Сделай Сам Свою Работу на 5

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века





Что значит быть счастливым?

Урок-диспут по рассказам А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина.

Цели и задачи:

  • Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
  • Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
  • Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

«Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:



В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…

 

А. Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».


Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая – любовь.
Но еще не любовь – соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, – любовь!

Омар Хайям

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

Нет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь. Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.



— В чём же дело? При каком условии любовь может быть длиною в жизнь и непременно принесет счастье? (Работа в группах)

Учитель. Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора.

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного спора.

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

5. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

6. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

Вопросы для обсуждения

  • Что такое счастье?
  • Сколько раз в жизни может любить человек?
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”?
  • Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?
  • Что делает людей родными?
  • Правда ли, что любят одних, а женятся на других?
  • Сколько правды в народной мудрости “Стерпится — слюбится”?
  • Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?
  • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
  • Свободная любовь — признак прогресса или упадка общества?
  • Когда человек по-настоящему счастлив?2

(В течение десяти минут работа в группах, затем каждый в споре утверждает свою точку зрения).



Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ».

— В чём счастье и несчастье героев рассказа?

— Что он оставляет в душе читателя?

— Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

— Можно ли простить измену?

— Может ли человек по своей воле уходить из жизни?

Учитель. Послушайте слова одного из героев Максима Горького: “Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось”.

— Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.

(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)

Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?» Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».

— Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?

— Что вас тронуло в этом произведении?

— Счастлива ли Вера Алмазова?

— Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше.

— Что их объединяет, а что рознит?

Учитель. Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)

Давайте вспомним рассказ А.Чехова «О любви».

— В чём суть рассказа?

— Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?

— Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”

Учитель.Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы. А теперь посмотрите на следующий слайд. Согласны ли вы с такими утверждениями?

· никогда не пилите друг друга, умейте прощать;

  • не пытайтесь перевоспитать друг друга;
  • не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
  • научитесь ценить друг друга;
  • оказывайте друг другу знаки внимания;
  • будьте вежливы, общительны;
  • помните только хорошее;
  • берегите здоровье своё и родственников.

А сейчас обратимся к письмам великих людей, адресованным любимым женщинам. Поищем мудрости и в афоризмах о любви.

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века

“Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье.

Наполеон Бонапарт — Жозефине, 3 апреля 1796 года

Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться. А.С. Грибоедов — жене Нине. 24 декабря 1828 года

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие. А.С. Пушкин — Н.Н. Гончаровой, март 1830 года

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.