Сделай Сам Свою Работу на 5

Инструкционно – технологическая карта





Понятие «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Материалы и инструменты для построения чертежа швейного изделия. Правила безопасного труда.

Последовательность построения чертежа для изготовления образца прямоугольной формы.

Цели:

1. Коррекционно-образовательные.

Познакомить учащихся с правилами построения чертежей швейных изделий. Формировать у учащихся умения работать с измерительными инструментами, точно выполнять расчеты и строить чертежи в заданном масштабе.

2. Коррекционно-развивающие.

Развивать мыслительные процессы, внимание и логическое мышление учащихся при выполнении чертежей. Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие, память.

3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к чертежному делу, заинтересованность в конечном результате своего труда.

Наглядность. Образец готового изделия (наволочка) и по операциям, чертеж наволочки в М 1:4 (индивидуальные образцы), словарные слова, технологическая карта, инструкционно – технологическая карта, свод правил безопасной работы, карточки с заданиями, виды геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник), плакат с линиями для выполнения чертежа, обозначения мерок.



Оборудование. Инструменты (линейки, угольники, карандаши, ластики), тетради, учебники, раздаточный материал, альбомы, чертежная бумага.

Опорные слова. Выкройка наволочки, чертеж, прямоугольник.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие детей.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

Сообщение темы и целей урока.

Повторение.

На доске геометрические фигуры – 3 квадрата, овал, круг.

Как называются эти геометрические фигуры?

Какую форму имеет наволочка?

Есть среди этих фигур прямоугольник?

У каждого на столе есть набор геометрических фигур, разложите их, внимательно посмотрите и попробуйте из данных фигур сложить фигуру прямоугольника.

Как это сделать?

Вы знаете, что все чертежи строят при помощи различных линий, углов, отрезков.

– Какие вы знаете линии?

– Какие углы вы знаете?

Задания на карточках помогут вам вспомнить, какие бывают линии и углы.



Изучение нового материала.

– Запишите тему урока в тетрадь.

 

1. Прежде чем приступить к построению чертежа наволочки нужно знать ее размер. Для этого снимают две мерки с подушки: мерки ширины и мерки длины. Их снимают сантиметровой лентой и записывают так:

Ди- длина изделия

Ши- ширина изделия.

(на доске записаны обозначения мерок).

2. Учитель показывает приемы снятия мерок с подушки квадратной формы.

Физкультурная пауза

Упражнение для шеи – вращение (3раза)

Упражнение для плеч (вперед и назад по3 раза).

Упражнение для рук на уровне грудной клетки

 

Подготовка к практической работе

Беседа. Чертеж наволочки будем выполнять по размерам подушки 60:Х 60 в М 1:4.

а). Скажите, что обозначает слово масштаб?

б). Какие инструменты применяют для построения чертежей?

в). Какой материал можно использовать для построения чертежей?

 

Практическая работа.

1. Учитель объясняет учащимся последовательность работы:

а) сначала нужно выполнить чертеж наволочки в М 1:4 в альбомах,

б) затем на листе чертежной бумаги выполнить чертеж самостоятельно и вырезать выкройку,

в) далее, путем наложения выкройки на чертеж проверить правильность выполнения работы.

2. Учитель показывает последовательность построения чертежа с опорой на инструкционно-технологическую карту.

Построить прямой угол от (.) В

Отложить длину детали ВН= Ди 2

Отложить ширину детали ВВ1= Ши

Построить прямоугольник ВВ1Н1Н

Обвести контур чертежа сплошной линией.

3. Давайте повторим правила безопасной работы с ножницами.



Физкультурная пауза

Гимнастика для глаз.

Самостоятельная работа учащихся.

Далее вы выполняете работу самостоятельно. (Индивидуальная помощь учителя слабым ученикам.)

 

Итог урока.

Чертеж какого изделия построили? Форму, какой фигуры имеет наволочка?

Сколько деталей имеет изделие наволочки?

Какие измерительные инструменты использовали при построении чертежа?

В каком масштабе выполняли чертеж?

 

Оценивание ответов и работ.

Оценивание учителем устных ответов.

Оценивание практической работы.

 

Уборка рабочих мет.

 

 

Класс 5 - А 5 - Б 5 - В
Дата      

Урок № 25 – 26

Мерки, для построения основы чертежа швейного изделия (фартука). Снятие мерок.

Последовательность построения чертежа фартука без нагрудника. Способы контроля качества выкройки.

Цели уроков:

· ознакомитьучащихся с приемами снятия мерок для фартука и расчёта расхода ткани для пошива фартука, последовательностью построения чертежа фартука без нагрудника (М 1:4); с профессией художник-конструктор;

· создатьусловия для изучения понятия «конструирование»;

· способствоватьрасширению активного словаря учащихся и формированию понятий: мерки, чертёж, масштаб, конструирование;

· способствоватьразвитию элементарных конструкторских и чертёжных умений, развитию мелкой моторики пальцев;

· создатьусловия для применения практических навыков выполнения действий при снятии мерок, при конструировании фартука, при расчёте количества ткани для фартука;

· способствоватьразвитию внимания, наблюдательности, самостоятельности

· способствоватьвоспитанию эстетического вкуса, мотивации учиться;

· способствоватьпривитию навыков аккуратности.

Планируемые результаты:(см. технологическую карту)

Методическое обеспечение уроков:

1. Материально-техническая база:

- кабинет (мастерская) трудового обучения;

- мультимедиа, компьютерный класс;

2. Дидактическое обеспечение:

- рабочие тетради;

- презентации «История фартука», «История русского фартука», «Конструирование фартука»;

- раздаточный материал (инструкционно - технологические карты, таблицы, наглядные пособия, иллюстрации)

Методы обучения:объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); закрепление материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуально – групповая;

Тип уроков:комбинированный;

Вид урока:урок усвоения и закрепления новых знаний.

Ход уроков.

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка присутствия учащихся;

- заполнение учителем журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- доведение до учащихся плана уроков: сообщение темы урока, целей и последовательности уроков.

2. Актуализация прежних знаний учащихся:

Повторение пройденного материала.

2.1. Устный опрос. Вопросы для повторения:

1. Каким швом вы обрабатывали края салфетки?

2. Что значит заметать, сметать?

3. Как вы переносили линии?

2.3.Беседа с элементами дискуссии.

Вопросыдля актуализации необходимых знаний:

1. Из чего можно сшить фартук?

2. Как вы думаете, с чего начинают шить фартук?

3. Когда мы шили наволочку и салфетку, у нас были какие-то правила, последовательность или нет?

4.А какая это последовательность? Что мы делали вначале?

3.Освоение нового материала.

Объяснение материала учителем.

Да действительно изготовление любого изделия включает:

1) снятие мерок;

2) построение чертежа и изготовление выкройки;

3) подготовку ткани к раскрою и раскрой деталей из ткани;

4) пошив и отделку изделия.

План работыпо изготовлению фартука следующий:

1. Снять мерки.

2. Сделать расчёт (определение размера изделия).

3. Построить чертёж наволочки в М 1:4.

4. Подготовить выкройку к раскрою.

5. Раскроить деталь фартука.

6. Выполнить работы по пошиву и отделке изделия

Для пошива фартука так же, как и для наволочки, необходима выкройка. А для построения чертежа фартука нужно знать размер. Для этого снимают мерки с фигуры человека. Вспомним определения.

Мерки- это основные размеры предмета, получен­ные путем ее измерения.

Их снимают сантиметро­вой лентой.

Вопрос: Как выдумаете, что надо обмерить на фигуре человека, в каких местах, чтобы построить чертёж?

(Возможные ответы учеников).

Объяснение о конструктивных поясах в фигуре человека (Приложение № 3).

Учащиеся вклеивают таблицу 1 (Приложение №1) в тетрадь (напомнить о правилах безопасности при работе с ножницами и клеем). Демонстрируется последовательность и правильность снятия мерок.

4. Закрепление знаний учащихся.

Выполнение практической работы №1«Снятие мерок».

Учащиеся могут повторять за учителем, снимать мерки, работая попарно и записывать в тетрадь, заполняя таблицу (Учитель контролирует, проверяет).

Или возможен вариант, кода учитель снимает мерки сам, постоянно повторяя и объясняя правила снятия мерок, их название, условное обозначение и назначение, а также призывая детей на помощь. Просит подсказать, какую мерку сейчас необходимо снять, как, для чего и как её записать. Иногда можно делать ошибки при названии мерки, её значении. Учащиеся должны поправить.

5. Физкультминутка «Рябинка». (Разминка рук, плечевого пояса, упражнения для глаз).

1. На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания – руки вверх)

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловища влево и вправо)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится - смеётся.

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует,

На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер)

2.Упражнения для глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись,

Глаза откроем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

 

Мы с вами вспомнили, что такое мерки, сняли и записали их.

Вопрос: А что же такое чертёж и как нам поместить чертёж фартука в тетрадь? Что нам надо сделать?

(Возможные ответы учеников).

Чертеж— это плоское гра­фическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном ви­де.

Масштаб -величина, показывающая, во сколько раз предмет уменьшен или увеличен.

Для построения чертежа в масштабе есть специальная линейка закройщика, где сантиметр уменьшен в 4 раза.

А сейчас мы посмотрим с вами презентации об истории фартука (можно одну на выбор)

6. Закрепление знаний учащихся.

1. Вопросы для закрепления:

1. Что такое мерки?

2. Для чего нужны мерки?

3. Какие мерки нужны для построения чертежа фартука?

4. Для чего нужны были фартуки раньше и сейчас?

7. Физкультминутка. (Разминка рук, плечевого пояса, упражнения для глаз).

Отдых наш физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

(Ходьба на месте)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

(Поднять руки вверх, покачать вправо - влево, опустить вниз)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

(Круг руками, встряхивания кистями)

Плавно руками дети помашем,

Это к нам птицы летят.

(Руки плавно развести в стороны, а затем плавно опустить вниз)

Как они сядут, мы тоже покажем, Крылышки сложим назад.

(Руки за спину, свести лопатки)

8. Практическая работа № 2«Построение чертежа фартука по заданным размерам в М 1:4».табл. 2 (Приложение № 2), инструкционно – технологическая карта)

Практическая работа выполняется в рабочей тетради, с просмотром презентации. Учащиеся работают на уроке в роли художников - конструкторов, чертёжников.

1 Вводный инструктаж учителя (объясняет цель и порядок выполнения практической работы, раздаёт таблицы и инструкционные карты).

- Цель нашей работы:

Способствовать:

· закреплению освоенных понятий по теме уроков;

· практическому применению умений и навыков по построению чертежа фартука.

2 Учащиеся строят чертёж, повторяя за учителем, который строит на доске, Выполнение индивидуально в рабочих тетрадях.

3 Учащиеся самостоятельно строят чертёж пояса

4 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы).

4.1 Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использование учащимися учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению и оформлению задания;

4.2. Целевые обходы:

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания;

5 Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, проверка по слайду 27 презентации;

- разбор типичных ошибок;

- вскрытие причин допущенных ошибок учащихся;

- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Физкультминутка«Солнце глянуло в окно».

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки

И плечами потрясти.

А затем, как на зарядке

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать,

На носок, потом на пятку -

Вот и сделали зарядку.

9. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

10. Уборка рабочих мест.

11. Подведение итогов урока учителем:

- Вопросы к учащимся.

Вопрос: «Что полезного для себя узнали вы на уроке?»

Вопрос: «Как вы считаете, почему в школьной программе изучаются основы конструирования»

Вопрос: «Как вы думаете, зачем надо знать, как снимать мерки, строить чертёж?»

Вопрос: «Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания по конструированию и где?»

- Сообщение учителя о достижении целей урока;

- Объективная оценка работы учащихся на уроках; выставление оценок; в классный журнал и в дневники учащихся;

- Сообщение о теме следующих уроков;

- Здание учащимся на подготовку к следующим урокам.

Домашнее задание:в тетради, принести ватман, линейки, ножницы.

 

Приложение № 1 (вклеивают в рабочую тетрадь)

Таблица 1

Название мерки Условное обозначение Снятие мерки Назначение мерки Свои мерки в см
1. Полуобхват талии Ст   Измеряют по самому узкому месту туловища Для расчёта длины пояса   Ст =  
2. Полуобхват бёдер Сб   Измеряют по линии бёдер горизонтально Для расчёта ширины фартука Сб =  
3.Длина изделия Ди Измеряют от линии талии вниз до желаемой длины Для определения длины фартука Ди =  

 

Таблица 1

Название мерки Условное обозначение Снятие мерки Назначение мерки Свои мерки в см
1. Полуобхват талии Ст   Измеряют по самому узкому месту туловища Для расчёта длины пояса   Ст =  
2. Полуобхват бёдер Сб   Измеряют по линии бёдер горизонтально Для расчёта ширины фартука Сб =  
3.Длина изделия Ди Измеряют от линии талии вниз до желаемой длины Для определения длины фартука Ди =  

 

Таблица 1

Название мерки Условное обозначение Снятие мерки Назначение мерки Свои мерки в см
1. Полуобхват талии Ст   Измеряют по самому узкому месту туловища Для расчёта длины пояса   Ст =  
2. Полуобхват бёдер Сб   Измеряют по линии бёдер горизонтально Для расчёта ширины фартука Сб =  
3.Длина изделия Ди Измеряют от линии талии вниз до желаемой длины Для определения длины фартука Ди =  

 

Таблица 1

Название мерки Условное обозначение Снятие мерки Назначение мерки Свои мерки в см
1. Полуобхват талии Ст   Измеряют по самому узкому месту туловища Для расчёта длины пояса   Ст =  
2. Полуобхват бёдер Сб   Измеряют по линии бёдер горизонтально Для расчёта ширины фартука Сб =  
3.Длина изделия Ди Измеряют от линии талии вниз до желаемой длины Для определения длины фартука Ди =  

 

Таблица 1

Название мерки Условное обозначение Снятие мерки Назначение мерки Свои мерки в см
1. Полуобхват талии Ст   Измеряют по самому узкому месту туловища Для расчёта длины пояса   Ст =  
2. Полуобхват бёдер Сб   Измеряют по линии бёдер горизонтально Для расчёта ширины фартука Сб =  
3.Длина изделия Ди Измеряют от линии талии вниз до желаемой длины Для определения длины фартука Ди =  

 

Приложение № 2 (вклеивают в рабочую тетрадь)

Таблица 2

Инструкционно – технологическая карта

«Построение чертежа фартука без нагрудника»

Название отрезков и точек Обозначение на чертеже Расчетная формула Расчет в см Расчёт на себя в см
Ширина фартука ТТ1 Сб:2+8  
Длина фартука ТН Ди  
Достроить нижнюю часть, построив прямоугольник ТТ1НН1 построение ---- ----
Расстояние от линии талии до кармана ТК 7-10
Расстояние от середины переда до кармана КК1 7-10
Ширина и длина кармана К1К2=К2К3 14-18
Построить карман (квадрат) К1К2К3К4 построение ---- ----
Длина пояса ПП1 Ст+30 30+30=60  
Ширина пояса П1П2 п/в=5

 

Таблица 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.