Сделай Сам Свою Работу на 5

VIII. Закрепление нового материала.





Учитель. Вот и закончился наш рабочий день на заводе "Зингер". Теперь необходимо пройти собеседование. Вам будут даны два задания.

Первое задание.

На странице инструкции № 8 подпишите название элементов швейной иглы.

Проверка

Задание второе.

Вам даны таблички с названиями неполадок и способом их устранения. Вы должны в таблицу на странице инструкции № 9 вклеить их в соответствии с изображением неполадки.

IX. Заключение (рефлексия).

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

X. Домашнее задание.

выучить материал по теме.

 

 

Класс 8 - А 8 - Б 8 - В
Дата      

Урок № 21 – 22

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды расходов и доходов семьи.

Уровень благосостояния семьи. Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Цели:

1. Сформировать у учащихся понятия о месте домашней экономики в семье обществе.

2. Развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе.

3. Воспитать уваженье к членам семьи, ответственность.



4. Изучить основные понятия: доходы, расходы семьи и их составляющие.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, рассказ.

Материальное обеспечение: методические рекомендации, схемы, опорные конспекты, карточки-задания, кроссворды.

 

План:

1. Состав семьи.

2. Ресурсы семьи.

3. Экономические связи в семье и в обществе.

4. Доходы семьи.

5. Расходы семьи.

 

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы урока и цели урока.

Объяснение темы урока.

 

*Термин “экономика” ввёл в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристотель (384-322г.г. до Н.Э.), составил его из двух греческих слов: “Эйкос” – “хозяйство” и “Номос” – “закон”; так что “экономика” в переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства”. Первоначально само слово “экономика” обозначало “искусство ведения домашнего хозяйства”. Постепенно границы экономики расширялись и в последние время включали в себя всё, что относится к экономической жизни общества.



* Ныне в России начался период активного возрождения домашних хозяйств, а вместе с ним и домашней экономики.

Семья – это общество в миниатюре, она развивается в основном по тем же экономическим законам, что и общество. Семья является важнейшим источником воспроизводства физиологического и интеллектуального потенциала государства. Люди, рабочая сила – ведущая составляющая ресурсов семьи, общества. И чем выше уровень культуры, образованности членов семьи, тем выше интеллектуальный потенциал государства.

*Именно дома, в семье школьники осваивают начальные экономические знания. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его первичной ячейкой. Для каждого человека семья – начало начал. Не зря говорят: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

*Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов. Это её цели и задачи, капитал, технология и люди.

Нормально, когда семья стремится увеличивать свой капитал. Важнейшими её ресурсами являются технологии. Имеются в виду различные технологии производства товаров и услуг, приготовления пищи, ухода за жильём, выращивания овощей на приусадебном участке и т.д. Мы живём в век технологической революции, она коснулась и семьи, хотя здесь предстоит ещё очень многое менять. Пока что в домашних условиях производительность труда чрезмерно низкая (учителю целесообразно с учащимися проанализировать уровень механизации и автоматизации технологий в домашнем хозяйстве).

*Потребности семьи безграничны. И долг членов семьи – вырабатывать разумные, отвечающие её возможностям потребности.



Таким образом, можно сделать вывод, что каждая семья живёт в условиях возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов, то есть обладает определёнными ограниченными возможностями.

*Старшему поколению тяжело стать бизнесменами, предпринимателями. Связано это с их консервативным мышлением, которое более полувека формировалось под влиянием распределительных отношений. Иждивенческие, потребительские установки прежнего образа жизни уже начали передаваться по наследству, их формировало окружающая среда, а теперь очень сложно переключиться на созидательную деятельность.

Поэтому, начиная бизнес, следует полностью избавиться от иждивенческих настроений, опеки во всём государственных органов. Бизнесмен, предприниматель за всё отвечает сам. Получил прибыль – хорошо, получил убыток – стремись выйти из этого положения.

Можно ли в условиях семьи заниматься предпринимательским бизнесом?

Ответ однозначный: да, можно и необходимо. Направлений такой деятельности много, все их не перечислить. Ведь предпринимательская деятельность – это прежде всего деловая активность предприимчивого человека, вкладывающего свои средства в дело ради получения прибыли в условиях неопределённости и риска.

*Такими видами деятельности могут быть: индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных и птицы);

Создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (ремонт обуви, швейных изделий, учебно-наглядных пособий, ремонт жилищ и т.д.);

выполнение различных работ на дому (секретарь, при наличии средств коммуникации, пошив и вязания одежды и др.).

В условиях семьи можно заниматься и коммерческим бизнесом: это различные сделки, покупка и перепродажа товаров и услуг, операции с ценными бумагами при повышении или понижении их курса. При этом нельзя нарушать существующие законы, общепринятые нормы нравственности.

*В условиях рыночной экономики каждый юноша и девушка должны ещё в школе учиться зарабатывать деньги. Не просить у родных и знакомых, не обирать младших и физически слабых, а зарабатывать честно. Можно зарабатывать, помогая родителям в их предпринимательской деятельности, в старших классах – создать свою ученическую фирму, самому предложить какой-то новый товар или услугу, усовершенствовать существующий. В школе на уроках технологии учащиеся также создают товары или услуги, при реализации которых они получают деньги за свой труд.

Пример.Вы изготовили дома свитер и реализовали его за 500 рублей. Затраты на изготовление и реализацию этого изделия (стоимость материалов, амортизационные отчисления, затраты на энергоносители и т.д.) составили 300 рублей, тогда прибыль от его продажи (предпринимательский бизнес) составила 200 рублей, Здесь не случайно употреблено понятие “предпринимательский бизнес”. Под ним следует понимать инициативную, творческую, рискованную деятельность людей по производству товаров и услуг под свою полную материальную ответственность. Риск постоянно сопровождает того, кто занимается предпринимательством, так как прибыль ему не гарантирована.

Ну а если вы сами купили свитер за 300 рублей, а затем продали его за 500, то ваша прибыль составит 200 рублей. Дело в том, что заработную плату получают те, кто продаст свою рабочую силу, то есть рабочие, служащие. Предприниматель же за свой труд, риск, переживания получает прибыль.

*Семья выполняет важнейшую экономическую функцию. Совместно проживающие супруги, их дети и родители не просто объединяются для совместного проживания, но и решают важные экономические задачи. Семья находится в постоянных связях с государством, предприятиями и обществом. Она является важнейшим поставщиком для предприятий, фирм и государственных органов своих ресурсов (рабочая сила, капитал). Помимо этого между домашними хозяйствами и предприятиями возникает множество посредников, которые тоже принимают участие как в потреблении продукции, так и в использовании потенциала домашних хозяйств (формирование различных инвестиционных фондов, компаний и т.д.).

*Значительную роль в экономических связях домашних хозяйств и предприятий играет государство, оно выступает в нескольких ролях: производителя товара и услуг, потребляющего рабочую силу; оказывает семье социальные услуги (образование, культура, медицинское обслуживание, охрана и др.), за что взимает с домашних хозяйств различные налоги, использует товары и услуги семейных предприятий, оплачивая свои заказы.

Как видим, денежные и товарные потоки движутся между домашними хозяйствами, государством и предприятиями, составляя при этом сложные экономические взаимосвязи.

*Домашние хозяйства и предприятия представляют собой основу экономического цикла, являются основными субъектами экономики. Товары и услуги, производимые на предприятиях, поступают в распоряжение домашних хозяйств, которые в свою очередь предоставляют за это капитал, осуществляя обмен товара на деньги (запись в тетради).

*Предприятия оплачивают домашним хозяйствам в форме доходов заработную плату за рабочую силу (труд); проценты за получение в кредит капитала; плату за аренду земли и др.

Полученный доход домашние хозяйства используют для покупки у предприятий товаров и услуг.

Взаимосвязи домашних хозяйств и предприятий упрощенно составляют простой экономический цикл, включающий два потока: товарный и денежный, которые движутся один к другому.

Таким образом, домашние хозяйства тесно экономически связаны с предприятиями, выступают важным условием их функционирования. (Схему в тетрадь).

Закрепление материала

1. Что такое семья?

2. Что вы понимаете под семейным бизнесом?

3. Как определить прибыль?

4. Какими видами предпринимательской деятельности можно заниматься в домашнем хозяйстве?

5.Назовите ресурсы семьи.

6. Какие технологии применяются в вашей семье?

 

Объяснение темы урока.

Мини-тест

Найдите в правой колонке определения, соответствующим понятиям в левой колонке.

 

Экономика   А Количество товаров и услуг, которые Гражданин или семья могут приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.
Натуральное хозяйство Б Источники, средства, обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства.
Прибыль В Разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажа.
Заработная плата Г Образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни.
Реальный доход Д Денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд за определённый период времени.
Ресурсы Е Хозяйство и хозяйственная деятельность т.е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей.

Ответы: 1-Е, 2-Г, 3-В,4-Д, 5-А, 6-Б.

Доходы

*Основная потребительская единица в экономике – семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов.

*Виды доходов, которые получают домохозяйство, рассмотрим на примере семьи Сидоровых, состоящей из бабушки, папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы.

Во-первых, папа и мама получают заработную плату (когда её не задерживают). Этот вид дохода так и называется оплатой труда.

Во-вторых, у Сидоровых есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений.

В-третьих, у них есть дача, на которой Сидоровы проводят лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи. Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. Кроме того, у папы есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому папа считается его собственником. Правда, пока по этим акциям ничего не платят. Но если завод Сидорова-старшего станет на ноги и по акциям будут платить дивиденды, это тоже будет доход от собственности.

В-четвёртых, бабушка вяжет шерстяные носки и продаёт их у соседнего универсама. Вырученные ею деньги – это доход от предпринимательской деятельности.

В-пятых, бабушка получает пенсию, сын – стипендию, а мама – пособие на ребёнка (на дочку). Эти доходы, которые Сидоровы получают от государства не являются платой за произведённые ими товары или оказанные её услуги и несвязанные с владением собственностью. Их называют социальными трансфертами (пособия). Одно время, когда у мамы не было работы, она получала пособие по безработице, которые тоже относятся к социальным трансфертам.

Не всегда семья получает доход в виде денег. Например, выращивая картофель на своей даче, и потребляя его, Сидоровы получают доход прямо в виде благ. Мама работает в автобусном парке и имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте. Потребляемые ею услуги транспорта так же входят в семейный доход. На примере данной семьи составить таблицу в тетради “Классификация доходов в семьи”, где указать, кто какие доходы получает, и в каком виде. (Таблицу в тетрадь).

 

Классификация доходов семьи

Члены семьи Группа доходов Содержание Вид дохода
папа заработная плата за работу на заводе наличные рубли
доход от собственности дивиденды по акциям ----
мама заработная плата работа в автобусном парке наличные рубли
социальные трансферты а) детское пособие на содержание дочери б) пособие по безработице деньги, переведённые на счет в банке
в виде услуг бесплатный проезд в городском транспорте услуга
бабушка социальные трансферты (пособия) пенсия по старости Деньги переведенные на счет в банке или наличные
сын- студент социальные трансферты (пособия) стипендия Наличные рубли
дочь- школьница доход от предпринимательской деятельности индивидуальная деятельность (участие в школьной ярмарке и т. д.) наличные рубли
вся семья доход от сбережений процент по вкладу в банке зачисления на счёт в банке.
доход от собственности арендная плата за сдаваемую дачу. наличные рубли

 

Вывод: Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо вида деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путёвка в дом отдыха, служебная машина), то денежный доход включает только деньги, полученные за определённый период времени. (запись в тетрадь).

 

Расходы

*Переходим к рассмотрению вопроса о том, каким образом распоряжаются своими доходами.

Они расходуют на товары и услуги, необходимые для жизнедеятельности человека или семьи.

Потребительские расходы можно разделить на обязательные и произвольные. Обязательные расходы - это расходы на питание, квартплату и коммунальные услуги, одежду, транспорт; всё в рамках необходимого минимума.

Произвольные расходы зависят от индивидуальности человека и семьи.

Составить таблицу. “Классификация расходов семьи” в тетради.

 

Классификация расходов семьи

 

Группа расходов Содержание
Налоги Подоходный налог и др.
Обязательные платежи Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей, в дет. садах, обучение в муз. школе, выплата кредитов.
Питание Приобретение продуктов и заготовка их впрок, оплата питания в столовой, кафе и т.д.
Хозяйственно-бытовые нужды Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, квартиры, теле- радио- аппаратуры, химчистки, предметы личной гигиены.
Предметы личного пользования Одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности.
Предметы комнатного убранства Мебель, светильники, картины, ковровые изделия т.д.
Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства Электроплиты, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос и т.д.
Культурные и информационные потребности Телевизор, магнитофон, музыкальный центр, фото-кино- принадлежности, кассеты, книги, газеты, журналы и т.д.
Транспорт Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой машины, оплата услуг станции техобслуживания.
Спорт, туризм, увлечения, отдых Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.
Прочее Детские игрушки, медикаменты и т.д.

 

В каждой семье группы расходов складываются по-разному. Но все расходы можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы можно учесть в начале года, месяца. Переменные расходы включают в себя периодические и одновременные.

 

Вывод: Расходы – уменьшение суммы первоначальных средств течения отчётного периода.

 

Закрепление материала

1. Что такое доход?

2. Какие виды доходов вам известны?

3. Назовите источники доходов вашей семьи.

4. Что такое расход?

5. Назовите статьи расходов.

6. Домашнее задание

1. На примере своей семьи расскажите о том, из чего складывается доходы и расходы населения нашей страны в течении месяца в табличной форме.

 

Доходы и расходы семьи за месяц

Доходы Сумма Расходы Сумма
           

Примечания: графа “сумма” заполняется только по расходам.

2. Конспект в тетради.

Класс 8 - А 8 - Б 8 - В
Дата      

Урок № 27

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.