валютный курс и фиксированный валютный курс).
Модель долгосрочного равновесия в малой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала.
Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала в долгосрочном аспекте .
Мультипликаторы экономической политики в модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала.
Применение моделей открытой экономики к анализу эффективности российской экономической политики.
| ОК-3; ПК-7;
ПК – 8.
| Лекции;
Семинарские занятия;
Письменные домашние работы;
Расчетно-аналитические задания;
Самостоятельная работа студентов;
Консультации преподавателя;
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий;
Компьютерные симуляции;
Анализ деловых ситуаций.
|
| Тема 2. Изучение последствий государственного долга
| Традиционный поход к государственному долгу.
Подход Барро-Рикардо.
Платежеспособность государства по внутреннему долгу.
Проблемы измерения дефицита государственного бюджета.
Модели платежеспособности по внутреннему долгу.
Модели платежеспособности государства по внешнему долгу.
Общая модель платежеспособности государства .
| ОК-1; ОК-3;
ПК-8; ПК-10
| Лекции;
Семинарские занятия;
Письменные домашние работы;
Расчетно-аналитические задания;
Самостоятельная работа студентов;
Консультации преподавателя;
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий;
Компьютерные симуляции;
Анализ деловых ситуаций.
|
| Тема 3. Инфляция и антиинфляционная политика
| Подходы к моделированию инфляции.
Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета .
Модель Кагана.
Модель Бруно-Фишера.
Модель Сарджента—Уоллеса.
| ОК-1; ОК-3;
ПК-8; ПК-10
| Лекции;
Семинарские занятия;
Письменные домашние работы;
Расчетно-аналитические задания;
Самостоятельная работа студентов;
Консультации преподавателя;
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий;
Компьютерные симуляции;
Анализ деловых ситуаций.
|
| Тема 4. Экономический рост и социально-экономическое развитие экономики
| Модель Солоу (характеристики модели, воздействие изменения нормы сбережения, «Золотое правило», источники экономического роста, «остаток Солоу», темпы роста при переходе к стационарному состоянию, абсолютная и относительная конвергенция).
МОДЕЛИ ЭНДОГЕННОГО РОСТА (модель АК, модель Ромера, модели, объясняющие темп технологического прогресса, .модель растущего разнообразия товаров,. модель ступенек качества, модель заимствования технологий).
Модели Рамсея и пересекающихся поколений: общий обзор.
| ОК-3; ПК-1;
ПК-8,10
| Лекции;
Семинарские занятия;
Письменные домашние работы;
Расчетно-аналитические задания;
Самостоятельная работа студентов;
Консультации преподавателя;
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий;
Компьютерные симуляции;
Анализ деловых ситуаций.
|
| Тема 5. Временная несогласованность экономической политики
| Основные понятия и концепции.
Модель Кидланда-Прескотта.
Модель делегирования полномочий.
Репутация и динамическая согласованность политики.
Проблемы координации кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политик.
| ОК-1; ОК-3;
ПК-8; ПК-10
| Лекции;
Семинарские занятия;
Письменные домашние работы;
Расчетно-аналитические задания;
Самостоятельная работа студентов;
Консультации преподавателя;
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий;
Компьютерные симуляции;
Анализ деловых ситуаций.
|
Содержание (практических)семинарских занятий
Тема 1. Модели открытой экономики и эффективность экономической политики
Вопросы для обсуждения:
1. Модель малой открытой экономики с совершенной мобильностью капитала (долгосрочный аспект): предпосылки, условия равновесия на макроэкономических рынках, механизм достижения общего экономического равновесия. Анализ влияния на долгосрочное равновесие бюджетно-налоговой политики в стране и за рубежом, внешнеторговой политики, сдвигов инвестиционного спроса.
2. Модель краткосрочного равновесия в малой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала. Моделирование последствий бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, внешнеторговой политики при различных валютных режимах. Анализ влияния экономической политики за рубежом на краткосрочное равновесие. Процесс перехода от краткосрочного равновесия к долгосрочному.
3. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала (долгосрочный аспект): предпосылки, условия равновесия
на макроэкономических рынках, механизм достижения общего экономического равновесия.
4. Анализ влияния на долгосрочное равновесие бюджетно-налоговой политики в стране и за рубежом, внешнеторговой политики, сдвигов инвестиционного спроса.
5. Модель открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала (краткосрочный аспект): предпосылки, условия равновесия
на макроэкономических рынках, механизм достижения общего экономического равновесия.
6. Моделирование последствий бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, внешнеторговой политики при различных валютных режимах.
7. Совокупный спрос в открытой экономике с различными валютными режимами.
8. Мультипликаторы экономической политики в моделях открытой экономики при фиксированном и плавающем валютном курсе. Анализ сравнительной эффективности бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политик при различных валютных режимах.
9. Учет в моделях открытой экономики зависимости чистого экспорта от дохода: последствия в этом случае экономической политики при различных валютных режимах, мультипликаторы и эффективность экономической политики. Сравнительный анализ результатов представленных моделей.
10. Применение моделей открытой экономики к анализу эффективности экономической политики в России. Анализ сравнительной эффективности бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политик в российской экономике в периоды действия плавающего валютного курса и поддержания валютного коридора.
Примерные задачи:
1. Пусть основные макроэкономические зависимости в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом имеют вид:
С = а + в( Y- T); / = с - dr; NX = g — kɛr; (M/P)d = еY- fr,
а, с, d, g, к,e,f> 0, 0 <b <1.
Выразить мультипликаторы бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики через коэффициенты модели.
2. Пусть в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом
С = 125 + 0,75(Y- T); I = 200 – 10r-; NX = 150 - 50ɛr;
(M/P)d = 0,5Y- 40r;
G = Т= 100; M= 500; Р= 1; rмир. = 5.
а) Выпишите в координатах (Y,ɛr) уравнения ISи LMдля этой экономики.
б) Определите равновесные значения выпуска, инвестиций, реального обменного курса, чистого экспорта.
в) Выпишите уравнение совокупного спроса.
г) Найдите мультипликаторы бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
д) Пусть государственные расходы увеличились на 100. Найдите новый равновесный уровень выпуска с помощью мультипликатора и из решения модели. Сравните полученные результаты.
е) Пусть государственные расходы снова равны 100, а предложение денег увеличилось на 100. Найдите новый равновесный уровень выпуска с помощью мультипликатора и из решения модели. Сравните полученные результаты.
ж) Как чувствительность спроса на деньги к доходу влияет на эффективность кредитно-денежной политики?
3. Пусть выпуск в открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала описывается производственной функцией
У= К 1/2 L1/2, гдеКи L — запасы капитала и труда в экономике;К= 2500, L = 400. Потребление (С), инвестиции (I), чистые зарубежные инвестиции (NFI), чистый экспорт (NX) описываются следующими функциями:
С= 60 + 0,8 (Y- Т);
I= 150 – 30r;
NFI= 50 – 20r;
NX= 19 - 3ɛr.
Общая величина собираемых налогов не зависит от дохода и совпадает с величиной государственных закупок, равной 200.
а) Определите выпуск, потребление, частные, государственные и национальные сбережения, инвестиции, чистый экспорт, чистые зарубежные инвестиции, ставку процента, реальный валютный курс в первоначальном состоянии долгосрочного равновесия.
б) Пусть государство проводит стимулирующую налоговую политику и увеличивает государственные закупки на 20. Определите величину изменения показателей, перечисленных в пункте «а»,для нового состояния долгосрочного экономического равновесия. Каков основной итог проведенной политики с точки зрения долгосрочного аспекта?
в) На сколько нужно изменить величину собираемых налогов, чтобы достичь тех же значений инвестиций и чистого экспорта, которые были получены при увеличении государственных закупок (пункт «б»)? Значения каких реальных переменных будут отличаться от результатов пункта «б»)?
г) Пусть при первоначальных условиях в результате введения инвестиционного налогового кредита автономные инвестиционные расходы увеличиваются на 15. Определите показатели, перечисленные в пункте «а», для нового состояния долгосрочного равновесия.
д) Пусть при первоначальных условиях в результате проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики зарубежными государствами возрастает мировая ставка процента, что приводит к росту автономных чистых зарубежных инвестиций на 10. Определите показатели, перечисленные в пункте «а», для нового состояния долгосрочного равновесия.
е) Пусть при первоначальных условиях введение квот на импорт привело к росту автономного чистого экспорта на 6. Определите показатели, перечисленные в пункте «а», для нового состояния долгосрочного равновесия.
ж) Проиллюстрируйте графически переход от первоначального долгосрочного равновесия к новому для пунктов «б—е».
4. Пусть в модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала функции потребления, инвестиций, чистых зарубежных инвестиций и чистого экспорта являются линейными. Покажите алгебраически, как в этом случае проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики за рубежом повлияет в долгосрочном периоде на потребление, инвестиции, чистый экспорт, чистые зарубежные инвестиции, ставку процента, реальный валютный курс рассматриваемой страны.
5. Пусть в большой открытой экономике с плавающим валютным курсом
С= 125 + 0,75(Y – T);
I = 200 – 10r;
NX = 150 - 50ɛr;
NFI = 100 – 20r;
(М/Р)d= 0,5Y – 40r;
G = Т= 100;
М = 500;
Р=1.
а) Выпишите уравнение совокупного спроса.
б) Найдите мультипликаторы бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
Основная литература:
Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. Гл.1, 2. 3
Дополнительная литература:
1. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст.2-е изд. СПб.: Судостроение, 1998.
2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1997;ИНФРА-М, 1997.
3. Макроэкономическая теория и анализ конкретных ситуаций /Под ред. Н.Л. Шагас и Е.А. Тумановой. М.: ТЕИС, 2000.
4. Макроэкономическая теория и проблемы современной России / Под ред. Н.Л. ШагасиЕ.А. Тумановой. М.: ТЕИС, 2001.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|