Сделай Сам Свою Работу на 5

Периодизация возрастного развития школьника





Психическое развитие ребенка в онтогенезе. Развитие ре­бенка представляет собой постоянный переход от одной возраст­ной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.

Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: «мир вещей» и «мир людей». А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: «ребенок— вещь» и «ребенок — взрослый».

Система «ребенок—вещь» в действительности является систе­мой «ребенок—общественный предмет». Общественно выработан­ные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе «ребенок — взрослый» взрослый выступает перед ре­бенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. По­этому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в ко­торые вступают люди в процессе ее осуществления.



Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существу­ющих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизве­дение или моделирование этих отношений в собственной деятель­ности детей, в их группах и коллективах. В этом процессе ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществить деятельность взрос­лых. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель новых и все более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необхо­димых для ориентации в окружающей действительности. Следо­вательно, деятельность ребенка внутри систем «ребенок—обще­ственный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет собой единый процесс в котором формируется личность ребенка. В каждом периоде развития ребенка какая-то одна из многих деятельностей является ведущей, определяющей характер разви-- тия ребенка в этом периоде. Можно выделить следующие типы деятельности детей:



1. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

представляет собой ведущую деятельность младенца, внутри ко­торой формируются ориентировочные и сенсо-моторно-манипулятивные Действия.

2. Првдметно-орудийная деятельность, в ходе которой происхо­дит овладение общественно выработанными способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве.

3. Ролевая игра, в которой происходит ориентация в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, яв­ляется ведущей в дошкольном возрасте.

4. Учебная деятельность, в процессе которой происходит ус­воение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью младшего школьного возраста. В процессе ее осуществления ребенком про­исходит интенсивное формирование его интеллектуальных и по­знавательных сил.

5. Деятельность общения, заключающаяся в построении ин­тимно-личных отношений с товарищами на основе определен­ных морально-этических норм, является ведущей' для подростко­вого возраста.

6. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков.



Все выделенные типы ведущих деятельностей можно разде­лить на две большие группы.

В первую группу входят деятельности в системе «ребенок —общественный взрослый», внутри которых происходит интенсив­ная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Сюда относятся непосредственно-эмоциональное общение ребенка, ро­левая игра и интимно-личное общение подростков.

Вторую группу составляют деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», внутри которых происходит усвоение об­щественно выработанных способов действий с предметами и эта­лонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Сюда относятся манипулятивно-предметная деятельность ребенка ранне­го возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старших подростков.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной сто­роны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой осно­ве—развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой сто­роны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе—формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей. Схема соответ­ствующей периодизации детства показана на рис. 1.

 

 

Мы видим, что в психическом развитии детей можно выделить два резких перехода: переход от раннего детства к дошкольному возрасту («кризис трех лет») и переход от младшего школьного возраста к подростковому («кризис полового созревания»). В обо­их этих переходах имеет место появление тенденции к самостоя­тельности и ряд негативных проявлений, связанных с отношения­ми со взрослыми (269, с. 7—19).

Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвиже­ния, имеющий скачкообразный характер. В нем периоды плавного изменения личности перемежаются и отделяются друг от друга кризисами. Чтобы получить картину становления личности ребен­ка, необходимо охарактеризовать социальную ситуацию развития в каждом периоде, главные личностные новообразования и веду­щую деятельность ребенка (см. табл)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.