Сделай Сам Свою Работу на 5

Наконец, предстал перед Богом.





И вот, стоит он перед Ним, чтобы отчитаться о прожитой жизни...

P.S. Пригодится ли вновь прибывшим ангелам Божье предупреждение:

“Братья мои, не все делайтесь учителями, зная, что тем самым мы подвергнемся большему осуждению”».

 

– А теперь о событиях четырёхлетней давности.

Страна готовилась к политическим выборам.

В школе организовали избирательный участок.

Директора назначили председателем участковой избирательной комиссии, в которую ввели и Учителя – человека, не принадлежащего ни к какой партии.

Выборы закончились.

Члены комиссии сосчитали голоса, заполнили и подписали протоколы.

Все разъехались по домам.

Но поздней ночью Учителя разбудили и опять отвезли в школу. Членам комиссии директор объявил, что при составлении протоколов были допущены ошибки, потому надо их заново подписать.

Члены комиссии, имеющие опыт работы в подобных политических акциях, с молчанием приняли сообщение директора. Каждый подписал пакет протоколов, и дело дошло до Учителя.

Он начал изучать новые данные результатов голосования.

Директор предупредил:

– Михаил Михайлович, мы все устали, не задерживайте нас. Протоколы должны быть доставлены срочно.



– В прежних протоколах ошибок не было, а вот в этих – есть. В них перераспределены голоса... – сказал он с удивлением.

– Михаил Михайлович, вы понимаете, о чём я говорю? – строго сказал директор.

– Но это фальсификация, – сказал Учитель, – мы не ошиблись при подсчёте бюллетеней.

Директор остолбенел.

– Михаил Михайлович, неужели вы чего-то недопонимаете? – голос директора о чём-то предупреждал Учителя.

– Я понимаю то, что вы хотите сделать меня соучастником подлога. Но я делать этого не буду! – спокойно, но твёрдо произнёс Учитель.

Тогда директор встал и отвёл Учителя в сторону.

– Михаил Михайлович, это указ сверху... Вы понимаете? Кроме того, от протокола зависит выдача премии каждому члену комиссии, в том числе и вам. Не подводите людей...

Внушительные объяснения, произнесённые шёпотом и как-то умоляюще, не подействовали на Учителя.

– Я никого не могу подводить, и в первую очередь себя и избирателей, – вновь произнёс он спокойно и твёрдо.



Тогда директор применил угрозу.

– Вы понимаете, чем рискуете... Вас из школы выгонят...

– Вот что я вам скажу, уважаемый директор: я родился, чтобы умереть Учителем! – жёстко сказал он и покинул школу.

Было далеко за полночь.

У входа стояли машины, чтобы развезти членов комиссии по домам, но ему никто не предложил отвезти его обратно. До утра он шагал по безлюдным улицам.

Спустя несколько дней в школе распространился слух, что скоро директора уволят. Причину знали все: он не угодил правящей партии, не смог обеспечить нужные протоколы счётной комиссии. Но об этом говорили в тиши. Скоро заговорили ещё о том, что посылают финансовую ревизию. Говорили также, что всё это из-за Учителя. Именно из-за него школа не получит финансовой поддержки, учителя не получат премии, не будет нового компьютерного класса и т.д.

Вокруг Учителя в школе создалась недоброжелательная обстановка. Простите, уважаемые коллеги, но правда была такой: многие из вас, встречая его в коридорах школы, бросали на него осуждающие взгляды. Вы знали, что он защищал честь учителя, но для вас это было неважно. Какая честь, когда школа потеряла грант, нагрянула финансовая проверка, пересматривается личное дело каждого! Он стал как прокажённый среди вас. Лишь немногие подходили к нему, пожимали руку и говорили с сочувствием: «Я вас понимаю, Учитель!»

Финансовая ревизия ещё копалась в документах и выискивала серьёзные нарушения, когда в школу пришла ещё одна проверяющая бригада. «Есть сигнал, – сказал руководитель бригады, – что в школе плохо обстоит дело с обучением физике». То есть обвиняли Учителя. «Сигнал» бригадир никому не показывал и, видимо, сам тоже не видел, но он знал, какое в нём выдвигается обвинение: школьники плохо подготовлены по физике! Это был абсурд: именно по физике ученики проявляли самые высшие успехи во всём огромном городе. Однако ясно было: копали под Учителя.



Бригада провела во всех классах какую-то доселе неизвестную молниеносную проверку и скороспело объявила, что «факт» подтвердился. Но «факт» члены бригады берегли как государственную тайну. На другой день из управления пришёл приказ об увольнении Учителя.

Я вынужден описать ту неприглядную картину, которая никому из вас, уважаемые коллеги, не принесёт чести. Но это надо сделать ради того, чтобы восторжествовала правда.

Учитель как обычно приходит в школу утром. Он ещё не знает о своём увольнении.

В холле его встречает завуч и несколько учителей в качестве свидетелей.

Завуч объявляет Учителю, что он уже не учитель школы, и вручает приказ. В холл сбежались и другие учителя, которым тоже хочется быть свидетелями. Бегут и ученики Учителя. К ним присоединяются вновь пришедшие учителя и ученики. Так за считанные минуты холл заполнился до отказа. В отличие от учителей, дети пришли не из-за интересного зрелища, а для защиты своего любимого Учителя. В холле невероятный шум детского возмущения.

Учитель спокойно принимает известие о своём увольнении и спрашивает, может ли он из кабинета забрать личные вещи и попрощаться с учениками своего шестого класса.

Завучу приказано не пропускать Учителя дальше холла, потому он отвечает: «Нет, вещи отберут сами и вышлют по домашнему адресу».

Из собравшихся кто-то кричит: «Ну как, учитель-гуманист, допрыгался?»

А другой кричит: «Хочешь, значит, умереть учителем? Вот и умирай!»

Один из тогдашних восьмиклассников записал всё на видео. Многие из вас могут узнать себя, услышать свои выкрики, посмотреть на выражение своего лица.

Нет сочувствия и сопереживания.

Нет возмущения беззаконию.

Но есть насмешливые взгляды и реплики.

Лишь один учитель математики прорывается через плотное кольцо, преклоняется перед Учителем и громко произносит: «Вы – лучший Учитель, а проверяющие – подлые люди. Вы честь и гордость истинного учителя, а те, которые затеяли вашу травлю, подонки!» Он крепко жмёт руку Учителю и отходит.

Среди учителей есть ещё одна женщина: на видеозаписи видно – она плачет.

Ученики бурлят, их возмущение постепенно переходит в скандирование: «Михаил Михайлович – У-чи-тель... У-чи-тель... Мы лю-бим... лю-бим... лю-бим...»

Школа сотрясается от гнева детей.

Они отгоняют учителей от Учителя.

Старшеклассники подымают его и сажают себе на плечи. Учителю неловко, он этого не хочет, но старшеклассники не слушаются.

Завуч поднимает руки, просит успокоиться, хочет что-то сказать, но его никто не слушает.

Но вот руку поднял Учитель, и сразу всё стихло.

Он просит поставить его на место, но старшеклассники отказываются.

В полной тишине взволнованным, но бодрым голосом он произносит слова, обращённые к ученикам:

– Ребята, всегда живите только по совести, и всё будет хорошо!

Армия учеников провожает его до железных ворот, скандируя: «Мы любим тебя, Учитель!»

Девочки плачут.

Плачут и мальчики.

А шестой класс, осиротевший, рыдает в голос.

Итак, начальство свершило одно наказание – Учитель уволен.

А что с директором? Ведь ходили слухи, что увольняют и его? Ведь финансовая проверка выявила «большие нарушения в трате бюджетных и внебюджетных средств».

Но директор не был уволен. Видимо, правящая партия на этот раз пощадила своего члена. Зато всю тяжесть «больших финансовых нарушений» взвалили на бухгалтера, дело которого направили в прокуратуру. Директор, как вы знаете, держался за своё кресло до последнего момента, пока не произошло известное вам трагическое событие, и простить было уже нельзя.

После увольнения из школы для Учителя началась другая жизнь. Он ещё не знал, как она сложится, но она резко отличалась от прежней хотя бы тем, что у него уже не будет учеников и он не будет творить для них уроки. В ту ночь его мучила мысль: может ли он себя считать учителем, если у него нет учеников? Учитель без учеников – бывает ли такое? Но, как я уже вам сказал, на другой день пришли к нему шестиклассники, и вопрос этот был отчасти решён. Для его полного разрешения он искал должность учителя в разных школах, хотя безуспешно.

Если бы он даже нашёл другую школу, других учеников и среду других коллег, всё равно это не помогло бы ему освободиться от грусти, которая до сих пор не покидает его. Возможно, вы не поверите, но это правда: он и по сей день скучает по вас, по этой школы. Ему было хорошо с вами, независимо от того, как вы относились к нему.

Он давно, со дня принятия гуманной педагогики, лишил себя чувства раздражения и нетерпимости; взамен развились в нём спокойствие, понимание, творящее терпение. Для него любить вас – естественное состояние.

Для него высшим нравственным законом является заповедь Христа: «Отнесись к ближним твоим так, как хочешь, чтобы они отнеслись к тебе». Потому каким бы ни было ваше отношение к нему, он всё равно демонстрировал бы вам своё неизменное человеческое отношение.

Он мечтатель. Но мечты его имеют магнитную природу: притягивают условия и складывают обстоятельства, чтобы они сбылись. В своих мечтах он рисует вас, мечтает с вами вместе зажечь в этой школе факел обновления.

Он доверил мне общую тетрадь с записями о вас. В ней он рисует ваши портреты, так сказать, в стиле графики, точнее – штриховки. Рисует не сразу, а в течение долгого времени: сделает один штрих одной-двумя фразами, потом, спустя месяц или даже год, наносит другой штрих и т.д. Потому портреты не дорисованы, не готовы для выставки. Тем не менее, чувствуя ваше любопытство, познакомлю с одной зарисовкой. Это об учителе биологии Семёне Давидовиче.

Первый штрих:

«Ему больше 65 лет.

Высокий, худощавый, элегантный.

Выдерживает внешнюю строгость, что не даёт проявиться внутреннему обаянию...»

Второй штрих:

«Встречаемся в коридоре.

Пожал руку обеими руками. Чувствую – дружелюбный...»

Третий штрих:

«Открытый урок – по всем правилам традиционной дидактики.

Изображает строгость, требовательность.

Позволяет себе насмешки, переходящие в грубость и унижение ученика.

Но чувствуется – это противоречит его внутренней природе...»

Четвертый штрих:

«Предложил идею открытой любви.

Типичный Фома неверующий – поверит, как только будет потрясение...»

Вот такая зарисовка, конечно, незавершенная.

– Это я, это я... Я поверил в идею открытой любви, великая идея! Но не верил, пока дети не встряхнули меня. Он ясновидящий, что ли...

– Второй портрет, который хочу вам представить, – молодой учительницы изобразительного искусства Лидии Андреевны.

– Он меня совсем не знал... Как это?!

– Вот штрихи этого портрета:

«Молодая художница.

Был на выставке её картин – талантливая...»

Далее:

«Читал её авторскую программу.

Принцип: через технику изображения – к художественным способностям.

Поймет ли идею: через синтез видов искусств – к духовному миру личности.

Надо попробовать...»

Продолжения нет.

– Как вы сказали? Можно записать? Через виды искусств... Да-да, через синтез видов искусств к духовному миру личности. Спасибо. Значит, программу надо писать заново! Вы не скажете, идея из гуманной педагогики?

– Думаю, разберетесь сами.

Есть поучительные штрихи об учительнице английского языка, автора пресловутого метода «на лбу». Нона Владимировна, вы позволите зачитать?

– Мне все равно...

– Тогда читаю.

«Страсть к самоутверждению через власть и агрессию.

Талант, заключенный в самость, будет погублен.

Есть такие, которые не могут, но есть такие, которые не хотят.

Она не хочет, потому – обречена...

Можно спасти талант, если превозмочь свое нежелание и устремиться к великодушию...

Ищу выход.

Могла бы стать сияющим учителем...»

– Ух ты! Видите, это о вас – «сияющий учитель». Вам это все равно?

– Отстаньте от меня!

– Вы не могли бы прочесть обо мне, если, конечно, есть запись?

– Есть. Вот, послушайте:

«Виктор Петрович. Моего возраста.

Читает Корчака – это уже многое значит...

Человек веры...

Повел своих учеников в поход в горы...

Пути сотрудничества...»

– Он собирался со мной сотрудничать?! Было бы интересно... Обидно, что уволили.

– Вот так размышлял он о вас, искал точки соприкосновения с каждым.

Продолжу рассказ о жизни учителя за последние четыре года.

Он человек действия и со следующего же дня начал менять обстоятельства вокруг себя. Он вообразил, что не уволен, а ему дан творческий отпуск для совершенствования своей природы, расширения сознания и углубления в идеи гуманной педагогики.

Что для этого нужно?

Нужно упражняться в общении с людьми, нужно читать и нужно думать.

И он начал заниматься этим делом.

Вся окружающая среда годилась для упражнения в общении – улица, метро, троллейбус, магазины... Всюду люди. Каждый, соприкоснувшись с ним, наверное, уносил с собой мысль: «Какой он приятный (хороший, добрый) человек!»

Для думанья тоже годилась вся среда, вся обстановка. Он мыслил сосредоточенно, направлял пучок мыслей на помощь знакомым и незнакомым, не допускал в сознании, как сказано в мудрых книгах, саранчу мыслей, старался мыслить красиво, проникал в вещи и явления, утончал воображение и т.д.

Что касается чтения, то он выбрал публичную библиотеку и окружил себя книгами.

Он читал книги как учёный, доктор наук, – анализировал, обобщал, систематизировал. Особо заботился подвергать всё измерению духовности, видеть людей, вещи и явления через духовность. Это и было для него расширением сознания.

Он, конечно, прекрасно знает, что невозможно все прочитать. Потому надо быть осторожным при выборе авторов и сфер читаемого, чтобы не тратить время на второстепенное и ненужное. Надо читать в первую очередь классику, решил он. В классике все: и прошлое, и настоящее, но особенно – будущее. Потому читал он классическую педагогику, классическую философию, классическую психологию и, конечно же, классическую художественную литературу.

Он с пристрастием изучал новые исследования по физике, написал пару статьей и опубликовал в зарубежных изданиях.

Он читает до сих пор, размышляет, философствует и, конечно, мечтает.

Завёл себе порядок ходить в ближайший парк, садиться на скамейку, – выбрал для себя укромное место, – размышлять и строить перед собой на песке палкой схемы, модели, уравнения.

В одном из таких занятий он обнаружил, что видит вещи изнутри, потому понимает более глубинные причины того, что происходит или может происходить в ближайшем или отдалённом будущем. Его схемы и формулы на песке выглядят странными, и прохожие часто останавливались и с интересом наблюдали, что ещё начертит кончик палки на песке. Но их привлекали не только схемы, но, в первую очередь, привлекал он сам.

Смотрите на экран: я вам показываю фотографию загадочного человека – он сидит на скамейке, на коленях держит портфель как рабочий столик, на нём раскрытая тетрадь, в руках у него палка с острым наконечником; он уже зарисовал схему, – вы её видите на песке, – а теперь что-то записывает в тетради. Но сам-то человек какой! Шикарная белоснежная борода и длинные белые волосы! На нём чёрный костюм, на лацкане блестит золотой значок с изображением сердца и лебедя; под костюмом безупречная белая рубашка, да ещё бабочка под бородой. А перед ним странные знаки на песке! Сказка, волшебник из сказки!

Вот и останавливается молодой человек, – как потом выяснилось, студент факультета физики, – зачарованный зрелищем. Сперва он наблюдает за ним стоя, потом садится на другой край скамейки. Но волшебник не замечает его, он что-то быстро записывает в тетради, а потом с закрытыми глазами смотрит в небо.

Наконец он заметил рядом сидевшего молодого человека и улыбнулся.

– Здравствуйте! – сказал он молодому человеку.

– Здравствуйте! – ответил тот.

– Вы хотите спросить, что у меня на песке?

– Да, – ответил молодой человек, – такие схемы впервые вижу!

– Кто вы по профессии?

– Физик, но пока студент...

– Ясно. Должно быть, вы поймёте меня...

И старик рассказал студенту о странном движении одной неизвестной науке частицы.

– А вам откуда известна эта частица? – спросил студент.

– Я вычислил её так же, как астрономы вычисляют массу и движение невидимого тела с помощью массы и движения видимых тел.

– Но вы уверены, что эта неизвестная частица действительно существует?

– Дело в том, что я ещё и вижу её, – сказал дед, как его назвал студент.

– Как это видите?! – удивился студент.

– Вас удивляет, что я вижу движение частицы, а меня удивляет, что вы этого не можете увидеть. Это так просто!

– И как эта частица движется?

– Она движется скачками как кузнечик, но скачки эти разные, как будто записывается кардиограмма неравномерного ритма сердца. Вы о таком движении частиц знаете что-либо?

– Нет, – ответил студент.

– А объяснить такое явление можете?

– Тоже нет...

– Вот и я не могу объяснить, что это за частица и почему так странно себя ведёт, – сказал дед и задумался. Потом продолжил. – Может быть, она действительно снимает кардиограмму какого-то другого тела в масштабе микромира?

В общем, студент был поражен многосторонностью и глубиной суждений, схемами и формулами деда и после долгого общения с ним спросил:

– Вы бы не могли прочитать моим товарищам и мне несколько лекций о ваших наблюдениях и открытиях?

Дед-Учитель согласился, и они назначили дни и часы встречи.

Как только студент ушёл, место на скамейке заняла пожилая женщина. Она надела очки и погрузилась в чтение книги. Учитель продолжил свои мысленные эксперименты и построение схем на песке. Потом сердце подсказало, что сидящая рядом женщина должна быть ему знакома. Он взглянул на неё и сразу вспомнил: видел её в январе этого года на Международных Педагогических Чтениях.

– Здравствуйте! – сказал Учитель.

Он хотел ещё что-то сказать, но не успел: женщина, взглянув на него, радостно воскликнула:

– Ой, это вы, Михаил Михайлович! Как я сразу не узнала вас, у вас другой вид – с бородой... По глазам только узнаю вас. У вас был замечательный мастер-класс на Чтениях.

Они разговорились.

Вспоминали события, происходящие на Чтениях.

Сказали о том, что тема была отличная, продиктованная идеями Василия Александровича Сухомлинского: «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света». Чтения посвящались великому педагогу. Вспомнили дочь Василия Александровича – Ольгу Васильевну, которая была приглашена.

– Она милая, талантливая женщина... Какой был у неё прекрасный доклад об отце...

– Я вас видела в журнале «Три ключа». Там ваш большой портрет!

– Да? – порадовался Учитель. – У меня нет этого номера.

– Я вам подарю.

Потом они рассказали друг другу о себе, и выяснилось, что их постигла почти одинаковая судьба.

«Меня уволили...»

«Я уволилась...»

Наталья Борисовна на пенсии, но ушла из школы в знак протеста против директора, который всячески препятствовал и даже запрещал вести в своих начальных классах творческую работу, вводить в практику содержательные оценки, применять гуманные подходы.

– А я без всего этого жить не могу... Я творчеством живу! – сказала она.

Она собирается с нового учебного года начать работать в другой школе, куда её уже пригласили, примет первый класс.

– Мечтаю об этом классе, – сказала Наталья Борисовна, – уже девять раз принимала первоклассников и провожала их в пятый. Это будет мой юбилейный десятый первый класс. Хочу в конце концов зародить в себе наиболее искусного гуманного учителя. Я не пропускала ни одних Чтений, они сделали меня другим человеком и учителем. А сейчас я занята тем, что впитываю «море света» для своих будущих учеников, – и она добродушно улыбнулась.

Такого не бывает, но в тот чудесный день такое случилось: две старые женщины попросили Наталью Борисовну, весьма вежливо, чуть-чуть подвинуться на скамейке.

Они присели. Сперва говорили тихо о своём, потом притихли и прислушались к разговору рядом сидящих.

– Как интересно, – с улыбкой сказала одна из них, – мы тоже учителя-пенсионеры. Не хотим называться бывшими учителями. Вы говорили о гуманной педагогике?

Учитель и Наталья Борисовна живо обернулись в их сторону и тоже улыбнулись.

– Да, мы последователи гуманной педагогики, – сказала Наталья Борисовна, – участники Международных Чтений. А Михаилу Михайловичу присвоили звание Рыцаря Гуманной Педагогики, вот золотой значок... Он известный учитель.

Они с почтением рассмотрели золотой значок.

– А почему сердце и лебедь? – спросили они.

Наталья Борисовна объяснила: сердце – символ наступающей эпохи духовности, лебедь – символ мудрости.

– Мы наслышаны о гуманной педагогике, но толком ничего не знаем. Не могли бы объяснить нам, что это за педагогика? – попросили они.

Наталья Борисовна и Учитель принялись методично и эмоционально объяснять пенсионеркам Ксении Дмитриевне и Валентине Валентиновне смысл и способы гуманной педагогики, её отличие от авторитарной.

Те оказались под сильным впечатлением от рассказанного.

Жизнь пенсионерок пошатнулась.

Так как стало прохладно, а разговор прекращать не хотелось, Валентина Валентиновна пригласила всех к себе на чай. От парка она живёт недалеко, и они пошли пешком.

Разговор за чаем привёл к тому, что и Ксении Дмитриевне, и Валентине Валентиновне стало жаль себя: почему они, поддавшись слухам, в своё время сами не разобрались в гуманной педагогике? Могли же хотя бы в последние годы, перед тем как оставить школу, испытать на себе обновляющую педагогическую жизнь! Как жаль! Что теперь делать?

Наталью Борисовну осенила мысль, и она торжественно её озвучила:

– Несмотря на то, что мы на пенсии, мы не бывшие учителя, а учителя на всю жизнь! Мы можем многое сделать на практике. Мы можем создать свою ассоциацию учителей-пенсионеров для утверждения гуманной педагогики в образовании. Мы можем...

И дальше, вооружённые этой идеей, они вместе наметили программу своей деятельности:

– открыть школу поддержки,

– организовать семинары для учителей и родителей,

– вести с учителями лекционную работу,

– организовать и проводить в школах мастер-классы,

– помогать руководителям в организации Международных и Региональных Чтений,

– собирать средства для издания литературы,

– привлекать учителей к гуманной педагогической практике и т.д.

Так было создано это прекрасное добровольное общественное объединение учителей-пенсионеров, учителей на всю жизнь, или пожизненных учителей, как они себя назвали, поддерживающих гуманную педагогику. В скором времени к ним присоединились более 50 человек. Учитель – Михаил Михайлович – быть избран руководителем ассоциации.

Дело пошло.

Несколько учителей-пенсионеров, пройдя курсы повышения квалификации, через год вернулись работать в школы.

Программа ассоциации выполняется успешно.

О ней я ещё расскажу кое-что, но пока хочу вернуть вас к той скамейке в парке, где была назначена встреча со студентами.

На другой день ровно в шесть часов вечера Учитель пришёл к своей скамейке. Там уже ждали двенадцать студентов – девушек и парней. Вчерашний студент Алексей представил Учителя своим товарищам. Все они учились на втором курсе факультета физики. Учитель был немного смущён, с каким любопытством и уважением молодые люди смотрели на человека с белоснежной бородой. Он застенчиво им улыбался.

Один из них спросил:

– Скажите, пожалуйста, как к вам обращаться?

– Я школьный учитель, – ответил он.

– Учитель физики?

– Нет, просто учитель, а физика для меня условие, чтобы быть учителем.

– Уточните, пожалуйста, что значит – физика как условие? Вы же преподаёте физику?

– Я не учитель физики, – начал объяснять Учитель и, задумавшись, добавил. – В школе есть учителя, которые со своим предметом – будь то физика, биология, математика, язык, литература, история, – идут к ученикам. Это учителя-предметники. Но есть учителя, которые вместе со своими учениками идут к предмету. Это учителя жизни. Идея взята из «Манифеста педагогики сотрудничества».

Мысль эта задела студентов.

– А у нас в школе только и были предметники, – сказал один.

– Раз так, можно, мы будем обращаться к вам именно так – Учитель? – спросил студент, который выяснял данный вопрос.

– Я буду рад... – ответил Учитель и спросил. – О чём вы хотите, чтобы я рассказал?

– О физике, конечно, но проблемы выбирайте сами, считайте, что вы проводите с нами авторский спецкурс, – сказал Алексей.

Он сел на скамейку, девушки рядом, парни устроились вокруг, и в такой природной аудитории, где песок под ногами был доской, а палка была мелом, Учитель начал свою первую лекцию или, лучше сказать, рассказ. Вначале он был немножко скован, но постепенно так увлёкся, что даже не заметил, с каким интересом молодые люди слушали его и старались записывать всё, о чём он говорил или чертил на песке. Порой на их лицах отражалось удивление, и они переглядывались.

Наконец Учитель умолк. Прислонился к скамейке и с закрытыми глазами обратился к небу. Студенты молчали, а когда он открыл глаза и взглянул на них с улыбкой, раздались длительные аплодисменты.

Потом были вопросы, ответы, диалог, слова благодарности, договорились о завтрашней встрече, и студенты попрощались с Учителем.

На другой день студенты пришли вместе со своим профессором, и тот тоже был поражён необычными познаниями школьного учителя. Эти встречи в парке продолжались до тех пор, пока погода позволяла собираться под открытым небом. Круг желающих послушать учителя расширялся, менялся состав студентов: одни, как бы получив «зачёты», уходили, но приходила новая группа.

Как мне стало известно, Учитель сейчас приглашен университетом читать студентам спецкурс. Студенты подружились с Учителем, а некоторых из них он увлек идеями гуманной педагогики и помог стать участниками Педагогических Чтений.

Со скамейкой в парке связано ещё одно замечательное событие.

Он занимался своим делом, когда к скамейке подошла бабушка с восьмилетним внуком. Бабушка вежливо осведомилась, не помешают ли они, если сядут рядом.

– Нет-нет, садитесь, пожалуйста! – сказал Учитель.

Они устроились на скамейке, и бабушка, видимо, продолжая начатый разговор, шёпотом спросила внука:

– Ну, что будем делать?

– Не знаю, – ответил внук.

– Вообще, лучше говорить правду...

– Но ты хоть понимаешь, как он орать будет... Мне морду набьёт...

– Все равно он узнает правду, посмотрит дневник, тогда хуже будет.

– Ну что мне делать, не понимаю эту противную математику. Не пойду я больше в школу! – воскликнул мальчик отчаянно и был готов заплакать.

Учитель, продолжая чертить на песке странные фигуры, тихо произнес:

– Ты не любишь математику, но математика любит тебя.

Бабушка и мальчик с удивлением оглянулись в сторону человека с белоснежной бородой.

Он сидел, как волшебник, и не отрывал глаз от своих фигур и формул на песке.

Мальчик перевел взгляд на эти фигуры, на движение кончика палки и, забыв о своей беде, спросил с искренним любопытством:

– Что вы там чертите?

Но Учитель ногой стер все начертанное на песке, сравнял песок и начал таинственным голосом проговаривать:

– Любовь к математике существует в каждом ребёнке, это закон Великой Природы. Потому говорить «не люблю математику» на языке математики есть ложное утверждение. Истинными же утверждениями могут быть «Я открыл в себе любовь к математике» или «Я ещё не открыл в себе любовь к математике». Попытаемся составить формулы этих двух состояний сидящего рядом со мной мальчика.

Любовь к математике он откроет в себе, если решит задачу. Обозначим решение задачи буквой Е. И, наоборот, не откроет он в себе любовь к математике, если не решит задачу. Обозначим нерешение задачи буквой F.

Что нужно, чтобы решить задачу А?

Нужно знать способ решения – В, а его знание мальчиком, сидящим рядом со мной, обозначим буквой С.

Итак, построим формулы.

Первая будет: Е = А : (В + С).

Вторая будет: F = А : (В – С).

На учительском языке Е = 5, a F = 2.

В силу второй формулы в дневнике рядом сидящего мальчика сегодня стоит цифра 2, ибо в нём нет С, то есть знания способа. Если восполнить С, то завтра в дневнике может появиться эквивалент Е, то есть цифра «5».

Мальчик слушал как зачарованный и следил, как кончик палки выводит формулы на песке. Бабушка тоже была озадачена речью, голосом, действиями человека с белоснежной бородой.

Волшебник (его потом так и прозвали дети и их родители) продолжал:

– А теперь поможем рядом сидящему мальчику, чтобы он овладел С в отношении В. Для этого нужно вспомнить А, то есть задачу.

Достань учебник и зачитай задачу.

Мальчик быстро открыл сумку, вытащил учебник и зачитал задачу.

Далее волшебник начал размышлять о способе решения таких задач, привлекая мальчика вопросами и побуждая намёками. На песке вырисовывалась красивая схема решения, и мальчик вдруг радостно воскликнул: «Понял... понял...» И моментально решил задачу.

«Попробуем решить другие задачи!» – сказал волшебник.

Мальчик решил несколько задач.

Радость переполняла его. Он прыгал, выкрикивал: «Да, да... понял, понял!»

Тогда волшебник сказал: «Давай дневник».

Он открыл его на странице, где рядом с цифрой «2» учительской рукой было написано: «Родители, Коля сильно отстаёт в математике. Примите меры», – и подпись.

Волшебник в свободной графе вывел красивое «5» и рядом безукоризненном каллиграфичным почерком приписал: «Уважаемые родители Константина Вячеславовича! Ваш сын открывает в себе любовь к математике. Радуйтесь». И вместо подписи одним движением руки зарисовал знак: лебедь на фоне сердца.

Мальчик заметил, что на лацкане пиджака волшебника тоже красовался золотой значок сердца и лебедя.

Волшебник взглянул сперва на небо, потом посмотрел в глаза мальчику и улыбнулся ему.

Мальчик сиял от радости.

– Ну как, нашёл в себе любовь к математике?

– Да! – сказал он.

– Тогда вот мой совет тебе: учительница задала вам три задачи, а ты решай все десять, которые в учебнике, и принеси ей в подарок.

– Сделаю! – с жаром ответил мальчик.

Бабушка, тоже, как внук, зачарованная волшебством человека с белоснежной бородой, спросила:

– Скажите, пожалуйста, вы учитель математики?

– Я учитель.

– И чему вы учите?

– Кому что нужно. Учу любви к математике, учу любви к физике, учу любви к бабушке... И вообще, учу любви к жизни!

Бабушка, конечно, не поняла профессии человека с белоснежной бородой и по-своему подытожила:

– Значит, вы работаете волшебником, как в песне Марка Бернеса!

Учитель улыбнулся.

Бабушка спросила:

– Скажите, пожалуйста, мы можем ещё раз увидеть вас здесь?

– Можете...

– Спасибо вам... До свидания... Котик, пошли!

– Спасибо, дедушка! – сказал мальчик. Он шёл рядом с бабушкой спиной вперед, улыбался и махал рукой волшебнику.

На другой день они пришли к нему специально, пришли пораньше и ждали его.

– Здравствуйте, Константин Вячеславович, – сказал он мальчику и пожал руку, – что нового скажете?

Мальчик был возбуждён: учительница была удивлена, когда он показал ей решение десяти задач, сперва засомневалась – не родители ли вместо него решали. Но когда он объяснил ей, что он знает формулу открытия в себе любви к математике, учительница и дети удивились: что это за формула?

– Я всем ребятам рассказал о вас, и они хотят увидеть вас...

В общем, дело обернулось так, что к Волшебнику (они и прозвали его так) каждый день группами приходили дети – по три, по пять, по десять, их сопровождали старшие, и Волшебник учил их любить и давал свои «тайные» формулы, дети же рассказывали ему о своей школьной жизни.

Однажды две девочки сказали ему, что они редакторы и готовят газету, и попросили Волшебника дать им интервью. Разговор с ним они записали на диктофон. Получился следующий диалог:

Дети: Скажите, какой должен быть учитель?

Волшебник: Добрый и радостный.

Дети: А если он не добрый и не радостный?

Волшебник: Тогда он злой. Ой, нельзя, надо исправиться!

Дети: Что главное в учителе?

Волшебник: Мудро любить детей.

Дети: А если он не любит детей?

Волшебник: Ой, нельзя, надо срочно исправиться!

Дети: Как надо проводить урок?

Волшебник: С вдохновением.

Дети: А кричать – это тоже от вдохновения?

Волшебник: Ой, это от раздражения, надо исправиться!

Дети выпустили газету. На первой странице была цветная фотография Волшебника и интервью с ним под заголовком «Учитель».

Их учительница, прочитав статью, рассердилась: в вопросах детей она узнала себя, и какой-то Волшебник призывает её немедленно исправиться. Она спросила у редакторов, кто этот волшебник.

«Помните, Костя рассказывал вам. Он сидит в парке на скамеечке и помогает всем, кто к нему придёт...» – и девочки весело рассказали и о белоснежной бороде, и о формулах любви.

Но учительнице это не понравилось: дети ходят к какому-то чужому человеку, может быть, к бродяге. Да, она заметила, что в последнее время многие, которых она считала слабыми, подтянулись, и Костя в том числе. Но приписывала это своим педагогическим стараниям. А тут какой-то «Волшебник»! Ей не понравилось вмешательство чужого человека в её дела. Может быть, делает он это за плату? Но мамы и бабушки, которые с восторгом говорили, как он их детям помогает, сказали, что он никакую плату ни от кого не берёт. Самолюбие учительницы было сильно задето, и она решила навестить его, чтобы потом решить, как быть.

И она в воинствующем настроении направилась в парк.

Учитель заканчивал свой очередной рассказ о физике со студентами.

Учительница села на скамейке напротив и долго наблюдала за общением студентов с человеком с белоснежной бородой. Её ученики прозвали его Волшебником, а студенты обращались к нему с почтением – «Учитель!»

Наконец студенты ушли.

Учительница, не желая долго задерживаться, сразу подошла к нему со своим заготовленным вопросом и воинствующим настроением. Но человек с белоснежной бородой посмотрел на неё, в глазах его промелькнуло сдержанное удивление, он улыбнулся ей, встал и произнёс:

– Здравствуйте, Елизавета Павловна, рад вас видеть!

– Вы меня знаете?! – с удивлением спросила она.

– Знаю, конечно!

– Это мои ученики сказали вам моё имя?

– Нет, – ответил Волшебник, – я вас знаю уже много лет.

Она удивилась ещё больше.

– Откуда вы меня знаете?!

Учитель думал, что она хоть по голосу узнает его, бывшего учителя физики той же школы, где она работает учителем начальных классов. Но она за белоснежной бородой не увидела черт своего бывшего коллеги.

Учитель решил не напоминать ей ни о чём, потому перевёл разговор на тему, ради которой она пришла, и это породило в ней новую загадку.

– Вы пришли ко мне спросить, почему я вмешиваюсь в ваш педагогический процесс, не так ли?

– Да, я хотела бы узнать, почему мои ученики ходят к вам, и что вы с ними делаете? – сказала она мягко (а не агрессивно, как намеревалась) и добавила с любопытством. – И кто вы есть?

– А вы садитесь, зачем стоять, – Елизавета Павловна села на краю скамейки. – Кто я, этого вам я не скажу. Что же касается моего вмешательства в ваши дела, это не так. Я не вмешиваюсь в ваши дела, меня втягивают в них ваши ученики. Но я и того не знал, что они учатся у вас, а узнал только сейчас.

– Что вы с ними делаете?

– Но скажите сперва, как теперь Костя, он у вас опять отстающий?

– Он подтянулся...

– Значит, больше не ставите ему двоек... А вам ставить ему пятёрки жалко? Он не просто подтянулся, он вырвался.

– Но он же был двоечником...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.