Сделай Сам Свою Работу на 5

Я там поняла мудрость, которую до этого понять не могла; детей надо воспитывать для жизни с помощью самой жизни.





Я преобразилась, я нашла в себе Учителя, изгнала из себя насильника... я... я... о-о-о...

– Елизавета Павловна, хватит плакать. Вы разве не заметили, что плача всё рассказывали.

– Выпейте воды, успокойтесь.

– Можно задать вопрос Елизавете Павловне?

– Дайте ей успокоиться.

– Спросите, она говорит, можно.

– Спасибо. Елизавета Павловна, когда вы узнали, что этот человек с бородой есть наш бывший коллега Михаил Михайлович?

– Узнала об этом сегодня, когда Георгий Леонович показал нам его фотографию, где у него белоснежная борода.

– Да?! И какое у вас возникло чувство?

– Я не знаю, что вы имеете в виду, но я переживаю стыд за себя и за всех вас. По отношению к человеку, которого ученики и родители прозвали Учителем и Волшебником, мы с вами поступили низко. Он, как я поняла, не винит никого из нас, но мы же хотя бы теперь понимаем, что провинились!

– Георгий Леонович, продолжайте!

– Спасибо, Елизавета Павловна, вы мне очень помогли своим рассказом!

Я обещал вам вернуться к деятельности ассоциации учителей-пенсионеров.

У этих людей неисчерпаемая энергия и жажда к творчеству. В ассоциации собрались те, которые не могут быть бывшими учителями, они «пожизненные учителя». В них творчество не исчерпало себя, потому они не принимают так называемый «заслуженный отдых», они чувствуют себя в силах жить творчески.



Но кто в них нуждается?

И они увидели, что в их поддержке нуждается гуманная педагогика. Даже бывшие авторитарные учителя, поняв суть гуманной педагогики, стали её поборниками.

В ассоциации было вначале четыре человека, через несколько месяцев их стало более сорока, теперь же в объединении более ста жизнерадостных «пожизненных учителей». Но главное, как вы понимаете, не объединение, а дела, которыми они занимаются.

И вот одно из прекрасных дел.

Они создали школу и назвали её так: «Ты всё можешь!»

Они вспомнили учителей-новаторов, которые в 80-е годы прошлого века пробивали заслоны государственного авторитаризма. Они в своём отчёте «Педагогика сотрудничества» объявили: «Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными».

«Возможно ли такое – сделать слабых сильными?» – задумались «пожизненные учителя» и решили, что такое может совершить не всякий учитель, а учитель гуманной педагогики, в котором сочетаются мудрая любовь к Ребёнку, глубокая вера в его способности, творящее терпение в общении с ним.



Они подготовили себя для такой работы, создали школу и приняли первых учеников, которых их учителя считали малоразвитыми, отстающими, неполноценными, необучаемыми и вообще пропавшими. Некоторые из учеников были из школ выравнивания, из коррекционных школ.

Вам, уважаемые коллеги, наверное, хочется узнать, как эта школа устроена и каковы результаты.

Устроена она очень просто: классные комнаты – это свободные комнаты или квартиры самих «пожизненных учителей», их более двадцати; один учитель занимается одним или двумя-тремя учениками; режим занятий – свободный; сами занятия для учеников – добровольные; принцип занятий, помимо общих положений, – творчество и вдохновение; занятия бесплатные.

Есть ещё одна особенность: «пожизненные учителя» пытаются достигнуть дружбы и духовной общности со своими учениками, ходят вместе с ними в музеи, театры, приглашают их на свои праздники.

Надо знать, с какой ответственностью они готовятся для встречи со своими учениками. Каждую встречу они превращают в радость для себя и для учеников, ищут новые подходы к ним, вовлекают их в поисковую деятельность. Но главное в том, что смотрят на каждого из них как на талантливого и поощряют проявлять свои способности. Повторяю, уважаемые коллеги: «пожизненные учителя» ставят перед собой задачу – раскрыть в Ребёнке творческие способности и таланты, а не «вытягивать его из болота».



И что же из этого получается?

Получается сказка.

Послушайте одну из них.

Жил-был мальчик, любящий гонять собак, веселиться и шалить.

Мама с папой весь день были на работе, сына видели только вечером, перед сном. Целовали его в лоб и говорили: «Какой ты у нас умница... спи...»

Но когда повели его в школу, учителя обнаружили, что никакой он не умный, у него нет ушей, чтобы слушать.

Повели к специалистам, чтобы проверить.

Те вынесли заключение: «Умственно отсталый, задержка в развитии».

Но никто не задался вопросом: если он умственно отсталый, почему у него шалости получаются хитрыми?

Вот, скажем, будучи в пятом классе, принёс он в школу пилу, – разумеется, маленькую, – чтобы никто не заметил, и от учительского стола отпилил кусочек ножки. А когда на уроке учитель, который любил кричать и всех пугать и присесть на край стола и важно всех контролировать, сел на край, никто не понял, почему он вдруг рухнул на пол.

Дети от удивления вскричали, но тут же дружно захохотали, глядя на грозного учителя в неприглядной позе.

Учитель встал, оглядел всех, как хищник, которого разозлили, и процедил:

– Кто это сделал?

Мальчик весело признался:

– Я!

Такая дерзость и справка специалистов сразу решили его судьбу. «Хватит! – заключила комиссия. – Отправить в школу для глупых!»

Друзья, то есть весь класс провожали его с грустью, девочки – со слезами на глазах.

В школе глупых учителя – мастера того, как из глупого сделать более глупого. Там они поставили мальчику свой диагноз: «Тяжёлый случай».

Но однажды на улице его остановила фея и сказала: «Хочешь научиться летать?» «Хочу!» – сказал он с жаром.

Тогда фея повела его в другую школу, которая называлась: «Ты всё можешь!»

Три года он учился у феи летать, скрывая это от своих учителей из школы глупых. Наконец те с изумлением обнаружили: «Он очень умным становится... Держать его у себя опасно, дурно может повлиять на других...» И решили вернуть обратно.

Друзья-одноклассники узнали его, а учителя за три года совсем его забыли.

Это правдивая сказка!

Уважаемые коллеги, учителя девятого класса, что вы скажете о новом ученике Антоне, который пришёл к вам три месяца тому назад?

– Он в моём классе. Талант.

– У меня он самый сильный по математике...

– Я биолог, он написал научную статью о генетике...

– Неужели это тот самый Антон? Невероятно!

– Да, он и есть герой моей сказки.

А кто есть фея, которая продолжает учить его летать?

Это одна из того корпуса «пожизненных учителей» и не хочет себя выдать. Но если вы, учителя Антона, напишете свой отзыв о нём, я передам ей, она порадуется.

В восьмом классе есть мальчик Лёша. Что вы о нём скажете?

– Замечательный мальчик...

– Многогранно талантливый...

– Воспитывается без отца... но воспитанный...

– Два года тому назад о нём учительский консилиум написал заключение. Читаю: «Слаборазвитый. Плохо соображает. Отстающий. Кандидат второгодничества. Рекомендуется отправить в коррекционную школу». Следует подпись трёх учителей.

По настоянию матери мальчик остался в нашей школе, но авторы заключения не ждали чудес.

А чудо случилось. Случилось оно благодаря заботе его феи.

Есть в шестом классе девочка Надя.

– Да, она с задержками в развитии...

– Она очень слабая. Она условно переведена в шестой, но вряд ли перейдёт в седьмой.

Ябы посоветовал вам не спешить с выводами. К ней недавно явилась своя фея. Как говорят, доживём до понедельника.

Деятельность этой чудесной школы обширная. В ней сейчас возрождается пятьдесят пять ребят, отрешённых своими учителями как «недоразвитые» и «необучаемые». Добрые феи и добрые волшебники заняты ими.

Я имею поручение к вам от этих «пожизненных учителей» – передать каждому из вас в дар только что изданную ими книжку «Манифест гуманной педагогики». «Манифест» был принят деятелями Международного движения гуманной педагогики.

Позволю себе зачитать из него два абзаца.

«Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит – станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов».

Среди авторов «Манифеста» значится Учитель.

Уважаемые коллеги!

Я завершил свой рассказ об Учителе.

По логике вещей я должен предложить вам выводы.

Но какие?

Может быть, вы их сделаете сами?

Спасибо за внимание.

– Дайте слово! Пожалуйста, дайте мне сказать! Спасибо! Вот что я хочу сказать: когда выйду на пенсию, я, наверное, вступлю в корпус, как вы сказали, «пожизненных учителей», но теперь...

Мысли «философа»:

«Великое слово – “Учитель”!

Учитель – Свет дарящий!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.