Сделай Сам Свою Работу на 5

Уголовно-исполнительное законодательство





В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права. Соответственно, под источниками уголовно-исполнительного законодательства необходимо понимать систему законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Среди источников права особое место занимают международные договоры. В ч..4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».



Это положение отражает требования Конституции, устанавливая, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

Подобное положение содержит и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в ст. 3 которого сказано, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской федерации, то применяются правила международного договора. Такое приоритетное положение имеют общепризнанные принципы и нормы международного права, к числу которых относятся защита от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. К важнейшим из них относятся:



- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

- Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г.;

- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.;

- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорён к смертной казни 1984 г.;

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;

- Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.;

- правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.

Основополагающим законом является Конституция Российской Федерации. Помимо того, что Конституция РФ является базой для всего законодательства Российской федерации, она содержит и нормы, прямо регламентирующие уголовно-исполнительные правоотношения. Конституция РФ впервые закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (ст. 2). В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Эти положения полностью распространяются на лиц, отбывающих уголовные наказания. Поэтому с точки зрения источников уголовно-исполнительного права первостепенное значение имеют конституционные нормы, закрепляющие права и свободы осужденных как граждан России.



Уголовные наказания являются наиболее строгой формой реализации юридической ответственности, мерами государственного принуждения, которые заключаются в существенном лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Поэтому институт прав и свобод осужденных может рассматриваться только в совокупности с системой конституционных ограничений. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исполнение уголовных наказаний связано с ограничением таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения и общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища и др., а также с особенностями реализации остальных прав и свобод. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, отбывающие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Для развития правового положения осужденных как граждан России необходимы юридические гарантии, определённые в ст. 45-54 Конституции РФ, которые обеспечивают реализацию прав и свобод осужденных – это судебная защита, международно-правовая защита, получение квалифицированной юридической помощи; запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление и придание обратной силы закону, отягчающему ответственность за совершённое преступление; право на пересмотр приговора, на просьбу о помиловании или смягчении наказания; гарантии при отправлении правосудия по новому уголовному делу (презумпция невиновности, рассмотрение дела судом присяжных, освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников); право на компенсацию причинённого ущерба вследствие злоупотребления властью и возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ устанавливает основные обязанности осужденных как граждан России, в частности, платить законно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Помимо норм Конституции РФ, закрепляющих правовое положение осужденных, при определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет конституционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской федерации. Это обусловлено как важностью регулируемых этим законодательством общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политики государства, так и заинтересованностью всех субъектов РФ и государства в целом в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной политики, в едином порядке исполнения уголовных наказаний на всей территории страны. Из смысла данной статьи следует, что принятие законодательных актов в сфере исполнения уголовных наказаний возлагается только на федеральные органы государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, а именно на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и государственную Думу), Правительство РФ, а их реализация – на Министерство юстиции России и его Уголовно-исполнительную систему. Рассмотренные положения исключают возможность издания субъектами РФ основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации – основной нормативный акт, который регулирует исполнение всех видов уголовных наказаний, и применение иных мер уголовно-правового характера. УИК РФ, разрабатывавшийся в течение последних десяти лет, принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом России 8 января 1997 года № 1-ФЗ[1]. Уголовно-исполнительный кодекс РФ вступил в силу с 1 июля 1997 года, за исключением положений о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Они вводятся в действие отдельными федеральными законами по мере создания условий для исполнения этих наказаний. Глава 4 УИК РФ, регулирующая исполнения наказания в виде обязательных работ уже введена в действие Федеральным законом «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» от 28 декабря 2004 года № 177-ФЗ[2]. Другие же федеральные законы лишь могут развивать и дополнять его положения. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года регулировал лишь наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (а в последнее время лишь два из них – лишение свободы и исправительные работы без лишения свободы), а исполнение других видов наказания регулировалось другими законами (Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 года, Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР 1984 года и др.).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 8 разделов, 24 главы и 192 статьи (13 из них утратили силу в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г)[3].

Общая часть включает в себя один раздел – Основные положения Уголовно-исполнительного законодательства РФ, состоящий из трёх глав: Общие положения (9 статей); Правовое положение осужденных (6 статей); Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (9 статей).

Особенная часть состоит из 7 разделов и 21 главы, которые систематизированы, как правило, в зависимости от регулирования исполнения того или иного наказания.

Раздел II – Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, - подразделяется на шесть глав: Исполнение наказания в виде обязательных работ (6 статей); Исполнение наказаний в виде штрафа (2 статьи); Исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (6 статей); Исполнение наказания в виде исправительных работ (6 статей[4]); исполнение наказания в виде ограничения свободы (14 статей); Исполнение дополнительных видов наказаний (1 статья[5]).

Раздел III – исполнения наказания в виде ареста – состоит из одноименной главы, включающей в себя 5 статей.

Раздел IV- Исполнение наказания в виде лишения свободы – самый объёмный, включает в себя семь глав: Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (11 статей); Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения (5 статей); Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (16 статей); Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы (6 статей); Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы (11 статей); исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов (12 статей); Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (11 статей).

Раздел V – Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих – состоит из трёх глав: исполнение наказания в виде ограничения по военной службе (6 статей); Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих (6 статей); Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части (17 статей).

Раздел VI – Освобождение от отбывания наказания, и контроль за ними – включает в себя две главы: Основания освобождения от отбывания наказания (8 статей); Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними (4 статьи).

Раздел VII – Исполнение наказания в виде смертной казни – состоит из одноимённой главы, включающей в себя 3 статьи.

Раздел VIII – Контроль за условно осужденными – состоит из одной главы: осуществление контроля за поведением условно осужденных (4 статьи).

Другими федеральными законами, составляющими уголовно-исполнительное законодательство, являются: Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997 года, Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года и другие.

Среди иных законов можно еще назвать и те, которые непосредственно не регулируют исполнение наказаний, однако, отдельные положения которых имеют к нему отношение. Это закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 7 января 1992 года. Определяющий предмет прокурорского надзора в области исполнения наказаний; Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 года, определяющий основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях; Трудовой кодек РФ, устанавливающий правила охраны труда и техники безопасности на предприятиях исправительных учреждений и другие.

Эти законы хотя и не входят в состав уголовно-исполнительного законодательства, однако, составляют правовую основу исполнения наказаний.

Перечень законов, регулирующих исполнение наказаний, дополняют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Положения об арестных домах, исправительных центрах и т.д.), Министерства юстиции (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), Министерства обороны (например, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими), а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами. Однако указанные акты, хотя и детализируют вопросы исполнения наказания, в состав собственно уголовно-исполнительного законодательства не входят. Это подзаконные нормативные правовые акты, и они качественно отличаются от законов.

[1] СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

[2] СЗ РФ. 2005. № 1. (ч. 1). Ст. 3.

[3] СЗ РФ. 3003. № 50. Ст. 4847.

[4] Не учтены ст. 41 и 45, утратившие силу.

[5] Не учтены ст. 62-67, утратившие силу.

Понятие, виды, содержание и специфические признаки норм уголовно-исполнительного законодательства

Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства

Регулирование уголовно-исполнительных правоотношений производится с помощью норм уголовно-исполнительного права.

Будучи регулятором общественных отношений, складывающихся вследствие исполненияуголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия этих наказаний и тем самым регулируют процесс исправительного воздействия. Фактически, нормы уголовно-исполнительного права регулируют поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Замечание

Следует отметить, что их поведение определяется не только нормами уголовно-исполнительного права, например:

· управление исправительными учреждениями регулируется нормами административного права,

· договорные отношения - нормами гражданского права,

· отношения, складывающиеся при совершении осужденным нового преступления, - нормами уголовного и уголовно-процессуального права.


Нормы уголовно-исполнительного права

1.устанавливают ограничения в использовании общих прав граждан осужденными;

2.предусматривают специфические права и обязанности осужденных.

Норма уголовно-исполнительного права - это установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания.

Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс норм, регулирующий оп­ределенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при освобож­дении от отбывания наказания.

Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные поня­тия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы (нормы-задачи, нормы-принципы и нормы-дефиниции).

Нетипичные правовые предписания выполняют роль связующего звена между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цели, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борь­бу с преступностью.

В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм.

В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст. 84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в испра­вительных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательст­вом РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответ­ствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д.Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением нака­зания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет право­вого регулирования нормами уголовно-исполнительного законодагельства.

Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм, имеют внутриотраслевое назначение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.