Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации





В результате изучения данной дисциплины студенты будут иметь представление о проблематике и истории развития женских, гендерных и феминистских исследований в России и за рубежом; освоят терминологию и концептуальный аппарат этой дисциплины; смогут рассматривать современное общество, его институты и процессы как поле, в котором воспроизводятся определенный гендерный порядок и определенная гендерная идеология; приобретут навыки написания рецензий на научные тексты и продвинутся в умениях организовывать и вести научные дискуссии.

 

Формы контроля

Для того чтобы получить зачет по данному курсу студенты должны выполнить перечисленные ниже задания. Каждое из них оценивается по 10-ти балльной шкале и умножается на коэффициент, определяющий вес этого задания в итоговой оценке. Итоговая оценка за курс выводится путем сложения взвешенных оценок за все виды заданий и округляется по математическим правилам.

 

Работа на семинарах

Чтение текстов и участие в дискуссиях являются важными составляющими работы на семинарах. Приветствуются вопросы по структуре и содержанию текста, комментарии, помогающие уяснить значение основных категорий и позицию автора, критические оценки и т.п.



Все пропуски семинаров должны быть подтверждены медицинскими справками установленного образца либо документами, подтверждающими участие студента в научных конференциях, школах и т.п., заверенными их организаторами.

Пропущенные по уважительным причинам семинары необходимо отработать письменно. «Отработка» должна содержать описание структуры и логики изложения текста (текстов), предложенного в качестве обязательного чтения к данному семинару, перечисление основных тезисов и аргументов автора, а также собственную критическую оценку позиции, занимаемой автором анализируемого текста.

Оценка за «отработки» выставляется в баллах по 10-ти балльной шкале. Последний срок сдачи «отработок» – заключительное занятие по курсу (тем, кто не сможет присутствовать на заключительном занятии «отработку» необходимо принести заранее).

 

Пропущенные по неуважительным причинам или неотработанные семинары являются основанием недопуска к экзамену



 

Критерии оценки:регулярное присутствие и активное участие, уместность и глубина вопросов и комментариев, способность задавать живой импульс дискуссии и вовлекать других студентов в дебаты.

 

Эссе

По окончании данного курса студенты должны написать эссе на одну из предложенных тем (примерный список тем эссе см. в конце программы). Окончательные темы эссе будут объявлены на четвертом занятии. Объем эссе: 5-6 печатных страниц (12 шрифт, 1.5 интервал) или 10-12 тысяч знаков (без пробелов), не считая титульный лист и список литературы. Срок сдачи – последнее занятие по данному курсу.

 

В эссе должно быть продемонстрировано знание первоисточников и умение их сопоставлять, умение пользоваться необходимым понятийным аппаратом, умение мыслить самостоятельно, творчески работать с имеющимся материалом, внятно выражать и аргументировать собственную точку зрения, а также аналитическая работа по раскрытию заданной темы. Во введении следует четко сформулировать проблему и цели работы, объяснить структуру и логику изложения. В основном тексте нужно придерживаться правила «тезис-аргумент». Это правило предполагает, что за выдвижением идеи или концепции, отражающей авторский вариант объяснения анализируемой проблемы, должна следовать ее аргументация – т.е. доказательства обоснованности этого тезиса. Аргументация может строиться на примерах из других исследований, демонстрации различий между позициями разных авторов или подходов, критической рефлексии по поводу чужих позиций и своей собственной позиции. Положения авторов должны быть подкреплены ссылками на источники, но необходимо избегать длинных цитат, а также цитирования лекций. В заключении нужно подвести итог вышеизложенным рассуждениям, резюмируя основные положения текста или формулируя общий, вытекающий из этих положений вывод. Здесь же можно указать на возможные направления развития этой темы или ее практическую значимость. Эссе должно включать список литературы, цитируемой в тексте. Опыт написания научных работ в области социальных наук показывает, что для написания одной страницы качественного текста необходимо прочесть около 100 страниц литературы. (Подробнее о правилах написания эссе, правилах цитирования и оформления ссылок см. в: Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 74 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. Главы 3, 5; Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие/ Пер. с ит. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. Глава 5.)



 

Критерии оценки:знание основных категорий и подходов авторов, которых Вы анализируете; ясная логика построение текста; глубина и оригинальность анализа; тщательная и исчерпывающая аргументация; способность сравнивать, находить общее и различное в разных текстах; грамотность и стилистика письменной речи (внимательное отношение к выбору слов, изложение понятным языком); выполнение требуемых правил оформления работы (включая аккуратное оформление цитат и ссылок на используемую литературу).

В случае получения неудовлетворительной оценки эссе должно быть переписано.

Ведение групповой дискуссии

Это задание предполагает, что каждый из студентов один раз выступи в роли модератора групповой дискуссии. На первом семинарском занятии дискуссия будет общей, в качестве модератора будет выступать преподаватель. На всех последующих семинарах группа будет делиться на две подгруппы, в каждой из которых будет 1-2 модератора (в зависимости от количества текстов к семинару и количества записавшихся на курс студентов). Записаться на роль модератора дискуссии на определенный день нужно будет на первом семинарском занятии, т.е. через неделю после первой лекции.

 

Модератор должен приготовить к семинару раздаточный материал (не более одной страницы текста), который должен включать следующее:

 

1) главный тезис текста в двух вариантах - своими словами и в формулировке автора текста;

 

2) 2-3 вводных замечания к данному тексту:

· примеры того, о чем желательно говорить: как данный текст изменил Ваше понимание текста, обсуждавшегося на семинарах ранее, как данный текст помог Вам переосмыслить Ваш собственный опыт, какие противоречия есть в аргументах автора, почему определенная идея этого текста является ключевой для понимания тех или иных аспектов гендерных отношений, в чем и почему Вы не согласны c подходом, которого придерживается автор.

· примеры того, о чем НЕ желательно говорить: текст слишком длинный, автор непонятно пишет.

 

3) 2-3 вопроса для дискуссии (наиболее подходящими для дискуссии являются вопросы, вызывающие живой интерес и не имеющие правильных ответов).

 

Перед началом дискуссии, в течение очень короткого времени (не дольше 5 минут), модератор сообщает группе основной тезис текста и свои вводные замечания. Затем модератор задает один из дискуссионных вопросов и предлагает всем участникам дискуссии высказаться. Роль модератора состоит в том, чтобы стимулировать дискуссию и помочь другим участникам прояснить смысл текста.

 

Критерии оценки:раздаточный материал как доказательство того, что Вы поняли основной тезис текста; способность донести идеи до своих коллег (оценивается устное и письменное изложение); дискуссионные вопросы, способные породить живую и интересную дискуссию среди других студентов.

Общие требования к выполнению заданий

Все письменные работы - отработки, рецензии и эссе НЕ принимаются позже установленных сроков сдачи, за исключением документально подтвержденных случаев отсутствия вследствие болезни или форс-мажорных обстоятельств.

 

На обороте последней страницы любой письменной работы по данному курсу студенты обязаны от руки написать фразу: «Данная работа выполнена мной самостоятельно, все заимствования из работ других авторов, будь то парафраз или прямые цитаты, оформлены согласно правилам цитирования», и поставить под ней число и свою подпись. Работа, на которой данная надпись отсутствует, оцениваться не будет.

Примерные темы эссе

 

· Гендерный порядок в традиционном обществе: социальные основания поговорки «Кого люблю, того и бью»

· Десять тезисов о том, почему наука ассоциируется с маскулинностью

· Стиль UNISEX и гендерная культура молодежи

· Гендерная сегрегация городского пространства

· Гендерные особенности коммуникации на примере использования мобильных телефонов

· Гендерные дисплеи российских политиков: Путин / Жириновский / Хакамада / Матвиенко

· Культовая героиня русского Интернета Масяня как символ новой женственности.

· Репрезентации гендера в российском газетном дискурсе / кино / современном искусстве

· Рекламные возможности гендера: гендерный анализ советских / постсоветских рекламных плакатов

Вопросы к экзамену.

1. Гендерная социология как отрасль социологии.

2. История развития гендерной социологии в России.

3. Дифференциация понятий пол и гендер.

4. Специфика исследований в гендерной социологии.

5. Тема пола в философских концепциях.

6. Тема пола в социологических концепциях.

7. Сущность феминизма и предпосылки возникновения феминизма на Западе.

8. Основные идеи либерального феминизма.

9. Основные идеи марксистского феминизма.

10. Основные идеи радикального феминизма.

11. Современные теории феминизма.

12. Женские движения в России.

13. Подходы к определению и сущности маскулинности.

14. Кризис маскулинности и мужские роли.

15. Сущность и основные теории гендерной социализации.

16. Гендерные стереотипы.

17. Гендерная идентичность и гендерная дисфория.

18. Гендерные роли, нормы, адаптация.

19. Гендерный конфликт.

20. Сущность гендерной стратификации, основные подходы.

21. Гендерное равенство.

22. Гендерное неравенство.

23. Профессиональная гендерная сегрегация, её виды.

24. Основные теории профессиональной гендерной сегрегации.

25. Гендерная дискриминация в сфере занятости.

26. Гендерное разделение домашнего труда.

27. Скрытый учебный план в образовании.

28. Гендер и политика: подходы и точки зрения.

29. Изменения гендерных структур политики.

30. Женщины и Мужчины в политической жизни современной России.

31. Гендерная символика в культуре.

32. Гендерные стереотипы в традиционных религиях.

33. Интернет в гендерном измерении.

34. Гендерные стереотипы в СМИ.

35. Феминистская кинокритика.

36. Гендерные отношения в различных культурах.

37. Основные направления гендерной социальной политики.

38. Модель преодоления гендерных стереотипов.

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература.

Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. – М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1998. – 408 с.

Введение в гендерные исследования. Часть 1. Уч. пособие / ред. С. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, Харьков: ХЦГИ, 2001. - 708 с

Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / ред. С. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, Харьков: ХЦГИ, 2001. - 991 с.

Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общ. редакцией М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. Глава 6. «Гендер и сексуальность». С. 152-194. Глава 12 «Родство, брак, семья». С. 362-391. Глава 15. «Труд и экономическая жизнь». С. 470-475.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. «Питер». 2002. Глава 9. Современная теория феминизма. С. 357-414.

Теория и история феминизма / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьковский центр гендерных проблем, Ф-Пресс, 1996, -387 с.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 416 с.

Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований», М., 2000

Хрестоматия феминистских текстов / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. - СПб.: Издательство "Дмитрий Буланин", 2000.

7.2 Дополнительная литература.

Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. – 384 с.

В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. – 612 с.

Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. 2004. 320 с.

Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. – 408 с.

Женщина и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук. – М.: Идея –Пресс, 2000. – 280 с.

Зверева Г.И. "Чужое, свое, другое...": феминистские и гендерные концепты в интеллектуальной культуре постсоветской России // Адам и Ева. Альманах гендерной теории. Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2001г. http://www.gender.ehu.by/ru/strip.php?id=803

Здравомыслова Е. А. Коллективная биография современных российских феминисток // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей) / Центр независимых социальных исследований. СПб, 1996. С. 33-60.

Здравомыслова Е. и Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб.: Центр независимых социальных исследований, 1996. С. 5-13.

Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. 6. СС.127- 136.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.) «Ладомир», Москва, 1997.

Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. - 352 с.

Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн.1, 2 / Сост. и редактор С. Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 632 с., 520 с

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 616 с.

Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара, 1997

Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований / РАН. ИНИОН, Саратов. Гос. тех. унт. Центр соц. политики и гендерных исслед. – М., 2001.

Funk and Muller (eds.), Gender Politics and Post-Communism, 1993, pp.274-286.

Gal, S and Kligman, G. The Politics of Gender After Socialism. Princeton U Press, 2000.
Lapidus G.W.. Women in Soviet Society. Equality, Development, and Social Change. Berkley: University of California Press. 1978.

Lapidus, G. (ed.). Women, Work and Family in the Soviet Union, 1982.
Maddock J. et al (eds.) Families Before and After Perestroika: Russian and US Perspectives, The Guilford Press, 1994, pp. 156-219

Oushakine, S. The Quantity of Style. Imaginary Consumption in Post-Soviet Russia. In: Theory, Culture and Society, London: Sage, 2000. V. 17(5), pp.97-120.
Sperling, V. The «New Sexism»: Images of Russian Women During the Transition. In: Russia’s Torn Safety Nets, St. Martin’s Press, 2000. pp. 173-186.
Wood, E. The Baba and the Comrade: Gender and Politics in Revolutionary Russia, Indiana U Press, 1997.

Интернет-ресурсы

Центр гендерных исследований Европейского Гуманитарного Университета (Минск)

http://gender.ehu.by/ru

 

Харьковский центр гендерных исследований

http://www.gender.univer.kharkov.ua/

 

Московский Центр гендерных проблем

www.gender.ru

 

Информационный портал Женщина и общество

http://www.owl.ru/

 

Российские женщины в ХХ веке. Опыт эпохи

http://www.a-z.ru/women/

- Информационный Интегрирующий Комплекс Южного федерального университета – http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup

- Цифровой Кампус Южного федерального университета - http://incampus.ru/

- Библиотека Гумер - гуманитарные науки – http://www.gumer.info

- http://socioline.ru/ - Социология по-новому

- Библиотека РГИУ // http://www.i-u.ru/biblio/archive/socupr/3.aspx;

- Каталог образовательных интернет ресурсов// http://www.edu.ru ;

- Большая советская энциклопедия// http://bse.sci-lib.com/;

- Онлайн энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru/;

- Электронные словари и энциклопедии// http://www.edudic.ru/;

- Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент// http://www.ecsocman.edu.ru/text/21797554/;

- Официальный сайт журнала «Социологические исследования» // http://www.isras.ru/socis.html

- Информационно-аналитический портал socpolitika.ru // www.socpolitika.ru

- Официальный сайт Центра социальной политики и гендерных исследований // www.socpolicy.ru

- Официальный сайт Института социальной и гендерной политики // www.genderpolicy.ru

- Электронная версия бюллетеня «Население и общество» // www.demoscope.ru

- Энциклопедии: http://encycl.yandex.ru

- Периодические издания на сайтах www.demoscope.ru и www.jsps.ru

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

  • учебная аудитория на 35-40 посадочных мест;
  • аудитория, оборудованная мультимедийной доской + ноутбук;
  • технические средства обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
  • программное обеспечение (Windows XP/Vista, Microsoft Office 2007)
  • наглядные пособия.

IX. Учебная карта дисциплины «ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.