Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5: Особенности квалификации преступлений посягающих на основы государственной власти.





Преступления, включенные в главу 29 УК РФ, в ранее действовавшем УК РСФСР назывались государственными преступлениями. За их совершение предусматривались наиболее строгие меры наказания вплоть до смертной казни. УК РФ, естественно, также охраняет основы конституционного строя и безопасности государства, но глава как ранее, не открывает Особенную часть и за преступления, в нее входящие не предусмотрены наказания в виде смертной казни. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) предполагает как убийство, так и покушение на убийство. В обоих случаях данный состав преступления будет являться оконченным. При изучении состава преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, следует обратить внимание на то, что призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны иметь публичный характер, т.е. осуществляться на собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, по телевидению, радио, в средствах массовой информации и т.д. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дается в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».



Преступления главы 30 УК РФ относятся к категории должностных преступлений. Данное положение означает необходимость специального субъекта для наличия составов должностных преступлений. Исключение составляют преступления, предусмотренные ст. 288, 291 УК РФ. При изучении ст. 285 УК РФ следует учитывать, что корыстная заинтересованность (мотив) предполагает наличие какой-либо имущественной выгоды для себя или для других лиц (например, родственников). Иная личная заинтересованность, как мотив злоупотребления должностными полномочиями, может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание угодить начальству и т.п. Злоупотребление должностными полномочиями следует отграничивать от хищений, (мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), совершенных с использованием служебного положения. Основным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит неправомерного безвозмездного изъятия чужого имущества. При анализе составов получения и дачи взятки целесообразно изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ) выражается в форме: а) непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; б) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Посредничество во взяточничестве выражается в приёме от взяткодателя взятки и ее непосредственной передаче взяткополучателю по инициативе последнего или взяткодателя. Таким образом, для квалификации действий посредника по ст. 2911 УК не имеет значения, получил ли он от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Лицо, которое организует дачу взятки, подстрекает к этому либо является пособником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. В этих случаях дополнительной квалификации по ст. 2911 УК не требуется. Предметом служебного подлога (ст. 292 УК РФ) преступления. Им могут служить только официальные документы, то есть документы, представляемые или издаваемые федеральными органами государственной власти или государственного управления, органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными или муниципальными учреждениями. Аналогичные документы коммерческих или некоммерческих организаций предметом данного преступления не являются. Наличие состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, обусловлено, наряду с другими обстоятельствами тем, что должностное лицо не исполняет или ненадлежащее исполняет свои обязанности.





Статья 294 УК РФ устанавливает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда (судья, присяжные, народные заседатели), прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Под вмешательством понимается любое воздействие на указанных лиц: просьбы, уговоры, советы и т.д. Возможность такого широкого толкования дает закон, не ограничивающий формы вмешательства.

Следует обратить внимание, что судьи не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 300 УК РФ - незаконное освобождение от уголовной ответственности. В случае совершения судьей таких действий ответственность наступает за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ).

Для наличия состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ необходимо установить, что деяние было совершено с целью воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Отсутствие данной цели будет свидетельствовать о наличии в действиях виновного иного состава преступления, например, убийства (ст. 105 УК РФ). Поэтому данный состав преступления является специальным по отношению к составам преступлений против жизни и здоровья личности.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Понятие «самостоятельная работа» не означает, что магистры в обязательном порядке работают в отрыве от преподавателя. Это понятие предполагает самостоятельную работу независимо от того находиться ли он в аудитории и изучает тему под руководством преподавателя в составе группы, либо он находится в других условиях и занимается самостоятельно. Самостоятельная работа является активным методом изучения материала.

Самостоятельная работа магистров включает: ознакомление с содержа­нием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование лекции и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; подготовку ответов на вопросы для аттестации.

Под активными методиками преподавания учебной дисциплины понимаются методики, предполагающие передачу магистрам основных знаний в области уголовного права посредством самостоятельного ознакомления с письменными материалами вне аудитории и активного дискуссионного обсуждения в аудитории прочитанных материалов с тем, чтобы магистры смогли применить свои правовые знания на практике.

При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной и следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.

При самостоятельном изучении необходимо обращать внимание на следующие факторы и особенности курса, а именно: должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления; изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права; подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем; рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. Магистр обязан следить за изменениями законодательства.

В качестве эмпирических источников рекомендуется обращение к таким периодическим изданиям как «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция», «Уголовное право».

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу магистр готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в УМК, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у магистра возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре магистры.

Формой проведения интерактивного занятия предлагается конференцияпо наиболее проблемным вопросам уголовно-правовой теории и практики. Данное мероприятие предполагает обозначение преподавателем определенной проблематики и последующую активную поисковую работу магистров. При подготовке рекомендуется использовать только научные источники публикаций (журналы, рекомендованные ВАК Минобрнауки, информационные ресурсы правовых систем, сборники международных конференций). Тематику докладов магистрам необходимо предоставить преподавателю не позднее 5 дней до начала конференции.

Сценарий конференции:

1. Вступительное слово преподавателя (7-10 минут)

2. Выступление участников (5-7 минут каждое)

3. Обсуждение и дискуссии (не более трех вопросов каждому выступающему)

4. Подведение итогов (5 минут)

При пропуске магистром семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.

В процессе самостоятельной работы, как отмечалось выше, магистр должен ознакомиться с содержанием настоящих методических материалов, требованиями, предъявляемыми к изучению спецкурса.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Необходимо учесть, что настоящий учебно-методический комплекс является руководством общего характера по вопросам изучения дисциплины и не заменяет учебников по уголовному праву и другую рекомендованную для изучения литературу. Основная цель учебно-методического комплекса – обеспечить магистрам самостоятельную работу с уголовным законодательством, материалами пленумов Верховного Суда РФ, материалами судебной практики Верховного Суда РФ, учебными, научными и иными источниками, а также наметить реальные связи научных положений с правоприменительной деятельностью, что способствует упрочению приобретаемых знаний, активному их обсуждению на семинарах и успешной сдаче зачета и экзамена.

Методические рекомендации по вопросам самостоятельной работе преследуют также частные цели: научить магистров при изучении литературы выделять и запоминать наиболее важные и трудные для уяснения категории и положения уголовного права, выработать у них творческий подход к теоретическим проблемам и выводам, критическое отношение к отдельным научным подходам в отношении тех или иных институтов уголовного права и правоприменительной практики, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

 

Контрольная работа

–представляет собой подготовку научного доклада, что является базовой подготовкой в написании магистерской диссертации. Тема обсуждается заранее в преподавателем и фиксируется в журнале для исключения подготовки двух одинаковых сообщений. Предлагаемый перечень не является исчерпывающим. При необходимости магистр имеет возможность заявить свою проблематику, но в рамках читаемого курса и согласовать непосредственно с руководителем. Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. При обращении к источникам нормативного либо доктринального характера на него необходимо делать ссылку (например: Сидоров В.В. Понятие преступления // Уголовное право. – 2013. - № 1. – С. 6; Федеральный закон № 3-ФЗ от 01.12.2012 О противодействии преступности» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 23. – Ст. 3521.). Примеры из судебно-следственной практики целесообразно приводить лишь в тех случаях, когда они подтверждают либо же, наоборот, опровергают теоретически положения.

Структурно научное сообщение рекомендуется структурировать следующим образом: во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется объект и предмет исследования, цели и задачи, положении, выносимые на защиту; материал содержательной части включает в себя главы, каждая из которых подразделяется на параграфы (как минимум два); завершается работа заключением, в котором подводится логический итог и формулируются основные выводы, косящие преимущественно авторский характер.

Объем научного доклада 18-20 листов. Защита подготовленного сообщения является обязательной и проводится в рамках аттестации. Для проверки и получения допуска к защите работа сдается на кафедру не позднее, чем за 1 (один) месяц до предполагаемой даты защиты.

В процессе защиты кратко излагается актуальность заявленной проблематики, обозначаются основные проблемы и предлагаются пути их разрешения. Время на выступление не должно превышать 15 минут.

Примерная тематика научных докладов:

1. Общие правила уголовно-правовой оценки содеянного.

2. Квалификация преступления по элементам состава преступления.

3. Квалификация при конкуренции уголовно-правовых норм.

4. Методология квалификации преступлений.

5. Философские и логические аспекты процесса квалификации преступлений.

6. Суждение и умозаключение как форма правового мышления.

7. Дедуктивное умозаключение и его применение в квалификации преступлений.

8. Законы логики в квалификации преступлений.

9. Понятие и виды конкуренции.

10. Конкуренция общей и специальной норм.

11. Конкуренция части и целого.

12. О понятии единого преступления — особенности квалификации.

13. Идеальная и реальная совокупность преступлений - особенности квалификации.

14. Понятие рецидива и особенности квалификации.

15. Квалификация при изменении уголовного закона.

16. Квалификация при изменении фактических обстоятельств уголовного дела.

17. Особенности квалификации преступлений против жизни и здоровья человека.

18. Особенности квалификации преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

19. Особенности квалификации преступлений против собственности.

20. Особенности квалификации преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.