Сделай Сам Свою Работу на 5

Практические занятия (семинары)





Доктор философских наук, профессор Савченко Л.А.

 

 

Ростов-на-Дону – 2012

     

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

факультета социологии и политологии

  Утверждаю Декан факультета/директор института ________________________________ 20 ноября 2012 В.И. Филоненко    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки (специальность):

социология – 040100

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

бакалавр

Кафедра теоретической социологии

 

Курс 2 Семестр 3

 

Форма обучения очная

 

Программа разработана: доктор философских наук, профессор Савченко Л.А.
   
 

Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры конфликтологии Мартиросян С. А.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону – 2012


I. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса- показать возможности применения теоретического и эмпирического опыта феминистских и гендерных исследований к анализу актуальных социальных проблем и осмыслению собственных практик и жизненных стратегий.



Задачи курса:

познакомить студентов с основными понятиями, подходами, теориями и исследованиями в социологии гендерных отношений и социологии семьи, прояснить социокультурные основания различий в позициях мужчин и женщин в обществе, а также ориентировать наиболее мотивированных студентов на всестороннее самостоятельное изучение этой дисциплины.

II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина гендерная социология относится к базовой части профессионального цикла.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- философия

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: проблематики методологического раздела философии

Умения: преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание

Навыки: ориентирования во множестве мнений и концепций, верований и ценностей, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности



2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- этносоциология;

- социальное проектирование и прогнозирование;

- методика социологических исследований.

III. Требования к результатам освоения содержания

дисциплины

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)

умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

основные направления теорий гендерной социологии и ориентироваться в их методологических посылках;

Уметь:

различать теоретические подходы к феномену гендера, иметь представление о социальной истории, этапах развития, основных характеристиках, возможностях социологического анализа социального института пола;



Владеть:

навыками построения междисциплинарных подходов к анализу гендера;

IV. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
Методология, теория и история гендерной социологии Предмет гендерных исследований. Основные категории, понятия. Понятия биологического и социального пола. Гендер как многообразие форм взаимоотношений мужчин и женщин в социально-экономической, политической, семейной сферах. Актуальность гендерных знаний для будущих социологов. Посещение лекций, семинаров, Работа на практических занятиях: Выступление с докладом, сообщение Дополнение на семинарском занятии Вопрос докладчику, контрольная работа, тестирование, реферат
Практическая социология гендерных отношений Феминистская критика традиционного социологического исследования. Особенности применения традиционных методов социологического исследования феминистски-ориентированными исследовательницами. Интервью. Контент-анализ. Интерпретативные методы в качественных исследованиях: биографическое исследование, анализ дискурса, содержательный анализ, анализ и интерпретация изображений, анализ фото- и фильмоматериалов, психоаналитическая интерпретация текста, анализ языка тела.

4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (_144 часа).

 

Вид работы Трудоемкость, часов
3 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа:  
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1] -    
Расчетно-графическое задание (РГЗ) -    
Реферат (Р)  
Эссе (Э)  
Самостоятельное изучение модулей  
Контрольная работа (К)[2] -   -
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),  
Подготовка и сдача экзамена[3]  
Вид итогового контроля (экзамен)      

Модули дисциплины, изучаемые в 3 семестре

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
Методология, теория и история гендерной социологии    
Практическая социология гендерных отношений    
  Итого:    
                     

 

Практические занятия (семинары)

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
Ознакомление студентов с требованиями к выполнению учебных заданий, с литературой по предмету гендерная социология.
Гендерная социология как отрасль социологии. Её предмет, объект, связь с другими науками.
Развитие гендерной социологии в России. Дореволюционный период. 20-е гг. 60-80-е гг. Современный этап.
Понятие, сущность и теории Гендера. Дифференциация понятий пол и гендер
Специфика исследований в гендерной социологии. Гендерные и социогендерные исследования
Тема пола в философских и социологических концепциях. Античный период. Средневекогвье. Новое авремя. 19 век. Парсонс Т. Дюркгейм Э. Гарфинкель Г. о проблеме социального пола.
Возникновение и развитие феминизма. Феминизм и гендерная социология. Предпосылки возникновения. Основные течения
Социология маскулинности. Подходы к определению и сущности маскулинности. Кризис маскулинности. Мужские гендерные роли
Гендерная социализация. Теории гендерной социализации. Гендерные стереотипы, роли, нормы, адаптация, идентичность, дисфория
Гендерная стратификация. Основные подходы. Гендерное равенство. Гендерное неравенство
Гендерные аспекты занятости. Профессиональная гендерная сегрегация. Её виды, основные теории. Гендерная дискриминация в сфере занятости
Гендерные проблемы семейных отношений. Права и обязанности супругов. Семья как институт гендерной социализации
Гендерные аспекты политики. Гендерное неравенство и современная демократия. Изменение гендерных структур политики
Гендерные аспекты образования. Образование как агент гендерной социализации. Скрытый учебный план. Положение женщин в сфере образования
Гендерное измерение культуры. Гендерная символика в культуре. Религия в гендерном измерении. Интернет в гендерном измерении. Гендерные стереотипы в СМИ. Феминистская кинокритика и женские жанры
Национальный гендерный уклад. Гендерные отношения в Киевской Руси. Гендерные отношения в дореволюционной России.
Гендерная социальная политика
Основные международные документы по защите прав женщин

4.6. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.