Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Требования к самостоятельной работе студентов

Эффективность самостоятельной работы в учебном процессе на кафедре обеспечивается рядом условий, но, прежде всего, типом взаимодействия труда преподавателя и труда студента. В целом, высшее учебное заведение должно учить учиться. Нужно, чтобы студенты в вузе по возможности трудились самостоятельно, а преподаватель руководил этим трудом. Таким образом, самостоятельная работа по изучению теории государства и права слагается из двух элементов:

1) Создание условий для самостоятельной работы;

2) Сама самостоятельная подготовка, её процесс.

Прежде чем приступить к изучению темы по нашему предмету, необходимо предварительно создать для этого надлежащие условия. Освоение учебного материала будет тем выше, чем лучше будет организован труд студента. Однако технической стороне в работе над изучением дисциплины часто не уделяется должного внимания. Вместо того, чтобы проявить должную распорядительность, предусмотрительность, студент подчиняет себя самотеку, работает в зависимости от того, как сложится обстановка в день занятий. Последствие неорганизованности – слабые знания, пассивность в аудитории.



К условиям, от которых зависит качество самостоятельной подготовки, следует отнести: а) точное и полное знание задания; б) обеспечение себя необходимой литературой, нормативно-правовыми актами, методическими пособиями; в) наличие конспектов лекций по предмету; г) выделение достаточного количества времени; д) надлежащее рабочее место. Соблюдение этих условий есть то, что называется организацией самостоятельной работы студента.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по теории государства и права требуется минимум шесть часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы.



В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их

выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.

Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее: 1) Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию. 2) Желательно, чтобы подготовка по теории государства и права намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление. 3) Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств. 4) Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Итак, правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом теория государства и права.



2. Нормы затрат времени на самостоятельную работу студентов

Учебное время студента и преподавателя в Академии права должно обеспечивать все формы учебного процесса по теории государства и права. Как известно, учебное время студента делится на две большие части: аудиторное и внеаудиторное.

На выпускном курсе в Академии права студентами всех форм обучения в течение 88 часов изучается учебная дисциплина «Проблемы теории государства и права» следующим образом: г) очная форма обучения: 44 часов аудиторной и 44 часов самостоятельной работы – это по 4 часа самоподготовки студентов на каждую из 11-ти тем спецкурса «Проблемы теории государства и права»; д) заочная форма обучения студентов предполагает 12 часов аудиторных и 108 часов самостоятельных занятий студентов. То есть, как и на 1-ом курсе, кафедрой сохранена тенденция увеличения времени самостоятельной работы для студентов-заочников. Это закономерно и логично, так как формы и методы заочного обучения дисциплине теория государства и права существенно отличаются от форм и методов очного обучения.

3. Методические рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы студентов

Среди всех форм организации учебного процесса по теории государства и права на кафедре главной является самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента – это не только домашняя, внеаудиторная работа над книгой. На лекции, на семинаре, на консультации по теории государства и права студент тоже самостоятельно работает: слушает лекцию, записывает её, участвует в работе семинаров, задает вопросы преподавателю – всё это проявление его самостоятельности.

Студенческий труд, как правило, должен быть самостоятельным. Самостоятельность требует личных усилий, студент должен овладеть методами учебной работы по теории государства и права: уметь конспектировать источники, находить в библиографических справочниках нужную книгу, овладеть навыками быстрого чтения, уметь выделять главное, анализировать и сопоставлять положения науки теории государства и права. Только то, что добыто самостоятельным учебным трудом, только оно и останется прочно в сознании.

На первом курсе обучения в Академии права преподаватель должен уделять много внимания помощи студенту: указать, что читать, что и как конспектировать, на что обратить главное внимание. Строго выполняя эти указания преподавателя, студент работает лично, но уровень его самостоятельности низок: он точно выполняет «подсказку» преподавателя. По мере того, как студент овладевает наукой теории государства и права, её языком, понятиями, категориями и принципами, методами работы над книгой, преподаватель кафедры обязан уменьшать свою помощь студенту, снижать уровень учебного руководства, стимулируя тем самым активную самостоятельную работу студента. То есть между руководством преподавателя и самостоятельностью студента существует обратная пропорция. Чем выше руководство, тем ниже самостоятельность, и наоборот.

Итак, самостоятельность студента – это особое дидактическое понятие, обозначающее такой порядок его учения, при котором он без помощи преподавателя овладевает знаниями при помощи книг, справочников или других источников. Его самостоятельность базируется на прочных знаниях методов изучения науки теории государства и права. Тем не менее, самостоятельность полезна и нужна в том случае, когда студент уже перешел порог первоначального обучения, овладел языком науки и методами её изучения.

Поэтому методика организации самоподготовки студентов по теории государства и права включает ряд необходимых положений.

Первое. Одна из главных составляющих аудиторной подготовки – работа студента на лекции. Ведь лекция составляет научно-методическую основу всех форм обучения. Лекция – не только источник знаний, но и организующая форма самостоятельного обучения, устанавливающая своеобразный метод обучения, при котором стимулируется активная познавательная деятельность студентов. Лектор должен в ходе лекции думать вместе со слушателями, катализировать самостоятельность мышления студентов, вести повествование лекции так, чтобы его мысль и мысли студентов совпадали.

В целом, педагогическая практика показывает, что самостоятельный труд студента должен быть до, во время и после лекции. Например, читая по программе курса лекцию на тему «Сущность и типы государства», лектор дает задание студентам прочитать главы учебника по темам «Функции государства» и «Формы государства».

Второе. Закрепление лекционного материала и контроль за самостоятельной работой студента входят в задачи и функции семинарского занятия. Но это не главные функции, а побочные, второстепенные. Главная цель семинара – привитие студентам навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации. То есть подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных документов и монографических работ, их реферирования, а также написания докладов и сообщений.

Например, в списке литературы к плану семинарского занятия «Происхождение государства и права» рекомендована работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21). Вполне целесообразно начать подготовку к семинару с конспектирования указанной работы, тем более что она охватывает сразу несколько вопросов плана.

Такая подготовка особенно актуальна при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т. п. В последнее время всё большее распространение на кафедре получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, применение иных аудиовизуальных материалов. Вывод: на семинарских занятиях необходимо обеспечивать максимум самостоятельности студентам.

Третье. Письменные студенческие сочинения (работы), предусмотренные учебным планом, являются важной формой обучения и выполняют свои специфические дидактические задачи (самостоятельный письменный обзор или (и) исследование избранной темы), главная из которых – пробуждение интереса студентов к самостоятельному научному исследованию.

Такими сочинениями на кафедре являются курсовые, контрольные работы (рефераты) и квалификационные (дипломные) работы. Для всех письменных работ студента характерны учебные и практические функции, которые непосредственно связаны с самостоятельной подготовкой студентов. Рассмотрим этот процесс более подробно.

I. Учебные функции состоят, во-первых, в том, что письменное сочинение подводит итог изученному предмету «Теория государства и права» или спецкурсу «Проблемы теории государства и права» и свидетельствует о том, на каком учебном уровне студент овладел дисциплинами, насколько он в них свободно ориентируется, в том числе и самостоятельно.

Во-вторых, письменная работа вырабатывает у студента умение и навыки самостоятельности, что очень важно для специалиста-юриста. Дипломная и курсовая работа – это самостоятельный труд, при котором закрепляются и развиваются умения самостоятельности учебы.

В-третьих, письменные сочинения формируют навыки самостоятельной работы с научной литературой: а) поиска научной книги; б) умение её читать; в) конспектировать; г) сопоставлять данные.

И, наконец, в-четвертых, письменная работа развивает умение самостоятельно анализировать и обобщать факты жизни и науки, учит приемам самостоятельного научного исследования. Конечно, научно-исследовательские элементы в студенческих работах выражены в различной степени. Так, в дипломных работах значительно шире используются приемы, их научный уровень несравненно выше, чем в курсовых работах.

Напротив, в курсовых работах научно-исследовательские моменты представлены слабо, а в работах студентов-первокурсников, заочников и вечерников их почти нет. Объясняется это тем, что здесь первая курсовая работа подготавливается на начальных этапах высшего образования, а для заочников и вечерников – без достаточного научного руководства, практически полностью – самостоятельно. Однако порой студенты – заочники и вечерники – не умеют изучать предмет «Теория государства и права» самостоятельно.

II. Учебные функции письменных работ студентов связаны с их практическими функциями. К ним относятся, во-первых, функции приобретать умение самостоятельно оперировать доказательствами. Юридическое мышление – это доказательное мышление, рассуждения, подкрепленные доказательствами. В письменном сочинении студент учится самостоятельно доказывать научную истину, что помогает практическому поиску истины, например, в суде.

Во-вторых, письменные работы воспитывают у студента трудолюбие, навыки самостоятельной систематической работы, требуют волевых усилий преодолевать трудности, то есть помогают формировать характер будущего специалиста.

В-третьих, письменные сочинения воспитывают аккуратность. Кафедра теории государства и права требует от студента закончить работу в установленный срок, самостоятельно и технически правильно её оформить. Внешний вид работы аттестует аккуратность студента.

Таким образом, практические и учебные функции письменного сочинения студента свидетельствуют о самостоятельной роли этих работ, как особой организационной формы учебного процесса, выполняющей свои дидактические задачи, в том числе и развитие самостоятельности у студентов.

В целом, самостоятельная подготовка письменного доклада, требующая упорного труда, вырабатывает навыки умелого изложения своих мыслей на бумаге, помогает углублять и закреплять знания, закладывает основы для научной работы, способствует развитию личности студента.

Четвертое. Перейдем к рассмотрению вопроса о консультации в Академии права – как форме контроля и организации самостоятельной познавательной деятельности студента, как помощь преподавателя кафедры теории государства и права студенту в усвоении предмета. В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» консультация является одной из форм руководства самостоятельной работой студентов, то есть она может рассматриваться и как самостоятельная организационная форма обучения, выполняющая специфические дидактические задачи.

Они состоят, во-первых, в том, что консультация есть форма и метод организации самостоятельной работы студента в деле поиска им научной истины. Все формы учебного процесса на кафедре теории государства и права влияют на организацию самостоятельного учебного труда студента, но консультации позволяют сделать это непосредственно, а другие формы, пожалуй, косвенно.

Во-вторых, консультации по теории государства и права обеспечивают обратную связь – от студента к преподавателю. По студенческим вопросам преподаватель кафедры теории государства и права судит о характере учебных трудностей студента.

В-третьих, консультации выполняют контрольные задачи, с их помощью выясняется уровень усвоения предмета «Теория государства и права». Такие контрольные функции характерны для некоторых видов консультаций по теории государства и права – вызывные, текущие, итоговые, индивидуальные, групповые и др.

В соответствии с кафедральным расписанием учебные консультации по теории государства и права проводятся в двух основных видах: текущие и предэкзаменационные. Но есть и другие виды – вызывные коллоквиумы, консультации для подготовки реферата (контрольной работы), научного доклада, курсовых и дипломных работ, которые в свою очередь бывают групповыми, индивидуальными, а также тематическими (например, по вопросам, не рассмотренным на лекции или на семинаре).

В течение каждого семестра на кафедре теории государства и права Академии права не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации (на одну группу студентов отводится 5% – по очной форме обучения, 10% – по очно-заочной (вечерней) форме обучения, 15% – по заочной форме обучения от числа лекционных часов по теории государства и права).

Предэкзаменационная консультация состоит в основном из двух частей: 1) Методических рекомендаций по подготовке к экзамену (повторение учебного материала, приведение его в определенную систему, изучение специальной литературы, составление логичного ответа на достаточно обширный вопрос предмета, знакомство студентов с критериями оценки их знаний); 2) Ответов преподавателя на вопросы студентов (ответы предполагают четкость и ясность разъяснения сложных вопросов предмета).

И последнее: самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем теории государства и права, то есть самостоятельная подготовка к занятиям может быть индивидуальной и коллективной. Но коллективность не должна подменять самостоятельность в работе над заданием. Каждый обязан работать сам. Коллективность следует использовать, главным образом, для обсуждения прочитанного, для взаимных консультаций.

Применяемая в Академии права методика организации самостоятельной подготовки студентов по теории государства и права позволила установить, что, во-первых, на 1-м курсе обучения преподавателям кафедры необходимо уделять особое внимание развитию способности студентов к самостоятельной работе.

Во-вторых, численность студенческой группы влияет на уровень активности студентов, причем малая группа (20-25 человек) повышает активность и качество подготовки специалистов. Увеличение её размера (30-40 человек) отрицательно сказывается на учебном процессе, снижая качество подготовки студентов.

В-третьих, организационным условием обеспечения самостоятельной работы студента по теории государства и права является темп обучения. Он должен быть таким, чтобы студенты могли проработать и усвоить в часы самостоятельных внеаудиторных занятий полученные знания. При этом желательно, чтобы семинар по теории государства и права проводился не менее одного раза в неделю на 1-м курсе и не более двух спецсеминаров в месяц на выпускном курсе по дисциплине «Проблемы теории государства и права».

4. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы студентов

«Учебно-методический комплекс по теории государства и права в 5 частях» под редакцией профессора В.Л. Кулапова (Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2009.) и изучение учебника «Теория государства и права: Курс лекций» под ред. профессоров Н.И. Матузова и А.В. Малько (2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 776 с.). Данные учебные издания подготовлены коллективом кафедры теории государства и права Академии права.

Заслуживают внимания также учебник профессоров Н.И. Матузова и А.В. Малько «Теория государства и права» (М.: Юристъ, 2001., 2008 ) и учебные пособия профессора В.Л. Кулапова «Теория государства и права» (4-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2006. – 374 с.) и «Проблемы теории государства и права» (Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2009.).

Кроме того, в качестве дополнительной литературы при изучении ряда тем курса «Теория государства и права» и спецкурса «Проблемы теории государства и права» с учетом советов преподавателей кафедры окажут помощь такие специальные научные журналы, как: «Правовая политика и правовая жизнь», «Вестник СГАП» и «Вопросы теории государства и права», издаваемые в Академии права.

 

Заочная форма обучения:

На самостоятельную работу студентов выпускных курсов заочной формы обучения для изучения спецкурса «Проблемы теории государства и права» отводится 108 часов.

Для освоения курса студенту необходимо:

1. Ознакомиться с рекомендованной литературой для получения более углубленных знаний по рассмотренным вопросам и для формирования собственного мнения по основным проблемным моментам теории государства и права.

2. Самостоятельно изучить следующие вопросы:

- Понятие и структура политической системы. Центральное положение государства в политической системе;

- Проблемы судебно-правовой реформы;

- Принципы и функции права;

- Исторические типы права. Основные правовые системы современности;

- Правосознание и правовая культура общества;

- Формы (источники) права;

- Применение как особая форма реализации права;

- Законность, правопорядок и государственная дисциплина;

- Эффективность правового регулирования и пути ее повышения.

3. Выполнить задания для самоконтроля знаний (Раздел VI. Задания для самоконтроля / Лисюткин А.Б., Шопина О.В. Теория государства и права. Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. Саратов, 2005; О.В. Лазарева. Контролирующая программа курса «Теория государства и права»: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2002; раздел «Задания для самоконтроля знаний» в данном Учебно-методическом комплексе).

 

Методические рекомендации студентам по подготовке

К семинарским занятиям

Семинар – важная, комплексная, многоцелевая форма обучения. Закрепление лекционного материала, контроль за ходом самостоятельной работы студента подчинены главному – углубить, конкретизировать полученные знания, научить творчески мыслить, рассуждать, вести полемику, излагать и защищать собственную позицию, участвовать в дискуссии, опираясь на научные аргументы. С каждого семинара студент должен уходить с новыми знаниями – будь то запоминающиеся примеры или логическая форма рассуждения. И это новое в семинарское занятие вносит не только преподаватель, но и сами студенты.

Процесс овладения знаниями, практическими умениями и навыками не может проходить без аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Аудиторная работа заключается в способности студента активно участвовать на семинаре: выступать, дополнять, задавать интересующие вопросы, как преподавателю, так и отвечавшему студенту. Самостоятельная работа вне аудитории предполагает не только подготовку на основе лекции, но и изучение специальной литературы по теме семинарских занятий, где важно умение анализировать, выделять главное, конспектировать.

Аудиторная работа. На первом семинарском занятии преподаватель излагает требования, предъявляемые к студентам: 1) систематическое посещение семинарских занятий; 2) тщательная подготовка к каждому семинару; 3) активная аудиторная работа; 4) освоение языка науки (доступно и понятно излагать материал, избегая упрощений); 5) критерии оценки знаний студента; 6) отчет за пропуск занятия или задолженность (последняя ставится, если у студента отсутствуют элементарные знания по теме семинара).

Каждое последующее практическое занятие по своей структуре можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя, обсуждение студентами вопросов темы семинарского занятия, заключительное слово руководителя семинара, задание студентам на следующее занятие.

I. С помощью краткого вступительного слова преподаватель: 1) вызывает интерес к теме семинара, показывает ее научное и практическое значение; 2) устанавливает контакт со студентами, мотивируя их активное участие в обсуждении темы семинара. Но главное – преподаватель разъясняет студентам цель занятия, т.е. выделяет ведущую идею, которую должны обсудить, разобрать и усвоить студенты, а также показывает, что исследуемая тема является логическим продолжением темы последнего семинарского занятия.

II. Основная часть семинара – обсуждение студентами вопросов темы. Как правило, оно проходит по плану занятия, утвержденному кафедрой, и имеется у студентов. План носит характер общей ориентировки, рекомендации. В ходе обсуждения темы возможны отступления от плана, которые чаще всего неизбежны и могут быть целесообразны. Приведем несколько вариантов развития обсуждения темы семинара.

1. Если по ходу занятия студенты увлеклись каким-то большим научным вопросом данной темы, то остальные вопросы плана могут остаться вне обсуждения (их можно рассмотреть на консультации).

2. Обсуждение студентами вопросов темы, выходя за рамки плана. Так, исследуя вопросы темы семинара «Нормы права» преподаватель может предложить студентам дополнительно проанализировать их свойства: истинность, эффективность и др.

3. Семинар может проходить одновременно и как исследование вопросов темы, и как практическое решение заданий по ним. Это позволяет закрепить изученный материал, а также привить и развить умение и навыки студентов пользоваться полученными знаниями.

Суть предлагаемого задания заключается в следующем: правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя свое мнение.

Можно выделить три вида обсуждения, которые распространены в практике юридических вузов: свободная беседа студентов, обсуждение заранее подготовленного реферата и смешанный вид обсуждения вопросов на семинаре.

Активному обсуждению реферата по сравнительно узкому вопросу темы занятия предшествует тщательная подготовка студента – докладчика, предполагающая изучение специальной литературы, законодательства, материалов правоприменительной практики, посещение консультаций, с целью понимания проблемы и постановки в своем выступлении действительно спорных вопросов, требующих обсуждения на семинаре и определения основных путей их решения.

Предпочтителен смешанный вид обсуждения, ибо он использует сильные стороны беседы и реферата, позволяет исключить их недостатки: 1) выступления только активных студентов; 2) мнимой активности (студент из плана семинара выбирает один вопрос и этим ограничивает свою подготовку); 3) раскрытие вопроса темы в пределах учебника; 4) поверхностного реферата; 5) плохой подготовке докладчика к семинару.

Студенты положительно оценивают тот семинар, на котором они имеют возможность активно применять свои знания (поспорить, высказать свои суждения, ставить вопросы и обсуждать их). Несомненно, учебный материал лучше усваивается в ходе научной дискуссии. Но важно отличать стихийную, искусственную и организованную дискуссию[1].

Стихийная дискуссия. Порой в ходе семинара спонтанно возникает спор по существу, который заранее не предусмотрен, но его надо стимулировать, четко определить научные позиции двух сторон и предложить студентам аргументировано высказаться по предмету дискуссии.

Но если дискуссия искусственная, не по существу, порой умышленно спровоцированная студентами целесообразно ее прекратить, разъяснив при этом, что не тот предмет спора. Кроме того, спорить надо, основываясь на доказательствах, а не эмоциях, как это порой бывает у студентов. Высказав положение, надо его доказать, привести пример из жизни, научное положение или статью (статьи) нормативного акта.

Для более глубокого усвоения студентами учебного материала очень полезна дискуссия, организованная преподавателем. Предметом дискуссии может быть действительно научная проблема, которая освещается в литературе весьма неоднозначно (например, современное понимание права, системы права, юридической ответственности). В процессе полемики студентам предлагается защищать научные позиции, которые им представляются более правильными, обосновывать свои взгляды.

Выступления студентов на семинаре можно организовать по разному – либо студент выступает по своему желанию, либо вызывается преподавателем. Сочетание этих двух приемов позволяет предоставлять слово желающим и стимулировать активность тех студентов, которые к 3-4 занятию ни разу не выступали на семинаре, (каждое выступление преподаватель фиксирует в своей тетради). Такой общий опрос студентов, уклоняющихся от выступлений, практикуется, как правило, в конце каждого семинара в течение 10-15 минут.

Преподаватель внимательно слушает и следит за выступлением студента. Если его речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет преподавателя, то она продолжается до 5-7 минут. Ограничение времени выступления исключает чтение конспекта, приучает студента говорить самостоятельно и по существу, не повторяя дословно содержание учебника, а при подготовке лучше обдумывать материал, изучая специальную литературу и нормативно-правовые акты.

Если студент затрудняется ответить и читает вслух учебник или конспект лекции, то, очевидно, что к занятию он не готовился. Преподаватель ставит ему задолженность, которая должна быть ликвидирована.

Далее, конкретизируя первый вопрос плана семинара, преподаватель повторно обращает его к другому студенту или ко всей группе, и т.д., пока не будут обсуждены и усвоены все вопросы, предусмотренные планом занятия. После этого преподаватель спрашивает группу, нет ли вопросов, дополнений, уточнений по существу работы семинара в целом и при наличии такого рода вопроса (или вопросов) дает краткое разъяснение (следует заметить, что иногда интересный, проблемный вопрос студента может быть приравнен к выступлению).

По итогам работы студентов на семинаре преподаватель оценивает их знания. При этом следует обратить внимание на специфику оценки знаний на семинаре и на экзамене. Если в первом случае оценивается уровень усвоения знаний, то во втором случае – их качество и глубина.

III. В кратком заключительном слове преподаватель: а) отмечает лучшие выступления, их сильные стороны, указывает на недостатки слабых; б) если в ходе занятия были допущены ошибки принципиального порядка, то преподаватель отмечает их и дает правильный ответ; в) в случае необходимости разъясняет студентам вопросы, которые вызвали затруднения при рассмотрении темы. В результате у студентов по окончании занятия не должно оставаться пробелов в уяснении темы семинара.

IV. В заключение преподаватель формирует задание на следующее семинарское занятие: акцентирует внимание на основных вопросах плана, рекомендует новую литературу, которая не успела получить отражение в учебно-методическом пособии.

 

 

МЕТОДИКА

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИ

«ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Общие положения

1.1 Балльно-рейтинговая система оценки уровня подготовки студентов представляет собой индивидуальную оценку качества подготовки обучаемых.

1.2. Балльно-рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов, предусмотренных учебным планом.

1.3. Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются:

- повышение мотивации студентов к качественному освоению учебного материала дисциплины;

- стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе;

- упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках дисциплины;

- осуществление дифференцированного подхода к оценке знаний и результатов учебной деятельности студентов;

- достижение высокого уровня организации образовательного процесса.

1.4. Настоящая Методика разработана на основе «Положения о балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «СГЮА», рекомендаций Управления контроля качества образования и обязательна для исполнения всеми преподавателями кафедры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.